Тип урока: зачетный (время 2 часа).
Цели:
- закрепление и контроль знаний по теме,
- отработка деятельности в парах и группах,
- совершенствование знаний карты.
Оборудование:
- политическая карта мира,
- вопросы и задания к зачету на билетах,
- контурные карты мира
- основные этапы записаны на доске;
- зачетные листы групп.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
На доске записаны основные этапы зачёта и требования к ним.
а) определения (по три на каждого);
б) работа с картой мира (показать по карте страны,
отличающиеся численностью и структурой
населения);
в) теоретический вопрос;
г) на контурах обозначить 10 крупнейших городских
агломераций;
д) тест.
2. Отбор контролеров, устная работа в парах по вопросам само и взаимоконтроля в течение 10 – 15 мин. Дается задание контролерам – 5 мин.
3. Остальные учащиеся класса делятся на группы 4 х 4.
Группам вручаются зачетные листы.
Каждая группа должна пройти всех контролеров (на этап не более 10 мин.)
Контролеры заполняют зачетные листы.
4. Подведение итогов зачёта.
Зачетный лист группы № …*
Фамилия, имя | Контурная карта |
Тест |
Определения |
Карта мира |
Теоретический вопрос |
Сумма баллов |
Иванов | ||||||
Петров | ||||||
Сидоров | ||||||
Бобров |
* Ответы на этапах оцениваются по пятибалльной шкале
Критерии оценок:
11 – 15 баллов - “3”;
16 – 20 баллов - “4”;
21 – 25 баллов - “5”.
Тема: “Население мира”
Тест № 1
- “Демографический взрыв” характерен для стран:
- Механическое движение населения – это его:
- Наибольший перевес численности мужского населения над женским наблюдается в:
- Образование многонациональных государств объясняется в первую очередь:
- Распространение испанского языка в странах Латинской Америки – это результат:
а) Восточной Европы; в) Австралии и Океании;
б) переселенческого типа; г) Азии, Африки,
Латинской Америки.
а) воспроизводство; в) транспортные расходы;
б) миграция; г) бюджет.
а) Японии и России; в) Польше и Германии;
б) Китае и Индии; г) Канаде и США.
а) историей заселения и освоения территории;
б) экономическим развитием государства;
в) наличием больших городов;
г) внутренними миграциями населения.
а) эпохи Великих географических открытий;
б) Первой Мировой войны;
в) путешествий Васко-да-Гамы;
г) Брестского мира.
Тест №2
- Христианство исповедают главным образом:
- Данные о численности населения получают в результате:
- Наибольшая плотность сельского населения наблюдается в:
- Естественное движение населения – это его:
- Численность населения Земли более:
а) 5,5 млрд чел.; в) 2 млрд чел.;
б) 10 млрд чел.; г) 6,2 млрд чел.
а) на Ближнем и Среднем Востоке;
б) в Европе и Азии;
в) в Европе, Америке, Австралии;
г) в Западной Европе и Южной Азии.
а) опроса граждан; в) анкетирования;
б) переписи населения; г) сбора подписей.
а) Восточной и Южной Азии; в) Австралии;
б) Латинской Америке; г) Западной Европе.
а) миграция; в) вкусы и привычки;
б) воспроизводство; г) передвижение.
Тест №3
- Самые заселенные участки суши расположены:
- Наличие в стране крупных городов – это результат:
- Демографический “взрыв” свойственен:
- Какая из перечисленных стран имеет самый высокий уровень урбанизации:
- Главной причиной быстрого увеличения численности населения в последнее десятилетие является:
а) в центре материков; б) на побережье.
а) гонки вооружений;
б) социально-экономического развития;
в) исторических особенностей развития
государства;
г) внешних миграций.
а) всем странам мира;
б) в основном развитым странам;
в) в основном развивающимся странам;
г) странам “переходной” экономики.
а) Кувейт; в) Россия;
б) США; г) Швеция.
а) резкое увеличение рождаемости; в) отсутствие
мировых войн;
б) снижение смертности; г) пропаганда
рождаемости.
Тест №4
- Главной причиной роста численности населения является:
- Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей характерна для стран:
- Наиболее высокая плотность населения в:
- Найдите ошибку в парах: страна – господствующая религия:
- Для какой страны характерен процесс “постарения” нации:
а) высокая рождаемость;
б) низкая смертность;
в) превышение рождаемости над смертностью;
г) планирование семьи.
а) развитых; в) переходной экономики;
б) развивающихся; г) всех типов стран.
а) Западной Азии и Северной Африке;
б) Западной Европе и Юго-Восточной Азии;
в) Западной Африке и Центральной Австралии;
г) Северной Америке и Амазонии.
а) Иран – ислам; в) Япония – синтоизм;
б) Индия – иудаизм; г) Италия – католицизм.
а) Мексика; в) Индия;
б) Бразилия; г) Франция.
Вопросы для устного контроля
- Какая языковая семья является самой многочисленной и почему? Где говорят на языках этой семьи? На языке какой языковой семьи говорим мы?
- В возрастной структуре населения принято выделять следующие возрастные группы: дети (0 – 14 лет), взрослые (15 – 59 лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население какой возрастной группы преобладает в каждом из типов стран и почему?
- Каковы основные особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.
- Какие бывают виды миграций, каковы их причины? Каким образом миграции влияют на численность и размещение населения, его поло-возрастной состав? Для каких стран характерна трудовая миграция?
Вопросы по номенклатуре темы
- Показать страны с самой высокой численностью населения
- Показать страны с самым высоким уровнем рождаемости
- Показать государство с самым малочисленным населением
- Показать государство с самой высокой плотностью населения
- Самые молодые в возрастном отношении государства, 50% населения моложе 15 лет
(Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия)
(Ангола, Малави, Уганда)
(Ватикан)
(Монако, Бангладеш)
(Ливия, Мали)
Обозначить на контурной карте крупнейшие агломерации
1. Токио | 5. Сан-Паулу | 9. Мумбаи (Бомбей) |
2. Нью-Йорк | 6. Осака- Кобе-Киото | 10. Лос-Анджелес |
3. Мехико | 7. Джакарта | . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4. Сеул | 8. Дели | 15. Москва |
Словарная работа
1.Демографическая политика | 2.Воспроизводство населения |
Реэмиграция | Трудовая миграция |
Качество населения | Агломерация |
3.Средняя продолжительность жизни | 4.Урбанизация |
Этнос | Депопуляция |
Утечка умов | Экономически-активное население |