Урок-презентация по истории в 4-м классе "Будет ли у нас завтра"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование активной гражданской позиции.

Задачи:
                                                                  

  1. Знакомство с понятием «глобальные проблемы человечества».
  2. Воспитание бережного отношения к нашей планете, как к нашему общему дому.
  3. Развивать интерес к познанию мира и устанавливать взаимосвязи явлений.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Презентация к уроку.
  4. Распечатанный материал для детей (в группах)

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Учитель:
I. Какие Международные организации вы знаете?
Какие вопросы решают эти организации?

(По мере называния международных организаций на слайде появляются эмблемы этих организаций.  Слайд 1.)

Дети:
а) ООН ( Организация Объединённых Наций) – заботится о сохранении мира на  планете, помогает развивать мирное сотрудничество государств.

б) WWF ( Международный фонд защиты дикой природы) – заботится об охране дикой природы.

в)GREEN PEACE – заботится о защите природы от вредного  воздействия человека.
г) Интерпол – борется с международной преступностью.

д) Международный Красный крест – организует помощь мирному населению в военных конфликтах и войнах.

Учитель:
II. Дети, вы любите путешествовать?
Сейчас мы с вами совершим путешествие по историческим эпохам.
Какая первая?

Дети: Первобытный мир.
(Слайд 2.)

Учитель:
Как человек приближал природу к себе?

Дети:
Человек овладел огнём., приручил домашних животных, начал заниматься земледелием.

Учитель:
Стало человеку лучше жить?

Дети:
Да.

Учитель:
Население увеличилось до 20 млн. человек.
Что изобрёл человек в эпоху Древнего мира? (Слайд 3.)

Дети:
Человек изобрёл водопровод, колесо, ткани, научился добывать железо и делать первые железные орудия труда.

Учитель:
Население увеличилось за 30 веков в 10 раз и стало составлять 200 млн. человек.
Следующая эпоха? (Слайд 4.)

Дети:
Средние века. Человек изобрёл порох, бумагу, часы, компас, паровую машину, открыл первые обсерватории, стал делать операции на сердце и мозге.

Учитель:
Ещё больше человек подчинил себе природу, и население за 10 веков увеличилось в 2 раза и достигло 400 млн. человек.

Учитель:
Какая эпоха сменила эпоху Средних веков? (Слайд 5.)

Дети:
Новое время. Человек стал осваивать воздушное пространство и изобрёл воздушный шар, появились пароходы, автомобили, телефон, создана  первая лампочка.

Учитель:
Население стало составлять 1700 млн. человек. За 5 веков оно увеличилось в 4 раза.

Учитель:
Как называется эпоха, в которой мы с вами живём? (Слайд 6.)

Дети:
Новейшее время. Развивается химия, физика, медицина, человек овладел атомной энергией. Появились сверхзвуковые самолёты, ракетные двигатели. Человек осваивает космос.

Учитель:
И всего за 1 век население выросло в 3 раза и стало равно 6 000 млн. человек. (Слайд 7.)
Учёные подсчитали, что наша планета может обеспечить питанием  10 000 млн. человек.

3. Постановка проблемы.

Учитель:
Настало время прочитать тему нашего урока. (Слайд 8.)

Дети (читают):
«Будет ли у человечества  завтра?»

Учитель:
Что означает слово «завтра» ?

Дети:
Завтра – это будущее.

Учитель:
Вас ничего не удивляет? Человечество живёт хорошо, наука развивается. А у нас вопрос: есть ли у человечества будущее? Какой вопрос возникает?

Дети:
Человечество может погибнуть?

Учитель:
Какая же проблема возникает ?

Дети:
Возможна ли гибель человечества?

  1. Коллективный поиск выхода из проблемной ситуации.

Учитель:
От чего может погибнуть человечество? Вспомните Международные организации и проблемы, которые они решают. Это поможет вам в выдвижении гипотез.

Дети: (выдвигают версии)

  • Перенаселение планеты (Земля может обеспечить питанием 10 млн. человек, а население человечества уже 6 млн.)
  • Экологические катастрофы
  • Войны
  • Бедность большинства стран
  • Организованная преступность

(Слайд 9.)

Проверка гипотез: ( Работа с учебником.. Параллельно с выдвижением гипотез зачитываются  отрывки из учебника, подтверждающие наличие данной проблемы.)

Учитель:
Глобальные (всеобщие) проблемы объединяют человечество. Почему они интересуют всех?

Дети (вывод):
Планета – наш общий дом. Все хотят сохранить его.

Учитель:
Как может спастись человечество?
Что оно может сделать для своего спасения?
И что можем мы сделать для спасения человечества уже сейчас?

5. Первичное закрепление. Творческая работа.

( Дети делятся  на 5 групп. Каждой группе выдаётся лист, на котором обозначена глобальная проблема и 2 вопроса: Что может сделать человечество?  Что можем сделать мы для спасения человечества?) (Слайд 10.)

Примерные ответы детей:

Перенаселённость земного шара:

Человечество: 1) Постройка высотных зданий; 2) Создание и поиск новой пищи;
3) Постройка зданий не только на земле, но и под землёй.

Мы: 1) Изучать биологию, химию, физику, чтобы в будущем работать над этой проблемой.

Экологические катастрофы:

Человечество: 1)Строить очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы; 2) Создавать машины на экологически безопасном топливе

Мы: 1) Заниматься озеленением; 2) Не бросать мусор; 3) Не уничтожать природу.

Войны:

Человечество: 1)Уничтожать оружие 2) Помогать решать конфликты мирным путём.

Мы: 1) Учиться решать конфликты мирным путём.

Бедность большинства стран:

Человечество: 1) ООН организует работу учителей и врачей в этих странах; 2) Оказание помощи населению этих стран.

Мы:

  1. Помогать  людям, нуждающимся в нашей помощи.

Организованная преступность:

Человечество: 1) Не нарушать законы. 2) Разработка технологий борьбы против террористов.

Мы:

  1. Брать пример с честных людей; 2)Не нарушать законы и правила; 3) Не проходить мимо правонарушений.

6. Итог урока:

Учитель:
Возможно ли спасение  человечества?
В каком случае?

Дети:
Будем относится к человеку других взглядов другой национальности другой страны не как к врагу, а как к помощнику. (Слайд 11.)

( В заключении, дети встают в круг, берут глобус или надувной мяч, изображающий планету Земля, поднимают его все вместе над головой и обещают беречь нашу планету.)