Цели урока:
- Выяснить географическую специфику одного из ведущих центров мирового хозяйства.
- Дать полную экономико-географическую характеристику страны.
- Заполнить лист с печатной основой «Япония».
- Проанализировать «экономическое чудо» Японии.
- Повысить интерес к изучению географии.
Оборудование:
- Политическая карта мира.
- Атласы.
- Мультимедийная установка.
- Диск с презентацией по Японии..
- Постеры с изображением Японии.
- Бонсай, книга с техникой бонсая.
- Икебане с круглой хризантемой (национальный цветок японцев).
- Листы с печатной основой для работы учащихся (публикации 1-4).
План урока:
1. Вводное слово учителя.
Темой сегодняшнего урока является «страна восходящего солнца» - Япония (это образное название, исходя из положения на крайнем востоке). Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?
Прослушать ответы детей.
2. Территория, границы, положение Японии.
Посмотрите на листы с печатной основой (или, если хотите, на форзац учебника). Дайте общие данные по Японии.
S = 372 тыс. кв. км.
H = 127,3 млн. чел. [учебник 10 класс, Максаковский, 2006]
Столица – Токио
Форма правления - конституционная монархия
Форма административно-территориального устройства – унитарное государство
Средняя плотность населения очень высокая ~ 340 чел/кв.км.
Япония, как вы видите из цифр, по площади сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них. Эта страна – архипелаг расположена на 4 крупных и 4 тыс. мелких островов. Это островной мир, протянувшийся на 3,5 тыс. км, на стыке Евразии и Тихого океана.
В Японии нет места, удалённого от моря более чем на 120 км. По общей береговой линии (30 тыс.км.) она значительно превосходит США, и даже сравнивается с Африкой. На 1 км. японской территории приходится 72 м. береговой линии (в 2р. > чем в США)!
Т.о, Япония, действительно, богата своим побережьем, хотя сравнительно бедна природными ресурсами.
3. О природноресурсном факторе Японии много говорить не получается.
Находясь на стыке 2х литосферных плит, Япония может быть охарактеризована как гористая страна, с удобными низменностями вдоль побережья. Обилие тепла и влаги субтропиков и тропиков Южной Японии позволяет снимать по 2 урожая риса и овощей;
- леса занимают 2/3 её территории
- многочисленны её порожистые реки (гидроэнергия, орошение)
- богата и разнообразна фауна
В силу геологического строения недра страны содержат запасы каменного угля, меди, свинцово – цинковый руды (из энциклопедического справочника «Все страны мира», стр .236).
4. Но надо отдать должное японцам, они очень бережно относятся к окружающей природе к деревьям, цветам, животным.
Поэтому в Японии очень популярны сезонные прогулки в природу, любование цветением сакуры, багрянцем кленовых лесов. Теперь это причудливо сочетается с проявлениями современной западной моды. А великолепные природные пейзажи, индустриальные и сельскохозяйственные ландшафты прекрасно соседствуют рядом. Все это создано упорным трудом японцев.
А трудиться здесь есть кому: Япония входит в «десятку» стран мира по населению. Интересно, что за последние 10-летия характер естественного движения резко изменился от 2 к 1 (к зиме). Это не что иное, как следствие крупных социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения.
Япония – нация здоровых людей, с низким (самым низким) показателем детской смертности в мире, здесь пропагандируются поздние браки. Именно Япония отличается самой высокой в мире средней продолжительностью жизни (около 80 лет). Она же первая предложила экспорт стариков.
Национальный состав исключительно однороден. 99% - японцы. Их язык сложен и специфичен, не входит ни в одну языковую семью, а письменность включает и сложную слоговую азбуку, и сложные иероглифы.
Религии в стране 2- синтоизм и буддизм, спокойно соседствующие и сосуществующие между собой. Обычно веруют в обе религии.
Япония- страна густонаселенная: средняя плотность населения- 340 чел. на кв. км. Это одно из первых мест в мире.
Страна высокоурбанизированная: 76% живет в городах, городских агломерациях, особенно в Токайдо - мегалополисе, который протянулся на 600 км вдоль Тихого океана. Есть и еще одна интересная цифра: 50 %- экономически активное население. Как вы понимаете, это очень высокая цифра. А если еще учесть, каков образовательный уровень рабочей силы, то можно сделать убедительный вывод: в стране есть кому работать, рабочая сила отличается высокой квалификацией.
Чем же обусловлено японское « экономическое чудо»: быстрый выход побежденной страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира?
Решаем проблему. Причин тому много: экономические, политические, социальные, исторические. Во-первых, тщательно продумали национальную стратегию экономического развития страны с учетом местных условий: все взрослое население было вовлечено в хозяйственную деятельность.
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ:
- Поощрение мелкого и среднего бизнеса.
- Ограничение военных расходов (не более 1% национального дохода).
- Развитие производств с экспортной ориентацией, постоянный учет запросов рынка.
- Покупка патентов, лицензий и их эффективное использование.
- Сочетание новейших технологий с относительно дешевой местной рабочей силой.
- Особое внимание к образованию, подготовке кадров (19 технополисов)
- Широкое применение иностранного капитала.
- Традиционное японское трудолюбие.
Для интереса:
- рассказ о японской кабинке для учеников [из пособия «У нас в гостях Япония»]
- о переподготовке кадров [из пособия «У нас в гостях Япония»]
6. Хозяйство. Промышленность.
