1. Пояснительная записка.
Предложенная программа по экологическому воспитанию и образованию ориентирована на работу с детьми среднего школьного возраста.
Актуальность изучения курса определяется тем, что:
"Чем больше людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации", тем выше будут чувство ответственности за судьбы "людей планеты" - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Моя задача как учителя - участвовать в воспитании таких людей.
Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ.
Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам.
Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
- формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Человеческое общество неотделимо от природы. Оно непрерывно взаимосвязано с ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество не может существовать, потому, она имеет многогранное значение для жизни человека: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, духовное и т. д.
В мудрых и пророческих словах Ф. Тютчева:
Не то, что мните вы Природа,
Не слепок, не бездумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:
высвечены такие свойства природы, которые могут влиять на нашу нравственность, на наш образ мыслей, на наше поведение.
Язык природы - это ее законы. Мы общаемся с природой, вернее должны общаться, через познание законов с помощью наук, изучающих природу, и одна из них - это экология.
Цель работы по программе: способствовать формированию у учащихся экологической культуры, базовых компетенций, экологически оправданному поведению, создание ситуации успеха на уроке для каждого учащегося.
Ожидаемые результаты работы по программе:
- Получить первоначальные знания по предмету
- Учащиеся должны научиться излагать свои знания в письменной и устной форме
- Уметь применять на практике полученные знания и умения
- Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении
- Участие в школьных неделях биологии, географии и экологическом двухмесячнике.
- Выступления на уроках с дополнительным материалом
- Развитие креативности учащихся
- Развитие разнообразных компетенций :
Предметные - получение учащимися знаний по предмету
Коммуникационные - умение общаться, работать в группах
Информационные - умение работать с информацией (находить, анализировать, сравнивать).
Задачи:
- рассмотреть вопросы многообразия живой и неживой природы, и влияния человека на неё;
- Формирование первоначальных экологических представлений;
- Формирование теоретических знаний в области экологии, ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным особенностям школьников среднего звена;
- углубить знания детей по предметам естественного цикла;
- развитие компетенций у учащихся;
- выработать умение анализировать собранный материал с целью использования в последующих действиях (поддержания, сбережения среды, улучшения ее качества, если необходимо).
Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов в размер 18 часов, продолжительность урока 40 минут. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем.
Различные формы деятельности: индивидуальная, групповая, парная позволит сформировать у учащихся чувство коллективизма, умение выслушать чужую точку зрения и обосновать свою.
Формы реализации программы:
- Диспуты, беседы, решение проблемных вопросов, лекции, практикумы, дискуссии, мозговой штурм, тестирование, деловые и ролевые игры.
Используемые технологии:
- Развитие критического мышления, дебаты, проекты,
Учебно-наглядный комплекс:
- Рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, учебные пособия, книги, журналы, схемы, видеофильмы.
Методическое обеспечение:
- Видеофильмы: "Экологический альманах", "Биосферный заповедник", "Дороги жизни", "Большая охота", "Продолжение рода" и т.д.;
- Аудиокассеты: "Времена года", "Голоса птиц и редких животных", "Шумы моря", "Альпийская вьюга" и т.д.;
- Энциклопедии "Птицы", "Кирилла и Мефодия", "Взаимное влияние живых организмов", "Влияние человека на природу"
- Раздаточный материал;
- Определители;
- Методические пособия;
- Учебники;
- "Жалобная книга природы";
- Правила поведения в природе.
Программа спецкурса.
Введение. (1 час).
Предмет и задачи экологии. Определение понятия экология. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Экологический манифест.
Тема 1. Экологические факторы. (2 часа).
Понятие экологического фактора. Разнообразие воздействий, которым подвергается организм. Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Понятие адаптации. Закон толерантности (закон Шелфорда). Действие среды на организм, закономерности формирования требований организма к среде обитания (диапазоны толерантности: стенобионтные и эврибионтные виды).
