Цели:
- обобщение знаний о разделительном мягком знаке;
- воспитание патриотизма, бережного отношения к природе;
- развитие интеллекта, расширение кругозора, активизация познавательной деятельности.
Оборудование: конституция РФ, предметные картинки, С.И.Ожегов «Толковый словарь».
План урока:
№ | Этапы урока | Здоровьесберегающие элементы |
---|---|---|
1 | Орг. момент. Постановка целей урока. |
|
2 | Чистописание |
|
3 | Повторение пройденного. |
|
4 | Тема урока |
|
5 | Закрепление |
|
6 | Итог урока |
|
Ход урока
1. Орг. момент
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны!
Учитель: - Мы живем в замечательной стране. Как она называется?
- Россия (Российская Федерация).
- Любое государство имеет свои символы. Какие символы нашего государства вы знаете?
- Гимн, герб, флаг.
- Права и обязанности граждан страны записаны в Конституции. А что обозначает это слово? Заглянем в «Толковый словарь русского языка» Ожегова…
- Чтение словарной статьи.
- Итак, совершим знакомство с Основным законом нашего государства. В нем записаны правила жизни страны. Всего 136 правил – статей. В статье 43 говорится о том, что каждый имеет право на образование. В статье 68 говорится, что государственным языком является русский язык. Поэтому необходимо знать его и владеть им, а нам изучать, познавать тайны нашего могучего русского языка.
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Девизом к уроку я взяла пословицу: «Ученье-свет, а неученье - тьма».
- Какие слова имеют противоположные значения?
- Объясните, как вы понимаете смысл пословицы?
(Ответы детей)
- Что общего в словах, в которых зажглись огоньки?
- Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать слова с ь, поговорим о его роли. А теперь каждый из вас поставит перед собой цель на урок.
(Выборочные ответы)
3. Чистописание
а) Пальчиковая гимнастика. Подготовка руки к письму
- Вспомним правила посадки при письме. Обратите внимание на плакат «Правильно сиди при письме!».
- Как называется главный город нашей страны?
(Ответы детей)
- Об этом говорится в статье 70 Конституции. Москва – это большой и красивый город. В нем работает наше правительство во главе с президентом Д. Медведевым.
- Назовите 1 звук в слове Москва.
- Дайте характеристику этому звуку. Обозначим этот звук буквой М [эм].
Письмо букв и буквосочетаний:
Мм
Мья мь
Москва
- Какие 2 орфограммы в этом слове?
Мос/ква Мос-ква 2 слога, 6 букв, 6 звуков
б) - Прочитай слова. Что в них общего?
Волжск, Москва, Йошкар-Ола, Самара, Омск, Киров.
- Какие города находятся в нашей республике Марий Эл?
- Спишите. Устно составьте предложение с любым из этих слов.
Дифференцированное задание:
1 вариант: расставьте цифры над словами в алфавитном порядке
2 вариант: подчеркните слова, в которых все согласные твердые.
Взаимопроверка.
в) - В народе говорят: «Москва – всем городам мать». Объясните эти слова.
- Спишите пословицу. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Почему? А какую роль в этом слове выполняет Ь?
4. Повторение
а) Индивидуальная работа по карточкам – 2 человека
Парная работа – кроссворды: 1) слова с Ь, 2) слова с разделительным Ь – 4 человека.
- Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. - Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? - Пять братьев вместе родятся,
А росту разного. - В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
- Домики для пчел
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. - Что летом вырастает,
А осенью опадает. - В лесу у пня беготня, суета,
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
Диктант-кодирование: 0 – 1 (Если вы согласны с утверждением, то ставим цифру 1, если нет - 0):
- Ь не относится ни к гласным, ни к согласным.
- В словах моль, конь, медведь звуков меньше, чем букв.
- В словах пальчик, пеньки, ночка пишется Ь в середине слова.
- Ь не пишется в словах с сочетаниями ЧК,НЩ, НЧ,ЧН.
Самопроверка: 1101
б) Гимнастика для глаз
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
в) Игра «Скажи, пожалуйста!»
Ученики задают друг другу вопросы по изученным темам. Например: «Оля, скажи, пожалуйста, сколько букв в русском алфавите?». Оля отвечает: «33», задает свой вопрос: «Галина, скажи, пожалуйста, как проверить безударную гласную».
г) Упражнения на развитие внимания и памяти
Для дальнейшей работы нам необходимо сконцентрировать внимание. Полетаем: Дети следят за движением самолета внутри квадрата. Путь может быть произвольным: 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз. Если самолет вылетает за пределы квадрата, дети делают хлопок.
5. Тема урока
а) Проверка выполнения кроссвордов, вывод
- Что объединяет слова 1 кроссворда: крыльцо, кровать, коньки. Слова с Ь. Роль Ь в этих словах.
- Что объединяет слова 2 кроссворда: вьюга, варенье, жилье, семья? Слова с разделительным Ь.
б) Сопоставление
- Где пишется Ь – показатель мягкости? а разделительный?
- После каких букв пишется?
- Перед какими буквами пишется?
Ь – показатель мягкости | Разделительный Ь |
---|---|
На конце и в середине слова | В середине слова |
После согласных | После согласных |
Перед согласными | Перед гласными е, ё, я, и, ю |
в) Дыхательные упражнения
6. Закрепление.
а) работа по учебнику Т. Рамзаевой «Русский язык»: упражнение 204
- Дополните каждый столбик своим словом.
б) Физкультминутка
Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
в) Экологическое воспитание
- Письмо под диктовку (1 ученик у доски)
- Индивидуальная работа – 2, в паре – задание на карточке:
- Измени по образцу:
- Какие слова с разделительным Ь вы нашли?
- Вспомните правила поведения в лесу!
- Чтение стихотворения заранее подготовленными учениками:
Началась сильная вьюга. Хлопья снега быстро засыпали заячьи следы.
- В 1 предложении подчеркни главные члены предложения.
- Найдите слова с Ь - показателем мягкости, разделительным Ь.
Образец: Гнездо белки – беличье гнездо, |
Проверка: Альбина и Дима путешествовали по лесу. Что они увидели? Расскажите, ребятам.
В статье 58 Конституции РФ говорится о том, что мы должны охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуба - лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
г) Работа с пословицей (девиз): слова с Ь – показателем мягкости, разделительным Ь.
7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание
- Урок русского языка подошел к концу.
- Что вы запомнили сегодня на уроке?
- О чем вы бы рассказали своим родителям, друзья?
Домашнее задание:
- упр.208. Найдите пословицу:
1 вариант – в которой во всех словах количество букв соответствует количеству звуков
2 вариант – о труде - упр.205 – разбор. Кто желает, составьте свой ребус.
В Конституции РФ статья 37 о том, что каждый человек имеет право на труд и на отдых. А в народе говорят так: «Кончил дело - гуляй смело».
Спасибо всем за работу!