Цель: расширят знания о хлебе, узнают историю его появления, проявят интерес и любознательность к ответам викторины, загадок, узнают народные пословицы и поговорки о хлебе, проявят творчество, мастерство в спектакле “ Земля на зёрнышке стоит”, воспитают любовь, уважение к хлебу, людям, которые его выращивают, пекут.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть всех вас на занятии.
Эмоциональный настрой:
Возьмитесь, пожалуйста, за руки
Пусть тепло моих рук
Согреет ваши сердца
И сияние моих глаз
Поднимет вам настроение.
Я желаю вам любви и добра, теплых отношений
Успехов вам!
Пожелайте друг другу хорошие, добрые слова!
(Дети берутся за руки)
2. Создание ситуации успеха.
Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались на прошлых занятиях. Как думаете, а какая тема занятия сегодня? Верно: “Хлеб на стол и стол – престол!” почему мы снова вернулись к этой теме? Чем будем заниматься? О чем бы вы хотели узнать? Чему научиться? Если к концу занятия, вы наберете 15 баллов, то попадете в “яблоко”. И цели ваши будут достигнуты. Эти мишени помогут вам понять, достигли вы цели или нет в конце нашей встречи.
Ребята, как полученные знания помогут вам в жизни?
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
3. Постановка учебной задачи.
Слово о хлебе “Хлеб наш насущный”.
Хлеб всегда занимал мысли крестьянина. Перед ним снимает шапку земледелец. Никогда не иссякнет у людей уважение к делу его рук.
Два века с XV по XVII – отмечали наши предки осеннее Новолетие в начале сентября. По всей Руси праздновался Новый год. В этот праздник – все новое! А самое главное – хлеб из нового урожая.
Давайте вместе вспомним как проходил праздник урожая и покажем отрывок из спектакля “ Земля на зёрнышке стоит” (журнал “Сибирячок” №9 2007 г.)
Действующие лица:
Времена года;
Солнце в разных обличиях;
Осеннее Перун;
Весеннее Ярило;
Летнее Купало;
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овёс, сорняки;
Мать Земля;
Пахарь, Старичок-Полевичок;
Сибирячек.
И так, действие 1. Хлеб наш насущный дай нам день.
4. Звучит музыка
. Начинается спектакль.Ребята, какие чувства вы испытывали, когда играли роли в этом отрывке? Как вы понимаете слова, сказанные пшеницей: “Пока есть хлеб – семья жива!”Наше занятие мы продолжим в форме развлечения.
5. Физминутка.
Чтобы продолжить работу, давайте вместе проведём оздоровительную минутку на дыхание.
Возьмите пожалуйста, воздушные шарики и по ходу движения надуем свой шарик. Шарик можно завязать на палочку. (Звучит музыка)
4. Образуйте, пожалуйста, группы по цвету шариков. Жребием выберем название вашей группы (Каравай, Сайка, Калач, Сушки) Скажите, пожалуйста, что обозначают эти слова? (Карточки)
Каравай – так в старину называли пшеничный хлеб, испечённый в особой посудине– каравайнике. Это большой круглый хлеб из жидкого дрожжевого теста. Каравай – хлеб праздничный.
Сайка – по-эстонски “сай” – белый хлеб.
Калач – название происходит от славянского слова “КОЛО”, что указывает на круглую форму изделия.
Сушки – древнейшее лакомство русского народа. Маленький калачик, засушенный в печи, легко ломается в руке
Чтобы работа в группах была дружная надо соблюдать правила и познакомиться с оценочным листом
- Выберите руководителя.
- Распределите кто за кем будет говорить.
- Говорите тихо, по делу.
- В разговоре участвует каждый.
- Найдите общее решение.
- Договоритесь, кто будет выступать.
Какие критерии оценивания выберем.
Обсуждали вежливо |
||||
Распределили задания | ||||
Говорили по очереди |
||||
Обсуждали тихо |
Оценочный лист.
1 |
.Умеем давать ответ на вопросы |
4 балла |
|
2 |
Знаем названия хлебобулочных изделий |
по 1 баллу |
|
3 | Умеем составлять рекламу |
1 балл |
|
4 | Знаем пословицы и поговорки о хлебе | по 1 баллу |
|
5 |
6. А теперь викторина “О хлеб нашем”.
- Сто раз поклониться надо земле,
Чтоб хлеб ежедневно был на столе.
Каждая группа получает вопросы, обсуждает две минуты правильный ответ,оценивается в 1 балл. Сколько баллов вы сможете заработать? Прочитайте вопросы. Понятно ли вам задание? Вы можете воспользоваться одной подсказкой, у нас работает “Справочное бюро”. Как думаете, к кому в зале можете обратиться за помощью? (гости)
Уважаемы гости, вы согласны помочь участникам викторины? В том случае, если команда не знает ответ, соперникам предоставляется возможность заработать дополнительные баллы.
Вопросы 1 группы.
