Сочинение-описание по картине Левитана "Золотая осень"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о тексте: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац.
  2. Активизировать лексику по теме «Осень».
  3. Ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, маски, изображено, мастер.

Ход.

I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художники.

II. Беседа по картине.

  • Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?
  • Почему картина называется «Золотая осень»?
  • Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «Золото» осени?
  • О чем вы бы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

(запись опорных слов при работе над сочинением.)

«Данное» «Новое»
Небо Ясное, лучистое, голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
Река Неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная.
Деревья Желтые, золотые, разноцветные, осенние как свечки, как будто повязались желтыми косынками, красивые. 
Трава Пожухлая, сухая, желтая как ковер, бурая.
Поле Зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое.
Деревушка Маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке
  • С чего бы вы начали сочинение по картине?
  • Чтобы вы написали после вступления?
  • Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

III. Чтение текста (из книги «Беседа об искусстве» Розенвассер.) Искусствоведческий текст у каждого ученика, образцы перепутаны
Всматриваясь в картину Левитана, мы как бы вместе переживаем ту безмерную красоту родной земли, осеней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской живописи.
Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними – на пригорке за изумрудно-золотой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски но положил не вдоль течения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленно движение. Тот же прием построения пространства мы находим в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осеней травой. Багряно-золотые березы слева, как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на первом плане, тем менее густым и более легким становятся мазки.
Простым и первичным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды  меж невысоких берегов.

  • Соответствует ли содержание текста картине?
  • Являются отрывки одним текстом? Все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? Как бы вы расположили части? Связаны ли между собой абзацы?
  • Понравился ли текст?
  • Что нового узнали о картине Левитана из Текста?
  • Как автор описывает реку, деревья, поле, небо? Какие слова употребляет? Дополните таблицу другими опорными словами.

IV. Словарно-стилистическая работа (чтение слов и объяснение их значения, живопись, пейзаж, мазок).

  • Найдите в тексте предложения со словом мазок.
  • Образуйте от существительного «пейзаж», «живопись» слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец)
  • Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, объясните их значение с помощью картины

V.  Дети пишут сочинение дома.