Факультативное занятие по экономике

Разделы: Экономика


Тема: Налоги. Система налогообложения.

Класс: 4 по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Учебник: «Новые приключения Белки и её друзей» Т.Смирновой – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-160 с.

Цель: создание условий для всестороннего развития учащихся (в том числе экономического)

Задачи: оказать помощь в освоении новых экономических понятий – налоги, система налогообложения, развивать творческие способности, формировать морально-этические нормы и гражданственную позицию, содействовать повышению учебной мотивации, развивать экономическую речь и умение адекватно реагировать на различные ситуации, развивать внимание, память, совершенствовать вычислительный навык.

Оборудование:

  • Маски героев экономической сказки.
  • Вывески магазинов, ценники,
  • Жетоны для голосования.
  • Бланки налоговых деклараций.
  • Листы с числами от 1 до 12 для игры на развитие памяти.

Ход занятия:

1. Конкурс газет.

- Сегодня – последнее занятие месяца. Как всегда на нём вы получите возможность заработать и потратить ранее заработанные средства. Есть ли желающие поучаствовать в конкурсе газет?

(Все желающие рекламируют свои газеты по прошедшей либо по будущей теме, вывешивают их на доску. Учащиеся голосуют за понравившиеся газеты, прикрепляя под ними цветные жетоны. Победителю - 10 школок, остальным – гарантированно по 5 школок.)

- Кто хочет прокомментировать ситуацию с конкурсом газет?

(Возможно, активность была мала и конкуренции не наблюдалось; могла быть конкуренция между 2-3 наиболее интересными, красочными газетами, остальные же выглядели явными аутсайдерами; бывают несколько абсолютно равных работ и т.д. За комментарий можно заработать 1-2 школки)

2. Ролевая игра «Магазин»

- К сегодняшнему занятию вы приготовили разнообразные поделки. Для чего? (для продажи).

- Как тогда, выражаясь экономическим языком, называются все эти произведения вашего труда? (товары).

- Любые предметы можно назвать товаром? (нет, только предназначенные для продажи).

- Заполните ценники и сдайте товары на реализацию в магазины. (продавцы – дети).

- Пока наши продавцы оформляют прилавки, у вас есть возможность пополнить капитал.

Блиц-опрос.

  • Какие формы реализации товаров вы знаете? (рынок, оптовая торговля, розничная торговля через магазины, фирменные магазины, аукцион)
  • Как называется человек или организация, которые помогают производителю и потребителю встретиться? (посредники)
  • Как называется стоимость товара, выраженная в деньгах? (цена)
  • Из чего складывается цена? (себестоимость, амортизация оборудования…)
  • Как называется разница между выручкой от продажи товаров и затратами, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг? (прибыль)
  • Объясните каждую из предложенных схем. (Приложение 1) Как дополнить схему о повышении прибыли? (снизить себестоимость)
  • Какие действия приведут к снижению себестоимости? (оптом закупать сырьё, экономить электроэнергию, автоматизировать процесс и т.д.)

- Приглашаю вас пройти в магазины. Помните о правилах поведения в общественных местах. Удачных вам покупок.

чащиеся принимают участие в ролевой игре «Магазин», роль учителя – наблюдение. По окончании игры выдать зарплату продавцу, выдать деньги производителям (Приложение 2). Продавцы комментируют соотношение спроса и предложения, дают оценку происходящему, называют товары, которые пользовались наибольшим спросом и пытаются объяснить, почему какие-то товары остались не проданными.)

3. Театрализованная постановка.

- Пришла пора узнать новое о жителях нашего леса.

(дети разыгрывают по ролям сценку по главе «Выгодное дело» с.80-84 учебника «Новые приключения белки и её друзей» Т.Смирновой )

- Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего занятия. (налоги)

- А что вы знаете о налогах? (ответы учащихся)

- Обратимся в справочное бюро нашего учебника и прочитаем определения:

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством в государственный и местный бюджеты.

