Актив школьного детского объединения «Исток» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28») состоит из учащихся 8-11 классов. Они проявляют инициативу, активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения. Когда приходит время прощаться со школой не раз можно услышать от выпускников, что они многого не успели сделать для себя и школы. Что же им мешало раньше? Почему они, учась в 5-7 классах, наблюдали со стороны на работу старшеклассников и робко шли им на смену, постепенно раскрывая свои качества лидера? Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности.
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образовательные учреждения (ОУ) к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон воспитания. Стратегической задачей модернизации российской школы стало « выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-политических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Р. Ф. № 393 от 11.02.02. г.).
Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.
В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.
Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены ученического самоуправления.
Возникает вопрос: кто является ЛИДЕРОМ, какими качествами обладает ЛИДЕР? Обобщенный результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, физиологические, психологические (эмоциональные), умственные(интеллектуальные), личностные (деловые). обеспечивающие лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих черт.
Являются ли эти качества врожденными или приобретенными? Имеют место обе природы качеств. С одной стороны, лидер изначально наделен определенными чертами, которые перешли к нему генетически. С другой стороны, выполнение функций лидера способствует формированию у ребенка определенных качеств. Предполагается, что лидерские качества можно сформировать и развить. Кроме того, нужно учитывать психологическую мотивацию и возрастные особенности личности.
Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Многие малыши, получив поручение, быстро теряют к нему интерес. Подобные проявления тормозят развитие самостоятельности у детей. Видеть это – значит, недооценивать самоценность данного периода развития, на котором могут развиться, а могут увянуть, не развившись, важные качества личности. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения.
Сегодня во многих ОУ отсутствует работа по выявлению и развитию лидерских способностей. Предполагается, что включение младшего школьника в работу органов самоуправления имеет цель помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Для этого необходимо создать, на базе образовательных учреждений школу лидеров для учащихся 3- 4 классов.
Цели программы:
- Формирование и развитие лидерских способностей учащихся 3-4 классов как основы самоуправления.
- Установление преемственности между активистами начального и среднего звена.
Задачи:
Социальные:
- Создать детям условия для самореализации.
- Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
- Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
- Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Обучающие:
- Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
- Повышать уровень общей культуры обучающихся.
- Научить выполнять общественное поручение.
Развивающие:
- Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
- Развить творческие и коммуникативные способности.
- Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей.
Для решения поставленных задач были применены следующие принципы:
- принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность).
- принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности
- принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
- принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
- принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
- принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
- принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.
Основное содержание программы
Существуют этапы самореализации личности младшего школьника в деятельности самоуправления.
1 этап – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
2 этап – ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.
3 этап – младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях.
На первом этапе существенным вопросом для взрослого станет «Что делать вместе?». Для совместной работы подходят дела, имеющие чётко определённую цель, значимую и полезную для других ребят, имеющую практическую направленность. Совместными усилиями можно приготовить и провести трудовые акции, вечера, концерты, игры, спортивные мероприятия, походы. Такие дела дают выход активности маленьких и взрослых, позволяют всем детям попробовать свои силы, и в то же время, посильны для тех и других.
Усилия не дадут результата, если взрослые не помогут детям целесообразно определить поле для упражнения младшего школьника в самостоятельности, для накопления ими собственного маленького опыта для перехода от этапа подражательных действий к более полной самостоятельности (2 этап).
Постепенно необходимо привлекать ребят к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. На этом этапе они пробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы. Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие старших и младших.
На 3 этапе особую значимость для малышей имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после проведённой работы. Ребёнку необходимо видеть плоды своей работы, результат деятельности. Необходимо стимулировать детей, чтобы побудить к большей самостоятельности.
В любом групповом деле каждый ребёнок в поле внимания. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлечённый в интересное дело, ребёнок замечает, что его «я» лишь в союзе с другими получает и сможет получить наибольшее удовлетворение жизнью.
Создаётся проблема – необходима система «Я расту» (школа лидера), объединяющая 3 этапа в единое целое, которая включит в себя все условия для развития лидерских способностей детей младшего школьного возраста (9-11 лет), поможет подготовить детей – активистов для работы в своём ученическом коллективе и в школьном органе самоуправления. Программа способствует воспитанию активного гражданина.
Содержание Школы Лидера
Основные разделы Школы Лидера:
1. Лидер во всех аспектах (Приложение №4)
- Современное понимание лидерства.
- Лидер и его команда, её формирование и правила работы в команде.
- Роль лидера в ученическом самоуправлении.
- Управление собой и самоорганизация.
- Лидерские качества, его роль, деятельность.
- Авторитет лидера и коллектив.
2. Основы диагностики
- Диагностика и её роль в жизни, в организаторской работе.
- Диагностика личности: выявление эмоционального состояния личности, группы, взаимоотношений в коллективе.
- Использование результатов диагностики в планировании деятельности коллектива.
