Открытый урок по теме "Строение Земли". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Задачи урока:
1. Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний, понятий о строении Земли: земная кора, материковая, океаническая, мантия, ядро. Дать представление о способах изучения земной коры.
2. Воспитательная: Обеспечит личностно- ориентированный и гуманистический характер обучения.  Воспитывать умение работать в коллективе ( группе); объективность оценивания своего вклада в решение общих вопросов группы, своей деятельности на уроке.  
3.  Развивающие: Способствовать развитию у уч-ся учебно- интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, логически излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу  с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля, через использование информационных технологий, через ситуации удивления, занимательности. Создать условия для усиления познавательной активности.

Оборудование:
Физическая карта полушарий; атласы; наглядный иллюстративный материал; видео и аудио фрагменты темы; мультимедийный учебник для 6 кл.

Терминология: Атмосфера, Литосфера, Гидросфера, Биосфера. Земная кора: материковая, океаническая; ядро, мантия.

Тип урока: новых знаний.

Формы организации:
фронтальная, групповая ( при работе с учебником, дополнительной литературой), парная ( в ходе взаимопроверки).

Методы работы:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов под музыку), метод контроля и самооценки.

Приемы работы:
Прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

Технология:
Эффективность и целесообразность использования мультимедийного учебника на уроке географии при изучении нового материала.

Основные этапы урока

1 этап урока. Организационный момент.
2 этап урока. Мотивация. Целепологание. ( через прием удивления,  занимательности).

1. Под музыку, в  начале урока  учитель показывает слайды- пейзажи планеты. Одновременно читает стихотворение.

Есть одна планета- сад, в далеком космосе холодном
Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки, вечно ледяные.
Только здесь поют. Журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут, все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету- ведь другой, похожей нету!

2. Учитель:

  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие образы возникли у вас при прослушивании?
  3. Как вы думаете, для чего я вам прочла стихотворение показала видеозарисовки?
  4. Так мы подошли к очень интересному разделу  географии, который называется –Оболочки  планеты. У Земли их 4. Что же это за оболочки?

1. Самая верхняя, легкая, воздушная оболочка, благодаря которой существует жизнь, называется – атмосфера. С греческого- воздух.
Учитель прикрепляет первое понятие на доску ( и так название каждой оболочки с комментарием).
Рассказ учителя при этом сопровождается показом четырех слайдов.
-  За 1-2 урока не возможно познать все особенности и загадки нашей планеты. Поэтому  мы будем знакомиться  с каждой оболочкой отдельно много уроков и в той последовательности, в которой они возникли на планете.
А тема сегодняшнего урока станет началом большого путешествия в первую интересную оболочку- литосферу.
Запись в тетради темы урока: Литосфера. Строение Земли.
Учитель:
-  Теперь, с помощью стенных картин, с помощью вопросов- помощников, попробуем наметить, над чем нам предстоит работать, изучая эту тему сегодняшнего и последующих уроков.

3. Работа с вопросами на доске.
Дети составляют вопросы. Учитель записывает их на доску. Т.о. дети сами планируют работу.    (  Что?   Как?   Из чего?  Почему?   Где? )
Например:

  1. Что такое литосфера?
  2. Как она образовалась. Как возникли на планете горы, равнины?
  3. Из чего состоит Земля?
  4. Почему происходят землетрясения, извержения вулканов?
  5. Где на планете можно встретить части литосферы? 

Где могут пригодиться знания. Людям каких профессий?
Учитель уточняет по вопросам, над чем предстоит работать.

3 этап. Усвоение исходных знаний.
Учитель:
-Давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много тепла и света?
( предполагаемый ответ детей:

  • Солнце- это раскаленное небесное тело, с температурой на поверхности до

      6-10 тыс. градусов по С).
Учитель:

  • А не удивит вас, если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине более 3000 км находится такое же «солнце», только чуть-чуть холоднее?
  • Мы с вами живем и ходим лишь по самой поверхности, тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли- литосфере.
  • Открыли словарь терминов и записали дежурные слова-  название оболочек.
  • Так что  же находится внутри Земли?

