Цели: - обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;
- познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).
Развивающая: - способствовать развитию культуры речи;
- развивать стремление учащихся активно, наравне с взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;
- дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.
Воспитывающая: - воспитывающая: - воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная система, нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ. (слайд 1)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.
Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Сегодня в нашем разговоре примут участие:
- Доктор философских наук, преподаватель гуманитарного университета Павлов Максим Васильевич;
- член – корреспондент Академии наук Атласов Дмитрий Юрьевич;
- профессор, академик Академии духовности РС (Я), член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Добрецов Геннадий Геннадьевич.
Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.
Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем звонков.
Наш контактный телефон: 41-4-84.
II. Актуализация знаний по речевому этикету.
Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Добрецов Г. Г.
Добрецов Г. Г.: Дорогие товарищи! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.
III. Постановка учебной задачи.
Добрецов Г. Г.: недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на экране покажем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.
На экране: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте (слайд 2).
Учитель: Какое слово у них неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).
Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо (слайд 3)
Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.
Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.
Профессор: Я хочу помочь ученикам.
На экране (слайд 4):
- Разрешите пригласить Вас на …
- Приглашаем в актовый зал …
- Вася, заходя вечером поиграть в шахматы!
- У вас нет желания пойти погулять перед сном?
-Можно мне пригласить вас на …
Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.
Учитель: К нам поступил вопрос из зала.
Корреспондент Аня Охлопкова: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!
Учитель: да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека (варианты ответов детей).
Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.
На экране варианты вежливого отказа (слайд 5):
- Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.
- Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.
- Спасибо, мне сегодня нездоровиться.
Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.
IV. Решение проблем речевого этикета.
Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Павлову М. В.
Павлов М. В.: Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.
Вопрос из зала: Детская телестудия "Түннүк". Редактор Надежда Саввина. Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, часто говорят руководители и чиновники Якутúя. Как правильно, Якýтия или Якутúя? Спасибо!
Доктор филологических наук Павлов М. В.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.
На экране (слайд 6):
Звонúт – звóнит
творóг – твóрог
учúтели – учителя
Якýтия – Якутúя
якýты – якуты
алфавúт – алфáвит
баловáть – бáловать
Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.
Слова с неправильными ударениями зачеркивают с помощью ластика на экране.
Учитель: А теперь проверьте себя.
На экране появляется 7 слайд: Проверь.
Игра: Найди ошибки (слайд 8); проверь (слайд 9).
Звонок в передачу. Газета "Юность Севера" корреспондент Василий Марков. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!
Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Атласов Д. С.
Атласов Д. С.: еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать… Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами".
Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.
Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?
(слайд10 ):
Объявление.
Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.
Верните щенка.
Обсуждение текста.
Учитель: - По такому описанию щенка можно найти?
- Чего не хватает в объявлении?
- Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).
V. Работа в группах.
Каждая группа составляет описание щенка по картинке.
Защита текста – описания.
Чья группа справилась лучше всех?
VI. Обобщение.
Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газету. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.
Показ газет: Вот Аня Охлопкова написала заметку в газету "Юность Севера" о Д. О. школы (слайд 11)
Павлов Максим написал в газету "Энсиэли" заметку о любви к своему краю.
Айыына Сивцева и Толя Находкин написали о своих дедушках (слайд 12)
Свои первые стихи отправили в газету Июля Шапошникова, Сивцева Айыына и Маша Архипова.
Маша еще участвовала в конкурсе сочинений, проводимой редакцией газеты "Юность Севера" и получила Благодарственное письмо(слайд 13).
Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишите интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.
Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".