Цель.
- Ознакомить учащихся со способами образования сложных слов.
- Развивать внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы откроем еще один секрет письма.
II. Разминка.
Вопросы |
Ответы |
1. Часть речи, обозначающая действие предмета. | - Глагол |
2. Изменяемая часть слова. | - Окончание |
3. Часть слова без окончания. | - Основа |
4. д-т, ж-ш, з-с… | - Парные согласные |
5. Имя прилагательное- это.. | - часть речи |
6. е, ё, ю, я, и. | - Обозначают мягкость согласного |
7. Часть слова после корня. | - Суффикс |
8. Буква, стоящая в алфавите между ь и ъ знаком. | - ы |
9. Главные члены предложения. | Подлежащее и сказуемое |
10.Что объединяет слова: антенна, хоккей, касса, аллея, группа. | Удвоенные согласные |
III. Работа по теме.
1. На доске: С М А Т Ё Л О
Расшифруйте это слово. (самолёт)
- Что вы можете рассказать об этом слове? (Ответы детей)
- Что обозначают надписи: ТУ, АН?
Работа ведется по следующему алгоритму:
- Как образовано это слово?
сам + летит (Из двух слов)
сам лёт (Две основы)
о или а? Докажите. Какую работу выполняет это буква?
Самолет (1слайд) (Cм. презентацию)
- О чем мы будем говорить на этом уроке? Кто догадался? (О словах, которые имеют две основы)
- Сегодня тема нашего урока: Образование сложных слов.
- Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей)
2 Работа в тетрадях.
Из данных слов составьте и запишите сложные слова. Разберите по составу. (2 слайд )
Сад рубить
Лес водить
Книга ходить
Корень падать
Снег любить
Пешком плод
Садовод, пылесос, снегопад, корнеплод, книголюб, пешеход. (3слайд)
- Составьте предложения с этими словами.
Например, Садоводы осенью готовят к зиме растения.
IV. Физминутка.
V - А из этих слов можно образовать сложные слова?
Газета, стена (стенгазета) Врач, главный (главврач)
- Что заметили? (4 слайд)
Вывод: Не всегда в сложных словах есть соединительные буквы.
- Сегодня поиграем в следующие игры: “Глазомер”, “Головоломка”, “Скороговорка”.
- Из многих интересных игр я выбрала эти. Почему?
- Названия игр обозначают сложные слова.
Игра 1 “Глазомер”. (5 слайд)
- Герои из каких сказок присутствуют на этой картине?
(“Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Колобок”, “По-щучьему велению …”, “Золотой петушок”, “Курочка ряба”, “Руслан и Людмила” …)
Игра 2 “Головоломка”. (6 слайд)
rсfj jкrg wуzl чеvн
wдеr fgнь доzt rвеt
jчеz dраw коvb лfgи
gдеh dtла vтqь vнgi
gеyt чеdg tjго.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Чему учит эта пословица? Почему так говорят? Спишите.
VI. Работа с учебником. Стр.93
Упр. 174 – выборочное письмо
Упр.176 – коллективная работа
VII. Игра 3 “Скороговорка” (7 слайд)
1 вариант. На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
2 вариант. Дед Данила делил дыню -
Дольку Диме, дольку Дине.
VIII. Закрепление.
Работа по картинам.
- Какие слова называют эти картины?
- Пешеход, конькобежец. (8 слайд)
IX. Итог урока
- Что нового узнали на уроке? К какому выводу мы пришли? (9 слайд)
Домашнее задание. Написать мини-сочинение “Снегопад”.