Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Расширить и углубить знания детей о лесе, как природном сообществе, о многообразии живых организмов лесного сообщества, связях между ними: пространственных, пищевых.
  2. Формирование экологической культуры.

Эпиграф урока

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. – Начинаем урок с сообщения дежурных синоптиков о погоде.

    На доске графическое изображение природных и погодных явлений. Дежурные синоптики выбирают условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время.

    Делают обобщение.

    – После урока дежурные заполняют классный календарь наблюдений.

  3. Работа по теме урока.
  4. Чтение учителем стихотворения С. Смирнова.

    – О каком храме говорится в стихотворении С. Смирнова? Почему лес называют храмом природы?

    – Сегодня на уроке мы отправляемся в заочную научную экспедицию в лес. В экспедиции принимают участие 5 групп ученных иследователей.

    Задачи нашей экспедиции:

    1. Доказать, что лес – природное сообщество.

    2. Выявить невидимые нити, которыми связаны все его обитатели.

    3. Научиться любить лес и бережно относиться к нему.

  5. Повторение: “Многообразие организмов лесного сообщества”.
  6. – Объясните слово “сообщество”. Кто входит в лесное сообщество? (Растения). Вспомним как располагаются растения в лесу? Почему? Расположите растения по “лесным этажам” (Дуб, дикая яблоня, шиповник, колокольчик).

    На доске наборное полотно. Объясните.

    – Еще кто входит в лесное сообщество? (Животные).

    – Назовите животных лесов Саратовской области по группам.

    Насекомые: жук-короед, мохнатые гусеницы, муравьи.

    Земноводные: лягушки.

    Пресмыкающиеся: живородящая ящерица, прыткая, уж, гадюка.

    Птицы насекомоядные: синица, кукушка, дятел, соловей.

    Растительноядные: сойка, снегирь, чечетка, свиристель.

    Хищные: ястреб, сова, сокол.

    Млекопитающие-растительноядные: бурундук, лось, заяц, косуля, мышь, слепыш.

    Насекомоядные: крот.

    Хищные: волк, горностай, ондатра, лиса, норка, куница.

    Всеядные: кабан, белка, еж.

    Еще какие организмы входят в лесное сообщество? (грибы, микробы)

    – Для чего лесу нужны грибы?

  7. Цепи питания.
  8. А теперь мы должны установить, как все эти организмы связаны между собой. Чем они связываются? (цепями питания) – Каждой группе ученых дается 3 минут, для того чтобы собрать цепь питания на наборном полотне и объяснить ее.

    1 гр. кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб.

    2 гр. листья дерева – гусеницы – муравьи – медведь.

    3 гр. ягоды земляники – улитка – лягушка – уж – еж.

    4 гр. желуди дуба – сойка – ястреб.

    5 гр. Что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли все дубы? Что может повлиять на исчезновение дубов?

    Проверка.

    – Почему в лесу не размножаются гусеницы, жуки-короеды, мыши до такого количества, чтобы уничтожить весь лес, ведь они очень плодовиты? (сущ. природного равновесия).

    – Сделаем вывод: Что случится, если выпадет одно звено природного равновесия, например истребить всех дятлов? (нарушится природное равновесие).

  9. Проблемные ситуации.
  10. Группами-исследователей даются различные ситуации. Все должны объяснить их и сделать выводы.

    1 гр. Могут ли белка и крот поменяться квартирами?

    2 гр. Дупла – квартиры лесных обитателей.

    3 гр. Добрая няня ели.

    4 гр. Кто питается мышами? Что произойдет, если исчезнут все мыши?

    5 гр. составляет схему связей растений, животных и грибов в лесу.

    Проверка работ.

    – Многие живые организмы связаны между собой дружбой, например:

    Дружат пчелка и цветок,
    Дружат лист и мотылек,
    Дружат реки и леса,
    Дружат в хоре голоса.

    – Продолжите стихи своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования. Например: дружат ели и клесты.

  11. Проведение итогов урока. Закрепление. Обобщение.

– Что доказала наша экспедиция?

– Что произойдет с лесом, если рядом построить завод? – Кто будет виновен в нарушении природного равновесия?

– Подумаем о месте человека в природе. (частица природы).

– Кем будет человек в лесу? (гостем).

Человек – гость в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Что же это за правила?

– Вы нарисовали разрешающие и запрещающие знаки поведения в природе. Объясните их.

– Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.