1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Наш урок начнём со стихотворения, его прочитает …..
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!Загляните в школу к нам
И услышите вы там:
Грохот, гомон, крики, визг,
гвалт и гам, и шум, и писк.
Вы ответьте, я права -
Это школьные слова?
- Как бы вы ответили автору стихотворения?
Ученики должны быть прилежными в учении.
- Что такое прилежание?
ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность, усердие в труде, учёбе.
-Кому из литературных героев не хватало прилежания? Незнайка будет учиться у нас внимательности, старательности. В конце урока мы узнаем о прилежании другого героя.
( Н.Носов “Незнайка …”, А.Толстой “Золотой ключик”)
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ.
-Сегодня продолжим раскрывать секреты звука [Й’] - на доску. Перед вами карточки со звуками. (Свои повесить заранее.)
(У детей и учителя карточки [М],[А],[А],[Й’],[К]. Индивидуальная работа за партами.)
-Назовите звуки.
Возьмите [Й’],[М],[А], положите в таком порядке, чтобы получилось слово.
[МАЙ’] Докажите, что это слово. Имеет значение.
МАЙ – название весеннего месяца.
Обозначим звуки буквами.
(Работа у доски, по – порядку.)
-Где находиться звук [Й’]? На конце слова. СХЕМА 1. -Какая буква нужна?
Возьмите оставшиеся карточки, составьте слово из пяти звуков.
[МАЙ’КА] Летняя, трик. рубаш. без рукавов и воротника. СХЕМА 2.
[МАЙ’АК] Башня с сигнальными огнями на берегу моря, указ. путь кораблям.
СХЕМА 4.
[КАЙ’МА] Полоса, обшивка по краю. СХЕМА 2.
[Й’АМКА] Маленькое углубление в земле. СХЕМА 3.
(Работа ведётся аналогично. Позиция звука отражается в схеме. Постепенно составляется таблица “Способы обозначения на письме звука [й’].
На какой вопрос отвечает таблица?
Есть ещё способ. О нём мы узнаем сегодня на уроке.
3.ПОИСК НОВОГО СПОСОБА.
(Работа в парах на нелинованных листах.)
-Незнайка просит нас помочь разгадать ребус 7Я. СЕМЬЯ
-Составим звуковую схему этого слова. Сам. раб. Проверка.
Д.
-Обозначим звуки буквами. Сам. раб. Проверка.
[С’] – С
[И] – Е ? СЕМЬИ, Е – показатель мягкости.
[М’] – М
[Й’А] - Я или ЙА ?
Д.
С Е М Я
С Е М Й А ? (Не знаем схемы.)
-Прочитайте. Исказилось значение слова. Что делать?
-Как показать, что после [м’] слышится [й’] перед [а] ?
-В русском языке давно договорились использовать разделительные Ь и Ъ.
В данном слове понадобиться разделит. Ь. Он укажет на появление звука [Й’].
Читаем: СЕМЬЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Незнайка составил предложение, пока нёс, растерял все слова. Осталось слово ЕЛ.
-Из какого предложения выпало это слово? Дети придумывают предложения.
Построим схему. Обозначим звуки буквами. (Фронтальная работа.)
-Чем СЪЕЛ отличается от ЕЛ ?
(Добавить согласный звук.) Обозначим его буквой.
Д.
Прочитаем, что получилось. (Два варианта.) Работа буквы Е? Какой звук выпадает? Как показать, что после…………… ?
В этом слове нам понадобится Ъ.
СХЕМА
5. O/O[Й’]O
Ь, Ъ + Е,Ё,Ю,Я
Работа у знаков одинаковая, а называются они по-разному. Почему? Какой знак писать в слове Ь или Ъ узнаем на следующем уроке.
СХЕМА O/O[Й’]O
Ь ? Ъ
4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ( АЗБУКА. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец стр. 106.)
1) Письмо бордюра. (Тренировка в различении знаков.)
2) Чтение текста. (Время на подготовку. Читает один ученик.) Работа по содержанию. Нахождение слов с Ь.
- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?
3) Работа со словами.
- Как меняется звучание? Значение?
Лексическое значение остаётся, меняется категория рода.
5.ИТОГ.
- Кто из ребят был лучшим помощником учителя и вас? Что вам понравилось в работе этого ученика?