Работа с компьютером. ( электронный учебник Начальный курс географии 6 класс).
Исследования показали, что Земля состоит из земной коры, мантии и ядра.
Учитель:

  • Так, что предполагают ученые находится в Земле?
  • Наши далекие предки не имели необходимого оборудования для изучения Земли. Они лишь по своим наблюдениям за внутренними взрывами, подземным огнем могли предположить, что внутри Земли находится огненно- жидкое вещество.
  • Хотите убедиться сами? Тогда совершим короткое  путешествие к вулкану с помощью фрагмента фильма.

Работа с компьютером. Показ фрагмента фильма « Извержение вулкана Этна
( электронный учебник Начальный курс географии 6 класс).

  • Ну, как захватывает дух от этих кадров?
  • Тогда я предлагаю совершить воображаемое путешествие к центру Земли.

 Сосредотачиваемся! Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу Земли в каком- нибудь фантастическом аппарате, вместе с героями фантаста- писателя Жюля Верна из романа « Путешествие к центру Земли». ( Можно показать книгу).
Для работы нужно создать небольшие  исследовательские группы.
Учитель распределяет группы, а учащиеся  выбирают  задания по группам.
1 группа: Геологи- исследователи земной коры.
2 –3 группа: Вулканологи- изучают мантию и ядро.
4 группа:   Эксперты- штурманы- моделируют схему: строение Земли.
5 группа:   Аппоненты- корреспонденты- составляют вопросы классу по параграфу и по учебному материалу урока.

  • Но, чтобы провести исследование глубин Земли, нужно вооружиться теоретическими знаниями.

Для этого все группы в течение 5-7 минут работают с параграфом учебника
( дополнительной литературой) и нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.  

1 группа:
1. Что такое земная кора?
2. Бывают 2 типа земной коры: материковая и вулканическая. Чем они отличаются?
3.  Какими породами сложена земная кора?

2 группа:

  1. Что такое мантия? Из чего она состоит?
  2. Какая внутри мантии температура?
  3. На какой глубине она находится?
  4. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности Земли, несмотря на времена года?

3 группа:

  1. На какой глубине находится ядро Земли?
  2. Какая в ядре температура?
  3. Почему вещество в ядре находится при высокой температуре не жидком состоянии, а в твердом?

4 группа:
В результате просмотра фильма и чтения параграфа, нарисовать круговую
модель- схему строения Земли.

5 группа:
Готовит классу вопросы по изученному материалу на основе текста параграфа, фильма
Учитель:  - Команды готовы к путешествию?
-  Проходим и изучаем верхний слой  Земли- земную кору.
Работа с рисунком компьютера №3. Раздел «Литосфера»
Далее учитель дополняет примером:
Если сравнить земную кору с яблоком или куриным яйцом, то кора будет только  тонкой, хрупкой кожицей. Но именно она не только защищает нас от горячего дыхания Земли, но и широко используется человеком: на ее поверхности построены дома, дороги, из ее недр добывают различные п/ и, воду и д.р.

  • Если мысленно убрать всю воду с поверхности планеты, мы увидим все ее неровности- обширные впадины океанов и массивные выступы суши- материки.
  • Как вы считаете, где будет тоньше, а где толще земная кора?
  • Специалисты 1 группы, какое отличие вы заметили у земной коры под океанами и материками?  ( ответ детей).

Учитель:

  • Спускаться  аппарату легко, быстро, т.к. слои земной коры сложены разными и рыхлыми, сыпучими, и более твердыми  породами. Всего их более 2000 видов.
  • Давайте исследуем некоторые горные породы.

Работа с коллекцией горных пород.
Учитель:

  • Верхний осадочный слой составляют породы обломочные или образовавшиеся из остатков организмов. ( песок, глина, мел, известняк, соли, уголь и д.р).

Дети работают с образцами коллекции горных пород.

