Тема:С. Козлов. “Зимняя сказка”
Цели.
- Формирование умения выделять главную поучительную мысль текста, находить отрывки из текста для ответов на вопросы.
- Развитие навыков чтения, речи, мышления.
- Воспитание заботливого отношения к близким и друзьям.
Ход урока:
I . Орг. момент.
Уч. - Дети, вы любите, когда к вам приходят гости (ответы детей)?
- К нам сегодня на урок спешат гости, но на улице столько снега намело, что им не пройти. Давайте пойдём им навстречу и расчистим снежные заносы. Согласны?
II. Проверка домашнего задания. (стих. М.Дружинина. Белый, вкусный снег идёт...)
Уч. - А вот и первый снежный занос у вас на столах.
Игра “Собери фразы” ( на столах вразброс карточки со словами)
- каждой паре собрать из слов фразы и прочитать:
Уч. -Что это получилось у нас? (строчки из стих-ия “Белый,вкусный снег идёт..”
-Повторите чтение всего стих-ия. (чтение в парах постоянного состава)
-Поднимите руки, кому понравилось своё чтение? А кому чтение своего соседа?
-А сейчас я хочу послушать, как вы дома подготовили чтение этого стихотворения. (заслушивается и оценивается чтение 2-3 уч-ся)
III. Введение в тему урока.
Уч. -Мы вот говорим “снег идёт”.
- А что такое снег?
-Как называется каждая замёрзшая капелька воды?
-И у нас сегодня в классе идёт снег. (открыть доску)
(на доске имитация зимнего леса к произведению С.Козлова “Зимняя сказка” и на нитках подвешены снежинки, )
-Скажите где мы оказались? Он настоящий? А какой?(сказочный)
-Да гости -то и придут к нам из этого сказочного леса. Как назовём нашу сказку? (ответы детей- “Зимняя сказка”)
-А снежинки? Все ли они одинаковы? Чем отличаются?
-упражнение на развитие речи.
Уч.: -Ребята, вот-вот мы встретимся с нашими гостями. Они уже совсем близко. Но на пути у нас ещё снег завалил тропинки.
Двух ребят мы отправим вперёд расчищать снежные завалы.
-Вы должны составить из разбросанных фраз загадки и потом их нам прочитать. И тогда мы узнаем, что за гости к нам спешат.
-Ну а мы расчистим эту тропинку.
(на доске ряд слов: наступила снег белый идёт зима снежинки на пушистый тихо падают)
-Подумайте, сколько предложений здесь можно составить?
-Ребята, а что это ещё осталось, надо дочистить.
(на доске остались буквы — Н, И, С, П; и точки)
-Да, правильно! Точки надо поставить в конце предложений, а заглавные буквы в начало предложений. Ведь так пишутся предложения.
- Прочитаем хором наш текст. Молодцы!
-А теперь послушаем, какие же загадки составили ребята?
Отгадайте их. ( ответы детей- ёж и медведь)
Чем они заняты зимой?
-А почему именно эти животные к нам и пришли на урок чтения?
II Изучение нового.
1 Сообщение темы урока:
-Да, именно о них мы и прочитаем сказку...
(дети читают на доске), написанную С.Козловым, где героями и будут медвежонок, ёжик и снежинки
2 Многократное чтение начала текста:
1 раз: книга вверх ногами 2 раз: книга под углом 90 градусов
3 раз: книга прямо.
-Что узнали о медвежонке?
-Прочитайте какие были снежинки? (оценка)
-Что может случиться с медвежонком?
3 Работа над текстом сказки.
-Прослушивание части сказки ( с. 135 — 136)
-А снежинки-то были заколдованные! (читает учитель)
-выборочное чтение:
-Чем же особенны снежинки? (оценка)
-Что произошло к вечеру? (оценка)
-продолжение прослушивания сказки ( с 136 — 1 абзац)
-Да, как мы с вами и предполагали медвежонок заболел! (читает учитель)
-чтение детьми разговора ёжика с медвежонком (тетрадь -с. 51- 52 )
-А сейчас, работая в парах, подготовьте к чтению по ролям разговора Ёжика с Медвежонком.
-Какие слова вы должны взять в скобки, чтобы не читать их при чтении по ролям? (Ответы детей — слова автора) (готовят текст и читают в парах)
-Чего боялся ёжик?
-Что мы можем сказать о героях этой сказки?
-Какие они? -Как относятся друг к другу?
-Надо ли и нам людям быть такими, как Ёжик?
-чтение вслух по ролям
III Итог урока.
-Понравилась вам сказка? Что больше всего запомнили?
Хотели бы вы иметь таких друзей?