Задачи урока:
1. Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний, понятий о строении Земли: земная кора, материковая, океаническая, мантия, ядро. Дать представление о способах изучения земной коры.
2. Воспитательная: Обеспечит личностно- ориентированный и гуманистический характер обучения. Воспитывать умение работать в коллективе ( группе); объективность оценивания своего вклада в решение общих вопросов группы, своей деятельности на уроке.
3. Развивающие: Способствовать развитию у уч-ся учебно- интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, логически излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля, через использование информационных технологий, через ситуации удивления, занимательности. Создать условия для усиления познавательной активности.
Оборудование:
Физическая карта полушарий; атласы; наглядный иллюстративный материал; видео и аудио фрагменты темы; мультимедийный учебник для 6 кл.
Терминология: Атмосфера, Литосфера, Гидросфера, Биосфера. Земная кора: материковая, океаническая; ядро, мантия.
Тип урока: новых знаний.
Формы организации:
фронтальная, групповая ( при работе с учебником, дополнительной литературой), парная ( в ходе взаимопроверки).
Методы работы:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов под музыку), метод контроля и самооценки.
Приемы работы:
Прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.
Технология:
Эффективность и целесообразность использования мультимедийного учебника на уроке географии при изучении нового материала.
Основные этапы урока
1 этап урока. Организационный момент.
2 этап урока. Мотивация. Целепологание. ( через прием удивления, занимательности).
1. Под музыку, в начале урока учитель показывает слайды- пейзажи планеты. Одновременно читает стихотворение.
Есть одна планета- сад, в далеком космосе холодном
Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки, вечно ледяные.
Только здесь поют. Журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут, все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету- ведь другой, похожей нету!
2. Учитель:
- О чем это стихотворение?
- Какие образы возникли у вас при прослушивании?
- Как вы думаете, для чего я вам прочла стихотворение показала видеозарисовки?
- Так мы подошли к очень интересному разделу географии, который называется –Оболочки планеты. У Земли их 4. Что же это за оболочки?
1. Самая верхняя, легкая, воздушная оболочка, благодаря которой существует жизнь, называется – атмосфера. С греческого- воздух.
Учитель прикрепляет первое понятие на доску ( и так название каждой оболочки с комментарием).
Рассказ учителя при этом сопровождается показом четырех слайдов.
- За 1-2 урока не возможно познать все особенности и загадки нашей планеты. Поэтому мы будем знакомиться с каждой оболочкой отдельно много уроков и в той последовательности, в которой они возникли на планете.
А тема сегодняшнего урока станет началом большого путешествия в первую интересную оболочку- литосферу.
Запись в тетради темы урока: Литосфера. Строение Земли.
Учитель:
- Теперь, с помощью стенных картин, с помощью вопросов- помощников, попробуем наметить, над чем нам предстоит работать, изучая эту тему сегодняшнего и последующих уроков.
3. Работа с вопросами на доске.
Дети составляют вопросы. Учитель записывает их на доску. Т.о. дети сами планируют работу. ( Что? Как? Из чего? Почему? Где? )
Например:
- Что такое литосфера?
- Как она образовалась. Как возникли на планете горы, равнины?
- Из чего состоит Земля?
- Почему происходят землетрясения, извержения вулканов?
- Где на планете можно встретить части литосферы?
Где могут пригодиться знания. Людям каких профессий?
Учитель уточняет по вопросам, над чем предстоит работать.
3 этап. Усвоение исходных знаний.
Учитель:
-Давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много тепла и света?
( предполагаемый ответ детей:
- Солнце- это раскаленное небесное тело, с температурой на поверхности до
6-10 тыс. градусов по С).
Учитель:
- А не удивит вас, если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине более 3000 км находится такое же «солнце», только чуть-чуть холоднее?
- Мы с вами живем и ходим лишь по самой поверхности, тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли- литосфере.
- Открыли словарь терминов и записали дежурные слова- название оболочек.