Тема 2. Абиотические факторы (5 часов)
Важнейшие абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Свет и его влияние на жизнедеятельность растений и животных. Адаптация организмов к различным условиям освещения. Фотопериодические реакции. Экологические группы растений и животных по отношению к фактору - освещение. Биологические ритмы. Температура как абиотический фактор. Влияние температуры на жизнедеятельность организмов ( правила Алена и Бергмана). Экологические группы организмов по отношению к температуре. Влажность как экологический фактор. Влияние влажности на жизнедеятельность организмов. Экологические группы растений и животных по отношению к влажности. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Характерные особенности каждой из сред жизни. Адаптация организмов к обитанию в четырех средах. Жизненные формы организмов, приспособленные к обитанию в разных средах.
Тема 3. Биотические факторы. (7 часов) (приложение 1)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа "хищник-жертва", "паразит-хозяин". Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими (конкуренция). Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Тема 4. Антропогенный фактор (3 часа)
Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. "Спасти себя можно, лишь спасая природу!"
Тематический план
Название темы |
Количество часов |
Форма контроля |
Технологии |
Введение | 1 |
проект | |
Тема 1. Экологические факторы | 2 |
||
Классификация экологических факторов | 1 |
тестирование | ИКТ |
Влияние экологических факторов на организмы. Адаптации. | 1 |
тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений | Урок-исследование |
Тема 2. Абиотические факторы | 5 |
||
Свет как экологический фактор | 1 |
Задания на соотношение, тестирование; синквейн | ИКТ, исследование |
Температура как экологический фактор | 1 |
тестирование; эссе | ИКТ, исследование |
Влажность как экологический фактор | 1 |
тестирование; "тонкие и толстые вопросы" |
ИКТ, исследование |
Основные среды жизни | 1 |
"ассоциативный ряд" | Проект |
Обобщение по теме | 1 |
тестирование | ИКТ |
Тема 3. Биотические факторы | 7 |
||
Взаимоотношений между живыми организмами | 1 |
тестирование; устный опрос, смалы | ИКТ |
Взаимополезные отношения | 1 |
Задания на соотношение, тестирование; устный опрос; синквейн | Развитие критического мышления |
Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. | 1 |
тестирование; устный опрос; "тонкие и толстые вопросы" |
Развитие критического мышления |
Хищничество | 1 |
тестирование; устный опрос; проект, синквейн |
Развитие критического мышления, проект |
Паразитизм | 1 |
тестирование; устный опрос; эссе |
Развитие критического мышления |
Конкуренция | 1 |
тестирование; устный опрос; проект, "Барометр настроения" |
Развитие критического мышления, проект |
Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. | 1 |
Проект | Проект, ИКТ |
Тема 4. Антропогенный фактор | 3 |
||
Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. | 1 |
светофор | Мозговой штурм |
Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. | 1 |
синквейн | деловая игра |
"Спасти себя можно, лишь спасая природу!" | 1 |
синквейн | Дебаты |
Урок обобщение | 1 |
тестирование | ИКТ |
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- Основные среды жизни и их характеристики;
- Влияние факторов среды на живые организмы;
- Приспособленность живых организмов к разным средам обитания;
- Основные типы взаимоотношений между живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
- Делать описание наблюдений, правильно оформлять рисунки, таблицы.
- Проводить наблюдения за отдельными живыми организмами, делать описание наблюдений;
- Выявлять и описывать сезонные явления у растений и животных.
- Применение знаний на практике
- Участие в дебатах, конференциях
- Развитие коммуникативных и креативных компетенций
Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.
В результате работы по программе у школьников будут, развиваются коммуникативные навыки, средства эмоционального самовыражения и проблемность мышления. Учащиеся должны стать неравнодушными к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, уметь применять на практике приобретенные знания, в том числе разрабатывать алгоритмы решения конкретных экологических ситуаций, уметь работать в коллективе и самое главное - стремиться к саморазвитию, уметь применять полученные знания и навыки из других учебных предметов. А также в качестве планируемого результата может быть успешное выступление учащихся на олимпиадах и других мероприятиях естественно-научного цикла.
Существует система контроля знаний полученных детьми на занятиях: тестовый контроль, решение нестандартных экологических заданий и ситуаций, семинары, игра - "интеллектуальное казино". Кроме того, как форма контроля могут быть использованы районные и школьные олимпиады, творческие работы детей.
