Цели:
- Расширить и углубить знания детей о лесе, как природном сообществе, о многообразии живых организмов лесного сообщества, связях между ними: пространственных, пищевых.
- Формирование экологической культуры.
Эпиграф урока
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.С. Смирнов.
Ход урока
- Орг. момент.
– Начинаем урок с сообщения дежурных синоптиков о погоде.
На доске графическое изображение природных и погодных явлений. Дежурные синоптики выбирают условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время.
Делают обобщение.
– После урока дежурные заполняют классный календарь наблюдений.
Чтение учителем стихотворения С. Смирнова.
– О каком храме говорится в стихотворении С. Смирнова? Почему лес называют храмом природы?
– Сегодня на уроке мы отправляемся в заочную научную экспедицию в лес. В экспедиции принимают участие 5 групп ученных иследователей.
Задачи нашей экспедиции:
1. Доказать, что лес – природное сообщество.
2. Выявить невидимые нити, которыми связаны все его обитатели.
3. Научиться любить лес и бережно относиться к нему.
– Объясните слово “сообщество”. Кто входит в лесное сообщество? (Растения). Вспомним как располагаются растения в лесу? Почему? Расположите растения по “лесным этажам” (Дуб, дикая яблоня, шиповник, колокольчик).
На доске наборное полотно. Объясните.
– Еще кто входит в лесное сообщество? (Животные).
– Назовите животных лесов Саратовской области по группам.
Насекомые: жук-короед, мохнатые гусеницы, муравьи.
Земноводные: лягушки.
Пресмыкающиеся: живородящая ящерица, прыткая, уж, гадюка.
Птицы насекомоядные: синица, кукушка, дятел, соловей.
Растительноядные: сойка, снегирь, чечетка, свиристель.
Хищные: ястреб, сова, сокол.
Млекопитающие-растительноядные: бурундук, лось, заяц, косуля, мышь, слепыш.
Насекомоядные: крот.
Хищные: волк, горностай, ондатра, лиса, норка, куница.
Всеядные: кабан, белка, еж.
Еще какие организмы входят в лесное сообщество? (грибы, микробы)
– Для чего лесу нужны грибы?
А теперь мы должны установить, как все эти организмы связаны между собой. Чем они связываются? (цепями питания) – Каждой группе ученых дается 3 минут, для того чтобы собрать цепь питания на наборном полотне и объяснить ее.
1 гр. кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб.
2 гр. листья дерева – гусеницы – муравьи – медведь.
3 гр. ягоды земляники – улитка – лягушка – уж – еж.
4 гр. желуди дуба – сойка – ястреб.
5 гр. Что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли все дубы? Что может повлиять на исчезновение дубов?
Проверка.
– Почему в лесу не размножаются гусеницы, жуки-короеды, мыши до такого количества, чтобы уничтожить весь лес, ведь они очень плодовиты? (сущ. природного равновесия).
– Сделаем вывод: Что случится, если выпадет одно звено природного равновесия, например истребить всех дятлов? (нарушится природное равновесие).
Группами-исследователей даются различные ситуации. Все должны объяснить их и сделать выводы.
1 гр. Могут ли белка и крот поменяться квартирами?
2 гр. Дупла – квартиры лесных обитателей.
3 гр. Добрая няня ели.
4 гр. Кто питается мышами? Что произойдет, если исчезнут все мыши?
5 гр. составляет схему связей растений, животных и грибов в лесу.
Проверка работ.
– Многие живые организмы связаны между собой дружбой, например:
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
– Продолжите стихи своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования. Например: дружат ели и клесты.
– Что доказала наша экспедиция?
– Что произойдет с лесом, если рядом построить завод? – Кто будет виновен в нарушении природного равновесия?
– Подумаем о месте человека в природе. (частица природы).
– Кем будет человек в лесу? (гостем).
Человек – гость в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Что же это за правила?
– Вы нарисовали разрешающие и запрещающие знаки поведения в природе. Объясните их.
– Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.