Задачи:
- Углубить знания учащихся о тексте: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац.
- Активизировать лексику по теме «Осень».
- Ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, маски, изображено, мастер.
Ход.
I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художники.
II. Беседа по картине.
- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «Золото» осени?
- О чем вы бы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
(запись опорных слов при работе над сочинением.)
«Данное» | «Новое» |
Небо | Ясное, лучистое, голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками. |
Река | Неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная. |
Деревья | Желтые, золотые, разноцветные, осенние как свечки, как будто повязались желтыми косынками, красивые. |
Трава | Пожухлая, сухая, желтая как ковер, бурая. |
Поле | Зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое. |
Деревушка | Маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке |
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
- Чтобы вы написали после вступления?
- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
III. Чтение текста (из книги «Беседа об искусстве» Розенвассер.) Искусствоведческий текст у каждого ученика, образцы перепутаны
Всматриваясь в картину Левитана, мы как бы вместе переживаем ту безмерную красоту родной земли, осеней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской живописи.
Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними – на пригорке за изумрудно-золотой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски но положил не вдоль течения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленно движение. Тот же прием построения пространства мы находим в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осеней травой. Багряно-золотые березы слева, как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на первом плане, тем менее густым и более легким становятся мазки.
Простым и первичным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды меж невысоких берегов.
- Соответствует ли содержание текста картине?
- Являются отрывки одним текстом? Все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? Как бы вы расположили части? Связаны ли между собой абзацы?
- Понравился ли текст?
- Что нового узнали о картине Левитана из Текста?
- Как автор описывает реку, деревья, поле, небо? Какие слова употребляет? Дополните таблицу другими опорными словами.
IV. Словарно-стилистическая работа (чтение слов и объяснение их значения, живопись, пейзаж, мазок).
- Найдите в тексте предложения со словом мазок.
- Образуйте от существительного «пейзаж», «живопись» слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец)
- Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, объясните их значение с помощью картины
V. Дети пишут сочинение дома.