Форма оценки знаний:
- Отметочное обучение
Форма контроля:
- Семинары
- доклады
- тесты
- мониторинги
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
- Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
- Участие школьников в экологических конкурсах
- Динамика участия школьников в экологических конкурсах
- Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
- Результаты мониторинга и анкетирования детей
- Оценка результативности:
- Обратная связь
- Самооценка и рефлексия
- Тестирование и анкетирование (Проводятся на протяжении всего курса)
- Защита проектов
3. Апробация программы.
Работа над курсом ведется почти четыре года. Срок небольшой, но опыт преподавания, апробации отдельных фрагментов курса дал возможность построить достаточно логичную концепцию экологического образования школьников. Уроки строятся на основе диалога с детьми. Формы его самые разнообразные. Особое внимание уделяется умению работать с различными источниками информации: картами, специальной и художественной литературой, фильмами. В данном курсе применяются практические задания и работы. Значительную часть их составляют групповые задания.
Учебные занятия проводятся с учетом уровня подготовленности учащихся. На уроках проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями.
Проблемные ситуации возникают в результате противоречий между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, вызывает эмоциональный подъем, активность школьников, повышается интерес к обучению.
Материал преподносится в наиболее интересной форме (стихи, музыка), работая в режиме диалога с учащимися, когда решение проблемы проходит при совместном обсуждении. Кстати, в таких случаях нередко вывод оказывается не совсем таким, к какому первоначально хотели подвести. В творческой атмосфере урока у ребят подчас возникают интересные вопросы, поднимаются самые разные проблемы, находятся неожиданные решения. Обстановка на уроке часто требует привлечения знаний из других дисциплин. Вот здесь и решаются проблемы и задачи курса. В работе по курсу помогает рабочая тетрадь. Необходимо периодическое проведение тестов по текущему материалу и зачетов в конце основных тем.
Обязательно проведение творческих работ. Первой творческой работой детей было написание стихов, сказок об экологическом состоянии природы. Учащиеся рисуют рисунки, плакаты, пишут доклады, сообщения, проектные работы.
Вся эта работа приносит результаты моментально. У детей появляется интерес к предмету. Разнообразные методы проведения уроков, делают их интересными. После изучения такого курса выпускники школы чувствуют себя хозяевами Земли, и к тому же заботливым хозяином своего края, готовым в любой момент встать на защиту окружающей среды. А это самое главное.
Опыт работы по данной программе позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии подобных занятий экологии на общее интеллектуальное развитие школьников.
В приложение размешены разработки уроков по теме "Биотические факторы" (приложение).
К курсу имеется разработанная Рабочая тетрадь для учащихся (приложение) и электронные пособия по темам.
Литература:
- Секреты природы. Удивительный мир растений и животных. - Италия: "Ридерз Дайджест", 1999.- 432 с.
- Журналы "Свирель", "Вокруг света", "Юный натуралист"
- Видио кассеты. Ридерз Дайджест. 2002
- Сосновский И.П.. Редкие исчезающие животные. М. Лесная пр-ть, 1987.
- Акимушкин И.. Мир животных. 3 тома. М. Мысль, 1995.
- Энциклопедический словарь юного натуралиста. М. "Педагогика пресс", 1996.
- Энциклопедия "Я познаю мир". М. АСТ, 2001.
Литература для учащихся:
- Журнал "Свирель"
- Журнал "Вокруг света"
- Журнал "Юный натуралист"
- Акимушкин И.. Мир животных. 3 тома. М. Мысль, 1995.
- Энциклопедия "Я познаю мир" Животные. М. АСТ, 2001.
- Энциклопедия "Я познаю мир" Растения. М. АСТ, 2001.
- Энциклопедия "Я познаю мир" "Загадочные животные. М. АСТ, 2001.
- Энциклопедия "Я познаю мир" Рыбы. М. АСТ, 2001.
- Энциклопедия "Я познаю мир" Обитатели океана. М. АСТ, 2001.
- Энциклопедия "Я познаю мир" Удивительные животные. М. АСТ, 2001.