Налоговая система – налоги, взимаемые в стране; формы и методы взимания, сбора и использования налогов, а так же налоговые органы.

Налогообложение – определённый законодательством страны порядок изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства.

- Все ли слова в определениях понятны? Давайте обсудим их.

4. Игра на развитие зрительной памяти.

- Чтобы лучше запомнить, куда тратятся собранные налоги, поиграем в игру. На доске 12 секторов, на которых произвольно расположены 6 пар слов. Ваша задача запомнить расположение слов и назвать номера пар. (слова: пенсии, пособия, медицина, образование, культура, безопасность).

Пенсии пособия медицина 1 2 3
Образование безопасность культура 4 5 6
Пособия пенсии безопасность 7 8 9
Образование культура медицина 10 11 12

(каждый ученик запоминает и записывает пары чисел и сами 6 слов, после чего следует взаимопроверка, оценивание памяти. Верный вариант: 1-8, 2-7,3-12, 4-10, 5-9, 6-11)

- Поясните каждое из этих слов. Что входит в каждое из этих понятий?

(Ответы детей:

Пенсии – денежное пособие инвалидам, пожилым людям.

Образование – содержание детских садов, школ, профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования: музыкальные, спортивные и художественные школы, кружков во дворцах творчества, дворовых клубов и т.д.

Культура – дворцы культуры, библиотеки, музеи и т.д.

Медицина – роддома, больницы, санатории, станции переливания крови, лаборатории и т.д.

Безопасность – милиция, службы: пожарная, газовая. Аварийная, ГИБДД и т.д.

Пособия – денежная помощь на воспитание детей, помощь потерявшим работу и т.д.)

- И это далеко не все области, куда тратятся бюджетные средства.

5. Знакомство с налоговыми органами.

(Звучит музыкальный отрывок из сериала «Следствие ведут знатоки» «Наша служба и опасна и трудна..» (1 куплет). Выходят 2 подготовленных ученика.)

1 ученик.

- Я – налоговый инспектор Толкачёв Александр Алексеевич. Всех граждан сейчас я попрошу заполнить налоговую декларацию. В ней нужно указать размер вашего дохода. Если что-то неясно, я готов ответить на все ваши вопросы. (Раздаёт листы налоговой декларации.) (Приложение 3)

2 ученик.

- А я – сотрудник ОБЭП Шерстобитов Максим Андреевич. Наш отдел по борьбе с экономическими преступлениями предупреждает, что уклонение от уплаты налогов – это преступление, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа и даже лишения свободы. Заплати налоги и спи спокойно.

(Учащиеся заполняют налоговые декларации.)

6. Домашняя работа.

- Наше занятие подходит к концу. Внимательно изучите лист с вариантами домашней работы. (Приложение 4)

- Выберите, что для вас интереснее. Возможно, решающим при выборе задания станет указанная справа от него цена. Желающие существенно улучшить своё финансовое положение могут выбрать и несколько заданий. Тунеядцев наказываю штрафом в размере 5 школок.

7. Рефлексия. Обобщение.

- Что вы почувствовали, когда узнали, что нужно заплатить налоги и придётся расстаться с частью честно заработанных средств? ( Было жалко; не хотелось; понимал, что надо, но всё равно жалко и т.д.)

- Но ведь человек тем и отличается от других живых существ, что заботится не только о себе, но и о тех, кому нужна помощь, кто не может о себе позаботиться. Конечно, не хочется расставаться со своими деньгами, но пусть вам будет приятно от осознания того, что в городе и в стране что-то существует на ваши деньги, что какой-нибудь пенсионер вовремя получит пенсию и сможет купить себе еды, и в больнице его и вас примут бесплатно, и пожарный примчится вам на помощь и не потребует за это денег. Вы, заплатив налоги, очень поможете всем вокруг.

- Чем для вас было полезно сегодняшнее занятие?

- Что понравилось больше всего?

- Что считаете самым важным, требующим запоминания?

Занятие окончено. Всем спасибо!