- Так что же находится внутри Земли?
Работа с компьютером. ( электронный учебник Начальный курс географии 6 класс).
Исследования показали, что Земля состоит из земной коры, мантии и ядра.
Учитель:
- Так, что предполагают ученые находится в Земле?
- Наши далекие предки не имели необходимого оборудования для изучения Земли. Они лишь по своим наблюдениям за внутренними взрывами, подземным огнем могли предположить, что внутри Земли находится огненно- жидкое вещество.
- Хотите убедиться сами? Тогда совершим короткое путешествие к вулкану с помощью фрагмента фильма.
Работа с компьютером. Показ фрагмента фильма « Извержение вулкана Этна
( электронный учебник Начальный курс географии 6 класс).
- Ну, как захватывает дух от этих кадров?
- Тогда я предлагаю совершить воображаемое путешествие к центру Земли.
Сосредотачиваемся! Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу Земли в каком- нибудь фантастическом аппарате, вместе с героями фантаста- писателя Жюля Верна из романа « Путешествие к центру Земли». ( Можно показать книгу).
Для работы нужно создать небольшие исследовательские группы.
Учитель распределяет группы, а учащиеся выбирают задания по группам.
1 группа: Геологи- исследователи земной коры.
2 –3 группа: Вулканологи- изучают мантию и ядро.
4 группа: Эксперты- штурманы- моделируют схему: строение Земли.
5 группа: Аппоненты- корреспонденты- составляют вопросы классу по параграфу и по учебному материалу урока.
- Но, чтобы провести исследование глубин Земли, нужно вооружиться теоретическими знаниями.
Для этого все группы в течение 5-7 минут работают с параграфом учебника
( дополнительной литературой) и нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.
1 группа:
1. Что такое земная кора?
2. Бывают 2 типа земной коры: материковая и вулканическая. Чем они отличаются?
3. Какими породами сложена земная кора?
2 группа:
- Что такое мантия? Из чего она состоит?
- Какая внутри мантии температура?
- На какой глубине она находится?
- Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности Земли, несмотря на времена года?
3 группа:
- На какой глубине находится ядро Земли?
- Какая в ядре температура?
- Почему вещество в ядре находится при высокой температуре не жидком состоянии, а в твердом?
4 группа:
В результате просмотра фильма и чтения параграфа, нарисовать круговую
модель- схему строения Земли.
5 группа:
Готовит классу вопросы по изученному материалу на основе текста параграфа, фильма
Учитель: - Команды готовы к путешествию?
- Проходим и изучаем верхний слой Земли- земную кору.
Работа с рисунком компьютера №3. Раздел «Литосфера»
Далее учитель дополняет примером:
Если сравнить земную кору с яблоком или куриным яйцом, то кора будет только тонкой, хрупкой кожицей. Но именно она не только защищает нас от горячего дыхания Земли, но и широко используется человеком: на ее поверхности построены дома, дороги, из ее недр добывают различные п/ и, воду и д.р.
- Если мысленно убрать всю воду с поверхности планеты, мы увидим все ее неровности- обширные впадины океанов и массивные выступы суши- материки.
- Как вы считаете, где будет тоньше, а где толще земная кора?
- Специалисты 1 группы, какое отличие вы заметили у земной коры под океанами и материками? ( ответ детей).
Учитель:
- Спускаться аппарату легко, быстро, т.к. слои земной коры сложены разными и рыхлыми, сыпучими, и более твердыми породами. Всего их более 2000 видов.
- Давайте исследуем некоторые горные породы.
Работа с коллекцией горных пород.
Учитель:
- Верхний осадочный слой составляют породы обломочные или образовавшиеся из остатков организмов. ( песок, глина, мел, известняк, соли, уголь и д.р).
Дети работают с образцами коллекции горных пород.
- Далее идет слой гранита- это очень твердая и древняя порода. Образовалась на большой глубине при медленном остывании мантии в условиях высокой температуры и давления. ( дети знакомятся с горной породой).
