Словарные слова – это одна из трудностей, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Проверить их родственными словами все невозможно. А память ребёнка часто недостаточно приспособлена к «простому запоминанию».
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы. П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе» сформулировал некоторые проблемы обучения непроверяемым написаниям, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени. В числе этих проблем можно назвать следующие:
- о сочетании различных видов восприятия при закреплении слов;
- о силе первичного восприятия графического образа слова;
- о количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;
- о необходимости определения количества и системы тренировочных упражнений на этапе закрепления для отдельных классов и отдельных учащихся.
Анализ приёмов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что всё её многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, делая акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. А ведь одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения. В связи с этим зачастую учащиеся механически заучивают орфограммы в таких словах, не соотнося графический образ слова с его смыслом. Отсюда и обилие речевых и грамматических ошибок. Далеко не все учащиеся в случае затруднения обращаются к словарям: орфографическому и тем более этимологическому. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития речи. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает успешной работе грамотности учащихся начальной школы. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.
Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы.
Актуальность проблемы определила цель: создание системы словарной работы в начальной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- формировать умение пользоваться толковым и этимологическим словарями в повседневной жизни;
- развивать память, логическое и абстрактное мышление, представляя русский язык, как часть окружающего мира;
- формировать интерес к предмету.
Принимая во внимание мнения учёных – методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемых написаний мы установили, что у каждого из них представлены отдельные направления работы, а не единая система. Так, например, Н. Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания, В. П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся; П.П. Иванов рекомендует учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. В.В.Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний, сочинений по опорным словам; О.Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на этимологический анализ. Всю эту работу можно рассмотреть как единство двух видов направления.
Объединив словарно-лексическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в нескольких аспектах: орфоэпическом, лексико-этимологическом, орфографическом и синтаксическом. Эти аспекты стали этапами работы над словом. Выстраивая этапы работы над словом, учитывая особенности класса, была разработана единая система. В основу, которой заложен алгоритм работы со словарным словом.
Однако этого было недостаточно для прочного запоминания слов. Нужны психологические механизмы, которые помогали бы писать безошибочно слово без предварительного его воспроизведения. Самый удобный вариант, - это использование метода нейролингвистического подхода (НЛП). Работу по этому алгоритму надо начинать с I класса постепенно усложняя этапы закрепления в соответствии с учебной программой. Алгоритм представляет собой 11 этапов. Рассмотрим их подробнее.
Алгоритм работы со словарным словом
- Орфографическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.
- Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память. При этом каждый может выбрать свой прием запоминания:
- проговорить вслух негромко себе по слогам (для учащихся с моторной памятью);
- молча посмотреть на слово, прочитывая его про себя, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
- проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).
- Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.
- Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
- Письменный фонетический разбор в полной форме.
- Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
- Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
- Склонение этого слова по падежам.
- Использование метода ассоциации. Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать и запомнить орфограмму.
- Создание рисунка (аппликации, ребусов, стихотворений).
- Использование визуально-кинестетического метода (НЛП).
Визуально – кинестетическая стратегия грамотного письма (психологический метод якорения Д. Гордона и Р. Бендлера нейролингвистического подхода (НЛП)). Подход заключается в следующем:
- у каждого человека существует 3 репрезентативные системы, т. е. каждый человек воспринимает информацию через 3 канала:
- аудиальный (больше запоминает информацию, которую он услышал);
- визуальный (больше запоминает информацию, которую увидел сам);
- кинестетический (запоминает информацию, которую почувствовал).
Один из каналов у человека является ведущим. В учебных классах существуют, как правило, ученики с различными ведущими каналами, т.е. информацию запоминают по-разному. Оптимальным методом для запоминания информации является визуально-кинестетический, который позволяет «пропустив» через себя слово, запомнить информацию всем учащимся.
Метод способствует расслаблению учащихся, снятию напряжения. Его вполне можно использовать вместо физминутки.
Как уже говорилось, в методической литературе представлены отдельные направления работы со словарным словом, мы же выстроили систему работы, делая акцент не только на лексико-орфографической, этимологической работе, но и на психологических особенностях восприятия материала, используя метод НЛП. Предложенный алгоритм работы представляет собой эффективную методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся.
Благодаря систематической словарной работе повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка. Дети отмечают хорошее настроение, как до урока, так и после него. Использование данного метода вырабатывает навык самостоятельной работы у учащихся. Эффективность работы со словарным словом подтверждается результатами словарных диктантов. Количество ошибок сокращается в несколько раз, как у учащихся с языковым барьером, так и у слабоуспевающих учащихся.
Данную методику работы лучше начинать проводить в группе продлённого дня, во внеклассных мероприятиях. По мере приобретения опыта затраты времени уменьшаются. Учащиеся быстро усваивают данную форму работы по алгоритму. После чего с этим алгоритмом можно работать динамично в ходе урока, а затем учащиеся могут работать самостоятельно, выполняя домашнее задание в своих индивидуальных тетрадках – словариках.
Наибольшую практическую значимость работа будет иметь для учителей начальной школы, учителей русского языка среднего звена, используя словарные слова, предусмотренные учебной программой того или иного класса.
Используемая литература
- О.Н. Лёвушкина Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. М. Гуманит изд. Центр «Владос», 2004 г.
- В.И. Аргунова. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся, изд. «Первое сентября», «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок» 2004 – 2005.
- В.В. Ераткина. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе, изд. Рязань, 1989 г.
- В.П. Канакина, Работа над трудными словами в начальных классах изд. Москва 1991г.
- Н.Н. Китаев, Издание правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами изд. Москва, 1959
- И.Д. Агеева. Трудные слова. Обучающий словарик изд. Санкт – Петербург: СОЮЗ, 1999 г.
- М.Гафитулин, Т. Попова, Слово о словарном слове … « Начальная школа» №1., 1997г.