3. Ораторское искусство
- История ораторского искусства.
- Основные навыки выступления.
- Внешний облик оратора, голос, интонация.
4. Искусство общения
- Виды общения, правила, искусство диалога.
- Жесты, мимика, интонация.
- Способность высказать своё мнение, умение слушать и слышать собеседника.
5. Мой край
- Краткая справка о географии республики.
- Символика.
- Традиции и культура народов республики.
6. Здоровый образ жизни
- Понятие «здоровый образ жизни».
- Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.
7. Этикет
- Современный этикет поведения в обществе.
- Имидж лидера.
Рабочий план работы Школы Лидера
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
---|---|---|
1 | Социометрия | 1 |
2 | Игры на знакомство | 1 |
3 | Характер людей (Приложение №1) | 1 |
4 | Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер. (Приложение №2) | 1 |
5 | Целеполагание | 1 |
6 | Правила организаторской работы | 1 |
7 | «Миксеры» | 1 |
8 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
9 | Приветствие | 1 |
10 | Игры на умение ладить друг с другом | 1 |
11 | Услышать и понять | 1 |
12 | Убеждение | 1 |
13 | Игры в парах | 1 |
14 | Сотрудничество | 1 |
15 | Экскурсия в музей детского творчества | 1 |
16 | Актерское мастерство | 1 |
17 | Тренинг-игра «Твори, выдумывай, пробуй» | 1 |
18 | Конфликты | 1 |
19 | Учусь принимать решения | 1 |
20 | Решение сложных ситуаций | 1 |
21 | Спортивное ориентирование | 1 |
22 | Цени время | 1 |
23 | Привычки людей | 1 |
24 | В чем наше здоровье? | 1 |
25 | Выставка «Наш интерес» | 1 |
26 | Экскурсия в типографию | 1 |
27 | Выпуск экспресс газеты | 1 |
28 | Тропа доверия | 1 |
29 | Акция «Журавлик» | 1 |
30 | Конкурсы на все случаи жизни | 1 |
31-34 | Выездной сбор «Мы весёлые индейцы!» | 5 |
Конкретные ожидаемые результаты
По итогам деятельности участников (учащихся 3-4 классов) программы мы предполагаем, получить следующие результаты:
- Выявить лидеров среди учащихся начальных классов;
- Установить преемственность между начальным и средним звеном;
- Развить организаторские способности учащихся начальных классов;
- Развить у ребят умение самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в КТД.
- Формировать умение управлять собой, самоанализировать, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения. (Приложение №3)
Факторы, влияющие на развитие лидерских способностей:
Психологическая мотивация - потребность личностной самооценки, стремление к взрослости, самостоятельности, самовыражению.
Виды деятельности: учебная; общение со сверстниками; досуговая.
Условия:
Социально-педагогические:
- учет индивидуальных качеств личности и её направленности;
- учет психологических и возрастных особенностей;
- привлечение специалистов;
- использование традиций, ритуалов, игр;
- позиция сотрудничества педагога и учащихся;
Психологические:
- благоприятный психологический климат в коллективе и в ОУ;
- формирование и развитие «этических» ориентиров (доброта, тактичность);
- учет интересов учащихся;
- выработка интересных, трудных, но достижимых целей;
Правовые:
- устав ОУ;
- положение о ШЛ;
- кодекс прав и обязанностей учащихся.
Методы:
- метод авансированного доверия;
- метод ответственного поручительства;
- метод личного примера;
- метод убеждения;
- метод общественного мнения;
- метод выращивания;
- метод поощрения.
Формы работы
- КТП;
- КТД;
- КОД.
Алгоритм работы:
- Найди единомышленников.
- Договорись с ними о деле.
- Организуй дело.
- Проведи дело.
- Выбери лидера.
Стимулирование:
- Моральное
- Материальное
Среда:
- Внешняя
- Внутренняя
Перспектива роста:
Лидер в группе – Лидер в классе – Лидер в школе – Самоуправление – Уважение среди сверстников.
Опыт общения с людьми
Быть наравне с взрослыми
Решать общественные проблемы для общего блага.
Библиография
- Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование.-2002.-№7.-с.161-162.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года: приказ министерства образования Р. Ф.№393 от 11.02.02.
- Козьмина Е.Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объеди-нениях детей и подростков // Дополнительное образование.-2000.-№11.- с.53-55.
- Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
- Кашкаров С.Н. Начнём всё сначала // Классный руководитель.-2003.-№8.-с.103.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой М., 1986.
- Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // народное образование 2001.-№8.-с.151- 159.
- Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование.- 2001.-№4.-с.121- 124.
- Тебе, вожатый! Выпуск №2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004 г. – 96с.
- Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа. // Народное образование.-2001.- №2.-с.120- 127.
- Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения. // Классный руководитель. - 2001.- №8.
- Хочу быть лидером. Выпуск 2.- Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96 с.
- Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга. // Народное образование 2001.- №3.- с. 115- 116.