- Слой базальтовой породы образовался тоже из магмы, но при ее быстром остывании. Он такой же твердый, тяжелый, как гранит, но мелкозернистый.
- С породами мы познакомимся ближе на последующих уроках. А теперь нужно сделать остановку и подвести итог изучению земной коры. ( Отвечает 1 группа).
Учитель:
- А сейчас, внимание! Мы погружаемся в самую толщу Земли. Сейчас станет очень жарко! Температура за бортом быстро увеличивается от +100 С, до +1000 С.
Работа с компьютером, рисунок №2. ( Электронный учебник Начальный курс географии 6 класс. Раздел «Литосфера» )
- Что могут добавит специалисты? Отвечает 2 группа.
Учитель:
- Шахтерам, добывающим уголь очень тяжело приходится работать из-за высокой температуры. Некоторые шахты приходилось даже забрасывать, т.к. там становилось невозможно работать при температуре +50 С. Как вы думаете, с чем связана такая проблема. ( ответ детей).
Учитель:
- Представляете, какая температура должна быть еще глубже, в центре Земли?
- Но чтобы опуститься к центру Земли, подведем итог изучению мантии.
( Отвечает 2 группа).
- Наконец, мы подошли к самому загадочному слою нашей планеты- ядру.
Работа с компьютером рисунок №2.
- Группа, какие будут дополнения? ( 3 группа дополняет).
- Но, вот парадокс! При такой высокой температуре вещество в ядре должно находиться не то что в жидком, в газообразном состоянии, а оно твердое? Почему?
( ответ детей).
- Ну что, понравилось путешествие? Теперь необходимо возвращаться обратно, но закрепляя еще раз наработанный материал.
4 группа задает составленные вопросы классу.
Учитель:
- Сейчас в наши рабочие тетради нужно занести отчет о проделанной работе в виде опорной схемы, которую моделировала 5 группа.
Один ученик выходит к доске и рисует схематичный рисунок- строение Земли.
- Давайте сверим и дополним схему.
Работа с компьютером (Электронный учебник География Наш дом – Земля. 7кл. Строение Земли.)
Учитель:
- Ребята, теперь зная внутреннее строение планеты, скажите, так можно на самом деле совершить путешествие к центру Земли? ( ответ детей).
- А эту проблему ученые России уже много лет пытаются решить. А знаете как? Они бурят сверхглубокую скважину.
Показ видеофрагмента «Самая глубокая скважина в мире»
4 этап урока. Обобщение и контроль за результатами учебной деятельности.
Учитель:
- Наше путешествие закончилось. Всем бы хотелось узнать, как хорошо мы усвоили тему урока. Что же было самым главным?
Работа с вопросами на доске, с вопросами компьютера.
-Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?
Небольшой тест- контроль. Установить соответствие:
1. Земная кора под океанами 2. Ядро. 3. Земная кора под горами. 4. Мантия. 5. Земная кора под равнинами. | а. 5000 С. б. 70 км. в. 30 км. г. 10 км. д. 2000 С. |
1. Взаимопроверка. ( обмен тетрадями).
2. Самооценка деятельности на уроке: Как я усвоил полученные знания?
- Если я активно работал на уроке, в группе, то ставите еще один плюс.
- Если я правильно и часто отвечал на контрольные вопросы- еще один плюс.
- Если получилось три плюса- оценка 5.
5 этап урока. Домашнее задание.
1. Обязательный уровень для всех учащихся – работа с параграфом и вопросами после параграфа.
2. *Какими породами сложена земная кора в нашей местности. При каких условиях их можно увидеть.
6 этап урока. Рефлексия.
- Что нового узнал на уроке?
- Какое значение для меня лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
- Какая работа была интересной?
- Что помогало в работе?
- Что вызвало наибольшие затруднения:
- исследование материала учебника.
- исследование дополнительной информации.
- обобщение полученных результатов.