Урок русского языка в 4-м классе (система развивающего обучения Л.В. Занкова). Тема: "Безударные личные окончания глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Закрепить знания о глаголе, как части речи.

Задачи:

  • Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов, состав слова;
  • Развивать устную и письменную связную речь;
  • Воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Целевая установка.

Учитель:

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Но вы все умные и способные и у вас всё несомненно получится. Хочу вам дать один добрый совет.

Хочешь грамотным быть – учись думать.

Списывая, не спеши, букву к буковке пиши. Наш урок будет необычным ещё и потому, что он сказочный. Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились писать окончания глаголов. Сегодня мы это повторим.

Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – море, волны плещут, … открывайте глаза – ветер по морю гуляет … (продолжают вместе).

Дети:

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

Учитель:

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку это сказка, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.

– Итак, что вы знаете о глаголе? Молодцы! Ну что ж, поплыли?

2.Словарная работа.

Учитель:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах, на поднятых парусах…
– И вдруг нам навстречу –
Тридцать три богатыря, в чешуе златой горя,
Все красавцы молодые, великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …

Дети:

– Черномор.

Учитель:

Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам прочитает, надо найти глагол, записать его, выделить окончание и определить спряжение.

(работа проходит с комментированием).

1). Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.

2).Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.

Учитель:

Для самостоятельного разбора предлагается 3 глагола:

Морозит, хохочет, хватаем.

1. Работа со словами-исключениями.

Учитель: Молодцы, продолжаем путешествие.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Мы очутились с вами на острове Буяне.
– И какое чудо встретили?

Дети:

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.
А орешки не простые….

(На доске появляется рисунок белки).

Учитель: В каждом орешке глагол, но не простой. А какой, вы сообщите позднее. Давайте попробуем их отыскать, (по мере того, как ребята отгадывают глаголы-исключения, учитель записывает их на доске).

Учитель:

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

– Назовите глагол. Запишите в 1 лице, мн. числе. Выделите окончание, определите спряжение.

Учитель:

Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей…

– Назовите глаголы, запишите эти глаголы во 2лице ед. числа. Укажите спряжение.

Учитель:

Их он кормит и поит
И ответ держать велит…

– Поставьте этот глагол в 3 л. Мн.числе.

Учитель:

Следующий глагол спрятался. Его очень трудно отыскать. Но попробуйте.

Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.

Учитель:

– Молодцы! Правильно. Запишите этот глагол в 3 лице

Учитель:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…

– Запишите его во 2 лице мн.ч.

Учитель:

Крепко связаны ей локти;
Попадётся зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
– Поставьте его в 3 лице ед.ч.

Учитель:

Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
– Поставьте его в 1 лице мн.ч.

Учитель: -

– Какие ещё глаголы-исключения мы не назвали?

Дети:

Обидеть, ненавидеть, зависеть.

3. Физкультминутка.

Если я буду называть глагол 1 спряжения, то вы должны будете присесть; если назову глагол 2 спряжения, то встанете и поднимите руки вверх.

Пишешь, дружит, спят, бегают, смешат, сберегут, живёшь, спешишь.

4. Работа с учебником.

Учитель:

Ребята прислушайтесь:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…

Ребята, рыбка нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдём следующие ориентиры: с.20 упр.475.

Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу с комментированием. Далее будем работать по вариантам.

1 варианту: придумать предложение со словом светить;

2 варианту: придумать предложение со словом играть.

(Проверка идёт выборочно)

Подведение итогов по этой части урока.

5. Работа по развитию речи.

Учитель:

Продолжаем путешествие.
Море весело шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна.
В царство славного Салтана…

А в царстве славного Салтана: петушок с высокой спицы стережёт его границы…

Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете. Вспомните, какое любимое время года у Александра Сергеевича?

Дети:

-Осень.

Учитель:

– Подтвердите это строчкой из стихотворения.

Дети:

Люблю я пышное природы увяданье.

Учитель:

Но Пушкин писал стихи и о других временах года.

Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:

Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

Или:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета…

И вдруг:

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…

Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык! А теперь попробуйте своими словами описать весну. Вы гуляете по улицам, бывали в лесу. Видели весеннее небо, деревья.

А сейчас вы напишите сочинение-рассуждение на тему “Весна”.

К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам легче было, и ваш рассказ получился интересным.

(Выборочно проверить).

Опорные слова: гулять, любоваться, распускаются листья, природа оживает.

– Вот и сказке конец, а кто слушал…

Дети:

Молодец.

Учитель:

А вместе со сказкой закончился и наш урок.

6. Итог урока.

Давайте подведём итог.

7. Рефлексия.

– О чём шла речь на уроке?
– Что нужно знать, чтобы написать безударное личное окончание глагола?
– Назовите глаголы-исключения?
– Молодцы. Спасибо за урок.