Урок обучения грамоте "Разделительные ь и ъ"

Разделы: Начальная школа


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Наш урок начнём со стихотворения, его прочитает …..

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!

Загляните в школу к нам
И услышите вы там:
Грохот, гомон, крики, визг,
гвалт и гам, и шум, и писк.
Вы ответьте, я права -
Это школьные слова?

- Как бы вы ответили автору стихотворения?

Ученики должны быть прилежными в учении.

- Что такое прилежание?

ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность, усердие в труде, учёбе.

-Кому из литературных героев не хватало прилежания? Незнайка будет учиться у нас внимательности, старательности. В конце урока мы узнаем о прилежании другого героя.

( Н.Носов “Незнайка …”, А.Толстой “Золотой ключик”)

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

-Сегодня продолжим раскрывать секреты звука [Й’] - на доску. Перед вами карточки со звуками. (Свои повесить заранее.)

(У детей и учителя карточки [М],[А],[А],[Й’],[К]. Индивидуальная работа за партами.)

-Назовите звуки.

Возьмите [Й’],[М],[А], положите в таком порядке, чтобы получилось слово.

[МАЙ’] Докажите, что это слово. Имеет значение.

МАЙ – название весеннего месяца.

Обозначим звуки буквами.

(Работа у доски, по – порядку.)

-Где находиться звук [Й’]? На конце слова. СХЕМА 1. -Какая буква нужна?

Возьмите оставшиеся карточки, составьте слово из пяти звуков.

[МАЙ’КА] Летняя, трик. рубаш. без рукавов и воротника. СХЕМА 2.

[МАЙ’АК] Башня с сигнальными огнями на берегу моря, указ. путь кораблям.

СХЕМА 4.

[КАЙ’МА] Полоса, обшивка по краю. СХЕМА 2.

[Й’АМКА] Маленькое углубление в земле. СХЕМА 3.

(Работа ведётся аналогично. Позиция звука отражается в схеме. Постепенно составляется таблица “Способы обозначения на письме звука [й’].

На какой вопрос отвечает таблица?

Есть ещё способ. О нём мы узнаем сегодня на уроке.

3.ПОИСК НОВОГО СПОСОБА.

(Работа в парах на нелинованных листах.)

-Незнайка просит нас помочь разгадать ребус 7Я. СЕМЬЯ

-Составим звуковую схему этого слова. Сам. раб. Проверка.

Д.

-Обозначим звуки буквами. Сам. раб. Проверка.

[С’] – С

[И] – Е ? СЕМЬИ, Е – показатель мягкости.

[М’] – М

[Й’А] - Я или ЙА ?

Д.

С Е М Я

С Е М Й А ? (Не знаем схемы.)

-Прочитайте. Исказилось значение слова. Что делать?

-Как показать, что после [м’] слышится [й’] перед [а] ?

-В русском языке давно договорились использовать разделительные Ь и Ъ.

В данном слове понадобиться разделит. Ь. Он укажет на появление звука [Й’].

Читаем: СЕМЬЯ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Незнайка составил предложение, пока нёс, растерял все слова. Осталось слово ЕЛ.

-Из какого предложения выпало это слово? Дети придумывают предложения.

Построим схему. Обозначим звуки буквами. (Фронтальная работа.)

-Чем СЪЕЛ отличается от ЕЛ ?

(Добавить согласный звук.) Обозначим его буквой.

Д.

 Прочитаем, что получилось. (Два варианта.) Работа буквы Е? Какой звук выпадает? Как показать, что после…………… ?

В этом слове нам понадобится Ъ.

СХЕМА

5. O/O[Й’]O

 Ь, Ъ + Е,Ё,Ю,Я

 Работа у знаков одинаковая, а называются они по-разному. Почему? Какой знак писать в слове Ь или Ъ узнаем на следующем уроке.

СХЕМА O/O[Й’]O

Ь ? Ъ

4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ( АЗБУКА. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец стр. 106.)

1) Письмо бордюра. (Тренировка в различении знаков.)

2) Чтение текста. (Время на подготовку. Читает один ученик.) Работа по содержанию. Нахождение слов с Ь.

- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?

3) Работа со словами.

- Как меняется звучание? Значение?

Лексическое значение остаётся, меняется категория рода.

5.ИТОГ.

- Кто из ребят был лучшим помощником учителя и вас? Что вам понравилось в работе этого ученика?