Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Слова с разделительным мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение знаний о разделительном мягком знаке;
  • воспитание патриотизма, бережного отношения к природе;
  • развитие интеллекта, расширение кругозора, активизация познавательной деятельности.

Оборудование: конституция РФ, предметные картинки, С.И.Ожегов «Толковый словарь».

План урока:

Этапы урока

Здоровьесберегающие элементы

1 Орг. момент.
Постановка целей урока.
 
2 Чистописание
  • Пальчиковая гимнастика
  • Плакат «Правильно сиди при письме!»
  • Дифференцированные задания
3 Повторение пройденного.
  • Физкультминутка для глаз
  • Упражнения на развитие внимания и памяти
4 Тема урока
  • Дыхательные упражнения
5 Закрепление
  • Физкультминутка. Стихотворение с движениями
6 Итог урока
  • Рефлексия

 

Ход урока

1. Орг. момент

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны!

Учитель: - Мы живем в замечательной стране. Как она называется?
- Россия (Российская Федерация).
- Любое государство имеет свои символы. Какие символы нашего государства вы знаете?
- Гимн, герб, флаг.
- Права и обязанности граждан страны записаны в Конституции. А что обозначает это слово? Заглянем в «Толковый словарь русского языка» Ожегова…
- Чтение словарной статьи.

- Итак, совершим знакомство с Основным законом нашего государства. В нем записаны правила жизни страны. Всего 136 правил – статей. В статье 43 говорится о том, что каждый имеет право на образование. В статье 68 говорится, что государственным языком является русский язык. Поэтому необходимо знать его и владеть им, а нам изучать, познавать тайны нашего могучего русского языка.

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Девизом к уроку я взяла пословицу: «Ученье-свет, а неученье - тьма».
- Какие слова имеют противоположные значения?
- Объясните, как вы понимаете смысл пословицы?
(Ответы детей)
- Что общего в словах, в которых зажглись огоньки?
- Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать слова с ь, поговорим о его роли. А теперь каждый из вас поставит перед собой цель на урок.
(Выборочные ответы)

3. Чистописание

а) Пальчиковая гимнастика. Подготовка руки к письму
- Вспомним правила посадки при письме. Обратите внимание на плакат «Правильно сиди при письме!».
- Как называется главный город нашей страны?
(Ответы детей)
- Об этом говорится в статье 70 Конституции. Москва – это большой и красивый город. В нем работает наше правительство во главе с президентом Д. Медведевым.
- Назовите 1 звук в слове Москва.
- Дайте характеристику этому звуку. Обозначим этот звук буквой М [эм].

Письмо букв и буквосочетаний:
Мм
Мья мь
Москва

- Какие 2 орфограммы в этом слове?
Мос/ква Мос-ква 2 слога, 6 букв, 6 звуков

б) - Прочитай слова. Что в них общего?
Волжск, Москва, Йошкар-Ола, Самара, Омск, Киров.
- Какие города находятся в нашей республике Марий Эл?
- Спишите. Устно составьте предложение с любым из этих слов.
Дифференцированное задание:
1 вариант: расставьте цифры над словами в алфавитном порядке
2 вариант: подчеркните слова, в которых все согласные твердые.
Взаимопроверка.

в) - В народе говорят: «Москва – всем городам мать». Объясните эти слова.
- Спишите пословицу. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Почему? А какую роль в этом слове выполняет Ь?

4. Повторение

а) Индивидуальная работа по карточкам – 2 человека

Парная работа – кроссворды: 1) слова с Ь, 2) слова с разделительным Ь – 4 человека.

  1. Длинная шея, красные лапки,
    Щиплет за пятки, беги без оглядки.
  2. Есть, ребята, у меня
    Два серебряных коня.
    Езжу сразу на обоих.
    Что за кони у меня?
  3. Пять братьев вместе родятся,
    А росту разного.
  4. В нашей кухне целый год
    Дед Мороз в шкафу живет.
  1. Домики для пчел
  2. Гуляет в поле, да не конь,
    Летает на воле, да не птица.
  3. Что летом вырастает,
    А осенью опадает.
  4. В лесу у пня беготня, суета,
    Народ рабочий весь день хлопочет,
    Себе дом строит.

