Цель: формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
- Знакомство с понятием «глобальные проблемы человечества».
- Воспитание бережного отношения к нашей планете, как к нашему общему дому.
- Развивать интерес к познанию мира и устанавливать взаимосвязи явлений.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Презентация к уроку.
- Распечатанный материал для детей (в группах)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Учитель:
I. Какие Международные организации вы знаете?
Какие вопросы решают эти организации?
(По мере называния международных организаций на слайде появляются эмблемы этих организаций. Слайд 1.)
Дети:
а) ООН ( Организация Объединённых Наций) – заботится о сохранении мира на планете, помогает развивать мирное сотрудничество государств.
б) WWF ( Международный фонд защиты дикой природы) – заботится об охране дикой природы.
в)GREEN PEACE – заботится о защите природы от вредного воздействия человека.
г) Интерпол – борется с международной преступностью.
д) Международный Красный крест – организует помощь мирному населению в военных конфликтах и войнах.
Учитель:
II. Дети, вы любите путешествовать?
Сейчас мы с вами совершим путешествие по историческим эпохам.
Какая первая?
Дети: Первобытный мир.
(Слайд 2.)
Учитель:
Как человек приближал природу к себе?
Дети:
Человек овладел огнём., приручил домашних животных, начал заниматься земледелием.
Учитель:
Стало человеку лучше жить?
Дети:
Да.
Учитель:
Население увеличилось до 20 млн. человек.
Что изобрёл человек в эпоху Древнего мира? (Слайд 3.)
Дети:
Человек изобрёл водопровод, колесо, ткани, научился добывать железо и делать первые железные орудия труда.
Учитель:
Население увеличилось за 30 веков в 10 раз и стало составлять 200 млн. человек.
Следующая эпоха? (Слайд 4.)
Дети:
Средние века. Человек изобрёл порох, бумагу, часы, компас, паровую машину, открыл первые обсерватории, стал делать операции на сердце и мозге.
Учитель:
Ещё больше человек подчинил себе природу, и население за 10 веков увеличилось в 2 раза и достигло 400 млн. человек.
Учитель:
Какая эпоха сменила эпоху Средних веков? (Слайд 5.)
Дети:
Новое время. Человек стал осваивать воздушное пространство и изобрёл воздушный шар, появились пароходы, автомобили, телефон, создана первая лампочка.
Учитель:
Население стало составлять 1700 млн. человек. За 5 веков оно увеличилось в 4 раза.
Учитель:
Как называется эпоха, в которой мы с вами живём? (Слайд 6.)
Дети:
Новейшее время. Развивается химия, физика, медицина, человек овладел атомной энергией. Появились сверхзвуковые самолёты, ракетные двигатели. Человек осваивает космос.
Учитель:
И всего за 1 век население выросло в 3 раза и стало равно 6 000 млн. человек. (Слайд 7.)
Учёные подсчитали, что наша планета может обеспечить питанием 10 000 млн. человек.
3. Постановка проблемы.
Учитель:
Настало время прочитать тему нашего урока. (Слайд 8.)
Дети (читают):
«Будет ли у человечества завтра?»
Учитель:
Что означает слово «завтра» ?
Дети:
Завтра – это будущее.
Учитель:
Вас ничего не удивляет? Человечество живёт хорошо, наука развивается. А у нас вопрос: есть ли у человечества будущее? Какой вопрос возникает?
Дети:
Человечество может погибнуть?
Учитель:
Какая же проблема возникает ?
Дети:
Возможна ли гибель человечества?
- Коллективный поиск выхода из проблемной ситуации.
Учитель:
От чего может погибнуть человечество? Вспомните Международные организации и проблемы, которые они решают. Это поможет вам в выдвижении гипотез.
Дети: (выдвигают версии)
- Перенаселение планеты (Земля может обеспечить питанием 10 млн. человек, а население человечества уже 6 млн.)
- Экологические катастрофы
- Войны
- Бедность большинства стран
- Организованная преступность
(Слайд 9.)
Проверка гипотез: ( Работа с учебником.. Параллельно с выдвижением гипотез зачитываются отрывки из учебника, подтверждающие наличие данной проблемы.)
Учитель:
Глобальные (всеобщие) проблемы объединяют человечество. Почему они интересуют всех?
Дети (вывод):
Планета – наш общий дом. Все хотят сохранить его.
Учитель:
Как может спастись человечество?
Что оно может сделать для своего спасения?
И что можем мы сделать для спасения человечества уже сейчас?
5. Первичное закрепление. Творческая работа.
( Дети делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся лист, на котором обозначена глобальная проблема и 2 вопроса: Что может сделать человечество? Что можем сделать мы для спасения человечества?) (Слайд 10.)
Примерные ответы детей:
Перенаселённость земного шара:
Человечество: 1) Постройка высотных зданий; 2) Создание и поиск новой пищи;
3) Постройка зданий не только на земле, но и под землёй.
Мы: 1) Изучать биологию, химию, физику, чтобы в будущем работать над этой проблемой.
Экологические катастрофы:
Человечество: 1)Строить очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы; 2) Создавать машины на экологически безопасном топливе
Мы: 1) Заниматься озеленением; 2) Не бросать мусор; 3) Не уничтожать природу.
Войны:
Человечество: 1)Уничтожать оружие 2) Помогать решать конфликты мирным путём.
Мы: 1) Учиться решать конфликты мирным путём.
Бедность большинства стран:
Человечество: 1) ООН организует работу учителей и врачей в этих странах; 2) Оказание помощи населению этих стран.
Мы:
- Помогать людям, нуждающимся в нашей помощи.
Организованная преступность:
Человечество: 1) Не нарушать законы. 2) Разработка технологий борьбы против террористов.
Мы:
- Брать пример с честных людей; 2)Не нарушать законы и правила; 3) Не проходить мимо правонарушений.
6. Итог урока:
Учитель:
Возможно ли спасение человечества?
В каком случае?
Дети:
Будем относится к человеку других взглядов другой национальности другой страны не как к врагу, а как к помощнику. (Слайд 11.)
( В заключении, дети встают в круг, берут глобус или надувной мяч, изображающий планету Земля, поднимают его все вместе над головой и обещают беречь нашу планету.)