- Назовите профессии, связанные с хлебом (механизатор, пекарь, мельник, агроном, кондитер)
- Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным? (черный ржаной)
- Что это за хлеб – каравай? (это круглый хлеб, колоб. “коло” – круг)
- Откуда эти строчки
“На ж, лови,” – и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
“Благодарствую”, - Сказала,
– “Бог тебя благослови…(А.С, Пушкин “Сказка о мертвой Царевне…”)
Вопросы 2 группы
- Как называется хлеб, которым угощают гостей (Пирог, от слова “мир”)
- Каким хлебом на Руси весну встречали? (пряниками – жаворонками)
- Какой хлебный злак убирался с полей раньше других. (Рожь, затем ячмень, пшеница, горох, овес)
- Из какой сказки этот отрывок:
Тут Иван с печи слезает, малахай свой надевает,
хлеб за пазуху кладет, караул держать идет. (П.П. Ершов “Конек-Горбунок)
Вопросы 3 группы
- Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич)
- Почему пряник печатный? (на нем есть напечатанная картинка или надпись)
- Из какого зерна делают манную кашу (из пшеницы)
- Вспомните русскую народную сказку: “Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздник его есть! Как называется сказка? (“Царевна – лягушка”)
Вопросы 4 группы
- Какой хлеб медленнее черствеет черный или белый (черный)
- Что обязательно кладут в пряничное тесто? (мед и пряности)
- Как вы думаете, почему говорят “Пока пироги в печи, не садись на печь”? (испортятся)
- Из какой сказки?
- “И подумал он про себя: “Все хорошо, да есть нечего,” – и вырос перед ним стол, убранный разубранный… Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать за хлеб – соль “спасибо” некому”? (С.Т Аксаков “Аленький цветочек”)
Дополнительный вопрос:
- Помните рассказ М. Пришвина о совей внучке, которой он из леса принес “заячью капусту” и кусочек черного хлеба. Как называется рассказ? (“Лисички хлеб”)
- Вспомните рассказ К. Паустовского о раненом немецким снарядом вором коне и мальчике Фильке по прозвищу “Ну тебя” как называется этот рассказ? (Теплый хлеб)
Какая группа готова? Кто будет отвечать? Проверяем.
Итак, каждая группа набрала…баллов, внесите в оценочный лист.
7.
А теперь я всех приглашаю на аукцион “Хлеб на стол и стол престол”.
Группы вспоминают названия хлебобулочных изделий. Вспомните названия хлебобулочных изделий. (Батон, хлеб “пикантный”, босовик, сушки, плюшка, пряник, пирог, каравай, плетенка, ромовая баба, плюшка, оладушки)
Побеждает та группа, которая последней назвала хлебобулочные изделия (1 балл).
8.
Почему говорят “Хлеб всему голова”.
Известный французский аптекарь и агроном Антуан Огюст Пармонтье называл хлеб великодушным подарком природы, пищей, которую нельзя заменить ничем другим.
Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысячи лет. В одном из музеев г. Цуриха (Швейцария) храниться найденная на дне осушенного озера буханка, которую испекли 6 тысяч лет назад. В мире подобных музеев 13. в России – один, в Санкт – Петербурге.
Во время войны 1941 года, едва передвигая ноги, сотрудники института растениеводства в Санкт-Петербурге, каждый день берегли, заботились о зернах. Быть у хлеба, беречь его во имя будущего урожая и медленно умирать от голода – настоящий подвиг.
Давайте же беречь хлеб, как берегут его сами хлеборобы, знающие истинную цену хлеба
9.
А теперь ребята, давайте проведем вместе игру “Собери пословицу”. Она поможет вам вспомнить пословицы о хлебе. За каждую пословицу группа получит по 1 баллу, даже если пословицу составили участники из разных групп, то каждая группа получит по 1 баллу. Время выполнения 2 минуты.
- Хлеб – всему голова.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
- Лето собериха, зима – поедиха.
- Не сиди на печи, налетай на калачи.
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Не будет хлеба, не будет обеда.
- Много снегу – много хлеба.
- Как в мае дождь, так и будет рожь.
- Хлеба ни куска, так в тереме тоска.
Прочитайте пословицы и поговорки, которые у вас получились.
Внесите результат в оценочный лист.
10.
А теперь самое веселое задание.
Реклама “И золотится крендель булочный”
Я хлеб простой,
Я серый, белый, черный…
Я очень вкусный,
Только испеченный!
Составьте рекламу своего хлебобулолчного изделия, ведь название вашей группы связано с хлебом.
Как думаете, во сколько баллов оцените задание в 2 балла, время выполнения 3 минуты. Если нужна моя подсказка, тогда – 1 балл
Вот румяный каравай
Рот пошире разевай
-------------------------
Эта беленькая сайка
Ну-ка, дружно, налетай-ка!
--------------------------
Покупай скорей калач,
Назову тебя силач
---------------------------
Держи ушки – на макушке
И получишь эти сушки
-------------------------------
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Какая группа готова? Кто будет представлять рекламу? (у участников в руках сушки, калач, сайка, каравай)
Угостите наших гостей, вашим замечательным хлебом. Внесите в оценочный лист баллы.
ИТОГ:
Наша встреча подходит к концу. Мне хотелось сегодня напомнить вам о том, что безмерное уважение к хлебу было во все времена. Бережное, уважительное отношение к хлебу всегда считалось священным. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое, трепетное отношение. А как же иначе, ведь он – всему голова!
11. Рефлексия
.Что интересного узнали из нашей встречи? Сколько баллов набрала каждая группа. Оцените работу всей группы. Посчитайте общее количество. Отметьте на мишени. Кто попал в яблоко?
– Я довольна всей работой
Всех друзья благодарю
И в дальнейшем, на занятиях
С нетерпением Вас жду.
Спасибо за внимание.