Диктант-кодирование: 0 – 1 (Если вы согласны с утверждением, то ставим цифру 1, если нет - 0):

  • Ь не относится ни к гласным, ни к согласным.
  • В словах моль, конь, медведь звуков меньше, чем букв.
  • В словах пальчик, пеньки, ночка пишется Ь в середине слова.
  • Ь не пишется в словах с сочетаниями ЧК,НЩ, НЧ,ЧН.

Самопроверка: 1101

б) Гимнастика для глаз

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.

в) Игра «Скажи, пожалуйста!»

Ученики задают друг другу вопросы по изученным темам. Например: «Оля, скажи, пожалуйста, сколько букв в русском алфавите?». Оля отвечает: «33», задает свой вопрос: «Галина, скажи, пожалуйста, как проверить безударную гласную».

г) Упражнения на развитие внимания и памяти

Для дальнейшей работы нам необходимо сконцентрировать внимание. Полетаем: Дети следят за движением самолета внутри квадрата. Путь может быть произвольным: 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз. Если самолет вылетает за пределы квадрата, дети делают хлопок.

5. Тема урока

а) Проверка выполнения кроссвордов, вывод

- Что объединяет слова 1 кроссворда: крыльцо, кровать, коньки. Слова с Ь. Роль Ь в этих словах.
- Что объединяет слова 2 кроссворда: вьюга, варенье, жилье, семья? Слова с разделительным Ь.

б) Сопоставление

- Где пишется Ь – показатель мягкости? а разделительный?
- После каких букв пишется?
- Перед какими буквами пишется?

Ь – показатель мягкости Разделительный Ь
На конце и в середине слова В середине слова
После согласных После согласных
Перед согласными Перед гласными е, ё, я, и, ю

в) Дыхательные упражнения

6. Закрепление.

а) работа по учебнику Т. Рамзаевой «Русский язык»: упражнение 204

- Дополните каждый столбик своим словом.

б) Физкультминутка

Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.

в) Экологическое воспитание

  • Письмо под диктовку (1 ученик у доски)
  • Началась сильная вьюга. Хлопья снега быстро засыпали заячьи следы.

    - В 1 предложении подчеркни главные члены предложения.
    - Найдите слова с Ь - показателем мягкости, разделительным Ь.

  • Индивидуальная работа – 2, в паре – задание на карточке:

    • Измени по образцу:
    • Образец: Гнездо белки – беличье гнездо,
      Берлога медведя - …
      Нора лисы - …
      Следы волка и зайца - …
      Перья птицы - …

    • Какие слова с разделительным Ь вы нашли?
    • Вспомните правила поведения в лесу!

    Проверка: Альбина и Дима путешествовали по лесу. Что они увидели? Расскажите, ребятам.

    В статье 58 Конституции РФ говорится о том, что мы должны охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

  • Чтение стихотворения заранее подготовленными учениками:
  • Если в лес пришел гулять,
    Свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй,
    Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь,
    Даже очень громко петь.
    Испугаются зверюшки,
    Убегут с лесной опушки.
    Здесь не нужно всех ловить,
    Топать, хлопать, палкой бить.
    Ты в лесу всего лишь гость,
    Здесь хозяин дуба - лось.
    Их покой побереги,
    Ведь они нам не враги!

г) Работа с пословицей (девиз): слова с Ь – показателем мягкости, разделительным Ь.

7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

- Урок русского языка подошел к концу.
- Что вы запомнили сегодня на уроке?
- О чем вы бы рассказали своим родителям, друзья?

Домашнее задание:

  1. упр.208. Найдите пословицу:
    1 вариант – в которой во всех словах количество букв соответствует количеству звуков
    2 вариант – о труде
  2. упр.205 – разбор. Кто желает, составьте свой ребус.

В Конституции РФ статья 37 о том, что каждый человек имеет право на труд и на отдых. А в народе говорят так: «Кончил дело - гуляй смело».

Спасибо всем за работу!