  • Далее идет слой гранита- это очень твердая и древняя порода. Образовалась на большой глубине при медленном остывании мантии в условиях высокой температуры и давления. ( дети знакомятся с горной породой).
  • Слой базальтовой породы образовался тоже из магмы, но при ее быстром остывании. Он такой же твердый,  тяжелый, как гранит, но мелкозернистый.
  • С породами мы познакомимся ближе на последующих уроках. А теперь нужно сделать остановку и подвести итог изучению земной коры. (  Отвечает 1 группа).

Учитель:

  • А сейчас, внимание! Мы погружаемся в самую толщу Земли. Сейчас станет очень жарко! Температура за бортом быстро увеличивается от  +100 С, до +1000 С.

Работа с компьютером, рисунок №2. ( Электронный учебник Начальный курс географии 6 класс. Раздел «Литосфера» )

  • Что могут добавит специалисты?   Отвечает 2 группа.

Учитель:
- Шахтерам, добывающим уголь очень тяжело приходится работать из-за высокой температуры.  Некоторые шахты приходилось даже  забрасывать, т.к. там становилось невозможно работать при температуре  +50 С.   Как вы думаете, с чем связана такая проблема. ( ответ детей).
Учитель:

  1. Представляете, какая температура должна быть еще глубже, в центре Земли?
  2. Но чтобы опуститься  к центру Земли, подведем итог изучению мантии.

      ( Отвечает 2 группа).

  • Наконец, мы подошли к самому загадочному слою нашей планеты- ядру.

Работа с компьютером рисунок №2.

  • Группа, какие будут дополнения? (  3 группа дополняет).
  • Но, вот парадокс! При такой высокой температуре вещество в ядре должно находиться не то что в жидком, в газообразном состоянии, а оно твердое? Почему?

( ответ детей).

  • Ну что, понравилось путешествие? Теперь необходимо возвращаться обратно, но закрепляя еще раз наработанный материал.

 4 группа задает составленные вопросы классу.
Учитель:
- Сейчас в наши рабочие тетради нужно занести отчет о проделанной работе в виде опорной схемы, которую моделировала 5 группа.
Один ученик выходит к доске и рисует  схематичный рисунок- строение Земли.

  • Давайте сверим и дополним схему.

Работа с компьютером (Электронный учебник География Наш дом – Земля. 7кл. Строение Земли.)
Учитель:

  • Ребята, теперь зная внутреннее строение  планеты, скажите, так можно на самом деле совершить путешествие к центру Земли? ( ответ детей).
  • А эту проблему ученые России уже много лет пытаются решить. А знаете как? Они бурят  сверхглубокую скважину.

Показ видеофрагмента «Самая глубокая скважина в мире»

4 этап урока. Обобщение и контроль за результатами учебной деятельности.
Учитель:

  • Наше путешествие закончилось. Всем бы хотелось узнать, как хорошо мы усвоили тему урока. Что же было самым главным?

Работа с вопросами на доске, с вопросами компьютера.
-Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

Небольшой тест- контроль.  Установить соответствие:

1. Земная кора под океанами 
2. Ядро. 
3. Земная кора под горами.
4. Мантия. 
5. Земная кора под равнинами.
            а. 5000 С.
б. 70 км.
в. 30 км.
г. 10 км.
д. 2000 С.

1. Взаимопроверка.  ( обмен тетрадями).
2.  Самооценка деятельности на уроке:   Как я усвоил полученные знания?
-     Если я активно работал на уроке, в группе, то ставите еще один плюс.

  • Если я правильно и часто отвечал на контрольные вопросы- еще один плюс.
  • Если получилось три плюса- оценка 5.

5 этап урока. Домашнее задание.
1. Обязательный уровень для всех учащихся – работа с  параграфом и вопросами после параграфа.
2.  *Какими породами сложена земная кора в нашей местности. При каких условиях   их можно увидеть.
6 этап урока. Рефлексия.

  1. Что нового  узнал на уроке?
  2. Какое значение для меня лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
  3. Какая работа была интересной?
  4. Что помогало в работе?
  5. Что вызвало наибольшие затруднения:
  6. исследование материала учебника.
  7. исследование дополнительной информации.
  8.  обобщение полученных результатов.