Роспись и украшения ткани увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Дети получают возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед учащимися широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством невозможно без изучения соврменных видов декоративно-прикладного творчества, одним из которых является батик. Данная разработка нацелена не только на теоретическое знакомство с искусством росписи ткани, а главное на творческую деятельность учащихся в конкретном материале и применения продукта своей деятельности, например, в интерьере. Но, к сожалению, образовательные программы по изобразительному искусству не включают в себя знакомство с этим видом творчества, поэтому данная разработка блока уроков является актуальной.
Художественная роспись ткани (батик) включает в себя несколько техник нанесения рисунка на ткань (холодный батик, горячий батик, свободная роспись и т.д.). В своей работе со школьниками я использую только свободную роспись и акварельные краски, поскольку основными принципами организации занятий являются их посильность для освоения детьми и безопасность используемых материалов.
Цель данного блока уроков - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, через знакомство с художественной росписью ткани (батик).
Задачи:
- познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписью ткани (батик);
- ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;
- развивать художественный вкус и фантазию;
- обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
При проведении уроков по искусству росписи ткани учащиеся познакомились:
- с историей возникновения и развития росписи ткани;
- с технологией выполнения батика;
- с инструментами, приспособлениями и материалами, а также специальными красителями, необходимыми для данного вида творчества;
- современные подходы в оформлении интерьера и дизайна одежды, с использованием батика.
Материал разработан с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 10 - 11 лет. Уроки построены таким образом, чтобы учащиеся освоили данную тему постепенно от простого к сложному, от учебных заданий к творческому решению. На первом этапе целесообразно вспомнить цветовой круг, теплые и холодные цвета, и попробовать выполнить осенний цветок в теплой гамме акварелью по мокрому, сначала на бумаге, а потом на ткани. Здесь важно дать возможность детям почувствовать, как растекаются краски и, как происходит вливание цвета в цвет. (Приложение 1). На втором уроке, после того как работа высохла, дать возможность детям применить средства художественной выразительности (линия, пятно, штрих, мазок, точка и т.д.) и выполнить графику на цветке, придав ему более четкие контуры, дорисовав фломастером, кто что увидел. Например, капли росы, жучков, бабочек, прожилки на цветах и листьях, и т.д. Детям очень нравится заниматься графической дорисовкой, так как это дает возможность проявить творчество и фантазию.(Приложение 2).
На втором этапе мы выполняем живописную картину "Осенний пейзаж". (Приложение 3). Здесь важно вспомнить правила воздушной перспективы, законы построения композиции, а также показать варианты изображения различных деревьев, домиков, заборов, птиц и т.д. Поговорить о состоянии природы в это время года и цветовой гамме, характерной для этого периода.
Работу начинаем без предварительного эскиза, сразу на ткани. В конце урока необходимо дать возможность детям рассказать о своей работе, дать ей название, а также выразить свое эмоциональное состояние.
На третьем этапе учащиеся выполняют графические дорисовки, чтобы придать изображению выразительность и подчеркнуть главные детали, так как акварельные работы на ткани бледнеют после высыхания и теряют четкость контуров.
На последнем уроке учащиеся выполняют диагностическое тестирование в форме контрольной работы, которая включает в себя теоретические вопросы, направленные на выявление уровня знаний по изученной теме. (Приложение 4).
На протяжении четырех уроков дети принимали активное участие в творческом процессе. Было видно, что тема им интересна. Особенно хочется отметить третий урок, когда учащиеся очень эмоционально рассказывали о своих работах. Каждый хотел сказать, что изображено, почему работа называется именно так и как цветовая гамма выражает настроение, и эмоциональное состояние автора. После завершения работы учащиеся высказали желание еще поработать в этом виде творчества из чего можно сделать вывод, подтверждающий цель данного блока уроков.
По окончанию работы необходимо провести тематическую выставку, например, "Краски осени", где можно разместить не только осенние пейзажи, в технике батик, но и цветы, выполненные на втором уроке. Проведение таких выставок дает возможность учащимся по другому взглянуть на свою работу, а главное то, что они побуждают зрителя к творчеству.
Знакомство с таким видом творчества как батик, позволяет раскрыть художественные способности детей, через творческую деятельность учащихся в материале, что подтверждает актуальность данной темы. В результате изучения курса у учащихся было сформировано целостное представление об искусстве росписи ткани, и повысился творческий потенциал.
Анализ проведенной контрольной работы показал достаточно высокий уровень усвоения пройденной темы на теоретическом уровне. Так из 25 присутствующих на уроках учащихся 7 человек написали контрольную работу на "4", что соответствует среднему уровню, а 18 - на "5" - высокий уровень. Средний балл составил 4.72. Кроме того, по результатам проведения выставки "Краски осени" можно сказать, что работы детей вызвали большой интерес, получили положительные отзывы от учащихся гимназии, учителей и родителей.
Данный блок уроков может быть включен как в авторские, так и в базовые программы по изобразительному искусству, а также на уроках по декоративно-прикладному искусству и технологии. Кроме того, при небольшой корректировке блока можно использовать данную разработку, как частично, так и полностью, на уроках труда в начальной школе.
Курс можно продолжить на факультативных занятиях и в дополнительном образовании, используя традиционную технологию росписи ткани в технике холодного батика.