Цель:
Задачи:
- Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов, состав слова;
- Развивать устную и письменную связную речь;
- Воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Ход урока
1. Целевая установка.
Учитель:
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Но вы все умные и способные и у вас всё несомненно получится. Хочу вам дать один добрый совет.
Хочешь грамотным быть – учись думать.
Списывая, не спеши, букву к буковке пиши. Наш урок будет необычным ещё и потому, что он сказочный. Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились писать окончания глаголов. Сегодня мы это повторим.
Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – море, волны плещут, … открывайте глаза – ветер по морю гуляет … (продолжают вместе).
Дети:
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Учитель:
Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку это сказка, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.
– Итак, что вы знаете о глаголе? Молодцы! Ну что ж, поплыли?
2.Словарная работа.
Учитель:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах, на поднятых парусах…
– И вдруг нам навстречу –
Тридцать три богатыря, в чешуе златой горя,
Все красавцы молодые, великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …
Дети:
– Черномор.
Учитель:
Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам прочитает, надо найти глагол, записать его, выделить окончание и определить спряжение.
(работа проходит с комментированием).
1). Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
2).Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Учитель:
Для самостоятельного разбора предлагается 3 глагола:
Морозит, хохочет, хватаем.
1. Работа со словами-исключениями.
Учитель: Молодцы, продолжаем путешествие.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Мы очутились с вами на острове Буяне.
– И какое чудо встретили?
Дети:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.
А орешки не простые….
(На доске появляется рисунок белки).
Учитель: В каждом орешке глагол, но не простой. А какой, вы сообщите позднее. Давайте попробуем их отыскать, (по мере того, как ребята отгадывают глаголы-исключения, учитель записывает их на доске).
Учитель:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
– Назовите глагол. Запишите в 1 лице, мн. числе. Выделите окончание, определите спряжение.
Учитель:
Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей…
– Назовите глаголы, запишите эти глаголы во 2лице ед. числа. Укажите спряжение.
Учитель:
Их он кормит и поит
И ответ держать велит…
– Поставьте этот глагол в 3 л. Мн.числе.
Учитель:
Следующий глагол спрятался. Его очень трудно отыскать. Но попробуйте.
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Учитель:
– Молодцы! Правильно. Запишите этот глагол в 3 лице
Учитель:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
– Запишите его во 2 лице мн.ч.
Учитель:
Крепко связаны ей локти;
Попадётся зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
– Поставьте его в 3 лице ед.ч.
Учитель:
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
– Поставьте его в 1 лице мн.ч.
Учитель: -
– Какие ещё глаголы-исключения мы не назвали?
Дети:
Обидеть, ненавидеть, зависеть.
3. Физкультминутка.
Если я буду называть глагол 1 спряжения, то вы должны будете присесть; если назову глагол 2 спряжения, то встанете и поднимите руки вверх.
Пишешь, дружит, спят, бегают, смешат, сберегут, живёшь, спешишь.
4. Работа с учебником.
Учитель:
Ребята прислушайтесь:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…
Ребята, рыбка нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдём следующие ориентиры: с.20 упр.475.
Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу с комментированием. Далее будем работать по вариантам.
1 варианту: придумать предложение со словом светить;
2 варианту: придумать предложение со словом играть.
(Проверка идёт выборочно)
Подведение итогов по этой части урока.
5. Работа по развитию речи.
Учитель:
Продолжаем путешествие.
Море весело шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна.
В царство славного Салтана…
А в царстве славного Салтана: петушок с высокой спицы стережёт его границы…
Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете. Вспомните, какое любимое время года у Александра Сергеевича?
Дети:
-Осень.
Учитель:
– Подтвердите это строчкой из стихотворения.
Дети:
Люблю я пышное природы увяданье.
Учитель:
Но Пушкин писал стихи и о других временах года.
Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Или:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета…
И вдруг:
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…
Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык! А теперь попробуйте своими словами описать весну. Вы гуляете по улицам, бывали в лесу. Видели весеннее небо, деревья.
А сейчас вы напишите сочинение-рассуждение на тему “Весна”.
К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам легче было, и ваш рассказ получился интересным.
(Выборочно проверить).
Опорные слова: гулять, любоваться, распускаются листья, природа оживает.
– Вот и сказке конец, а кто слушал…
Дети:
Молодец.
Учитель:
А вместе со сказкой закончился и наш урок.
6. Итог урока.
Давайте подведём итог.
7. Рефлексия.
– О чём шла речь на уроке?
– Что нужно знать, чтобы написать безударное
личное окончание глагола?
– Назовите глаголы-исключения?
– Молодцы. Спасибо за урок.