Перегнав США по национальному доходу на душу населения, Япония, почти лишенная собственной минеральной базы, превратилась в высокоразвитую страну.
Посмотрите на структуру экспорта и импорта страны [см. стр. 246 учебника Максаковского, 2006] Япония ввозит почти всю нефть, газ, руду, уголь, бокситы.
Т.о., ТЭК ориентирован на привозное сырье, но отличается высоким режимом экономии и сокращением объема энергопотребления. В стране более 30 АЭС.
Условно остальные отрасли можно разделить на 2 группы:
1) материалоемкие | 2) наукоемкие |
черная металлургия | производство роботов |
нефтехимия | ЭВМ |
автомобилестроение | полупроводники |
судостроение | бытовой электроники |
отличаются высоким техническим уровнем | «безлюдные заводы» |
Товары любой из этих групп отличаются высоким качеством и длительным сроком службы.
Сельское хозяйство.
Оно обеспечивает ¾ потребностей населения в продовольствии. Основой для него являются мелкие хозяйства, поражающие своей интенсивностью.
Причины:
- исторические - реформа сельского хозяйства 40-х годов; ликвидация помещичьего землевладения;
- высокий уровень развития промышленности.
Традиционным считается растениеводство:
- рисовое хозяйство
- зерновое (пшеница, соя),
- овощеводство.
Раньше население почти не потребляло мясо, а после войны положение быстро изменилось. Появилось животноводство.
- свиноводство
- бройлерное птицеводство.
По улову рыбы Япония традиционно на 1 месте. Хорошо развивается марикультура.
Транспорт.
В Японии развиты все виды транспорта, кроме речного и трубопроводного. По характеру транспортной сети Япония напоминает Западную Европу. Во внутренних перевозках главную роль играет автомобильный транспорт и железнодорожный, а во внешних - морской и воздушный. Крупнейшие порты – Кобе, Нагоя, Йокогама.
Очень важной особенностью хозяйства Японии является ее исключительная активность в международных экономических связях. Это объясняется слабой минерально-сырьевой базой, ориентацией на импорт, а также на экспорт собственной готовой продукции, по которой у Японии положительный торговый баланс. В большинстве стран мира можно приобрести японскую технику, автомобили, мотоциклы, медицинские аппараты.
Например, этот, для измерения артериального давления (или показать любую технику японского производства).
Россия – один из торговых партнеров Японии среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
А японские бизнесмены говорят: «Торговать или умереть»
Если проанализировать плотность населения, степень урбанизации и концентрации ведущих отраслей промышленности, то в стране явно обозначатся две сильно отличающиеся части:
«Лицевая или солнечная» и «тыльная или теневая»
1. Полосу промышленных агломераций, тянущуюся от Токийского залива до Осакского залива, называют Тихоокеанским промышленным поясом. Она занимает 1/3 площади , 65 % населения.
Производит 70 % электроэнергетики, 80 – 85 % обрабатывающей промышленности,
80 % продукции черной металлургии.
Центры: Токио, Йокогама, Нагоя, Осака, Кобе, Киото.
2. Периферийная зона включает горно-лесные районы, где добываются полезные ископаемые, идет заготовка древесины, развито животноводство и гидроэнергетика, туризм и рекреационное хозяйство. Здесь сосредоточены национальные парки, священная гора Фудзияма, парк Никко.
Хоть и пытаются в Японии проводить активную региональную политику по освоению экологически чистых территорий, но в целом, территориальные диспропорции сглаживаются довольно медленно. Наверняка, устранение этих диспропорций – дело сложное, еще по причине того, что японцы тщательно сохраняют свои традиции, которых у этой древней страны очень много.
Вот только некоторые из них.
См. слайды, рассказываем и показываем, то, что есть в кабинете или делаем оригами журавлика.
[Г.К.Берсенева "Ткань". Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие».
«На японском языке бумага и Бог звучат одинаково. Сейчас бумага не является ни чудом, ни редкостью. Но в далекой древности, в стране восходящего Солнца бумага ценилась и почиталась как дорогой и очень редкий материал. Изделиями из бумаги украшали статую богини милосердия Канон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Оригами считалось и храмовым искусством, и развлечением при дворе, и признаком хороших манер. Но эта техника развивает внимание, аккуратность, сообразительность. Японский журавлик считается классической древней фигуркой. В одной очень старой легенде рассказывается, что у человека, сложившего 1000 бумажных журавликов, сбылось самое заветное желание. Секрет легенды заключается в том, что журавликов нужно дарить людям. При этом сердце твое должно быть исполнено добрыми помыслами. А в ответ ты обязательно получишь 1000 улыбок и обретешь новых друзей»].
Вот, друзья, и подошел к концу наш урок знакомства с Японией. Надеюсь, что он принес много новых и интересных знаний о нашем соседе.
Домашнее задание смотреть на обороте листа с печатной основой. А я вам желаю удачи.
Использованная литература:
- В. Цветов. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М., Издательство политической литературы. 1986 г.
- Учебник география 10 класс, Максаковского. Стр. 241-249, изд. «Просвещение», 2006.
- Г.К. Берсенева "Ткань". Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие».
- «У нас в гостях Япония», пособие для учителя, Волгоград.