Цели и задачи: познакомить учащихся с русскими народными традициями, их символическим значением и местом в жизни наших предков; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории; развивать умения творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; учить передавать в лепных изделиях объёмную форму, пропорции, соотношения; творчески и разнообразно применять приемы народной росписи; развивать творческие способности детей.
Оборудование: для учителя – таблицы, слайды, фотографии; для учащихся – соленое тесто, стеки, разнообразные колпачки и предметы для оттисков, ножницы, фольга, вода для склеивания деталей, набор цветных контуров для росписи по керамике, салфетка.
Музыкальный ряд: детские новогодние песни.
Ход урока
1. Организация класса.
Проверить, что ученики приготовили к уроку, объяснив, что готовность к уроку – это обязательное требование успешной работы.
Напомнить порядок работы и технику безопасности на уроке.
2. Вводная беседа.
Звучит музыкальный фрагмент новогодней песни….
– Сколько на елочке шариков цветных ,
Розовых пряников, шишек золотых…
Делать лепные фигурки из теста и дарить друг другу к Новому году и Рождеству –обычай древнейший.
На Руси издавна любимым подарком и лакомством для детей и взрослых был пряник. Редкой красотой отличались архангельские пряники – козули. Козули – так назывались когда-то расписные вкусные пряники, выходящие из заботливых женских рук.
(Показ слайдов с изображением пряников.)
Фигурки животных, людей и птиц лепили из сладкого теста. Простыми приёмами достигали мастерицы художественности образа. И сейчас по старой традиции, в Архангельске в канун Рождества пекут фигурные пряники в сахарной глазури. Этот обычай очень древний. Историки считают его отголоском языческих верований, когда человек просьбами и молитвами, заклинаниями пытался расположить к себе высшие силы, защитить себя и близких, свой домашний очаг от всяких напастей.
Ставя тесто, хозяйка читала молитвы, заговоры. Лепились чаще всего дикие или домашние животные, птицы в нарочито небрежной форме. Нет-нет да и попадались среди съедобной скульптуры такие вещицы, которые можно было есть только глазами. Пекли их из … соленого теста. Правда, в этом случае в Архангельской области их называли не козулями, а мукосольками.
Кто додумался до столь необычного и несъедобного дошедшего до наших дней рецепта – сказать трудно, но выпечки получаются на славу. Лучшего украшения к праздничному столу или сувенира трудно придумать.
3. Постановка художественной задачи и актуализация знаний учащихся.
– Мы сегодня с вами, используя знакомые приемы работы, солёным тестом будем лепить образ сказочной птицы.
– А что вы знаете о символах птицы в искусстве разных народов? (Ответы детей)
-Образ птицы занимает среди образов народной символики одно из ведущих мест. В народных традициях птица символизирует приход тепла, пробуждение, восход солнца. Петух на Руси всегда был верными часами, воплощением огня и оберегом от пожаров.
– Какие сказочные птицы вам известны? (Ответы детей)
– Верно, это Жар-птица, птица Феникс, Петушок Золотой гребешок…
В искусстве часто встречаются искусно вылепленные фигурки птиц и животных. Эти фигурки могут быть простыми или более сложными по форме, цвету и деталям, чем есть они в реальной жизни. В изобразительном искусстве есть такое понятие, как стилизация.
Стилизация – это декоративная обработка форм растительного и животного мира в декоративные.
В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет. Он может изменить форму изображаемой птицы или выполнить её совсем другого цвета, чем в реальной жизни. Вы тоже придумайте свою такую птицу, которой до вас ещё никто не создавал.
4. Порядок выполнения работы:
– Определим общие пропорции. Любая птица
состоит из головы, туловища, хвоста и крыльев.
– Вылепим туловище в виде чуть изогнутой
колбаски.
– Головку птицы можно отделить от туловища легким нажимом крышки от гуаши или ложкой.
– Определить форму крыльев и хвоста. Отделить перья при помощи ножниц.
– Скрепить детали слегка смочив их водой
– Прилепить клюв, лапы, хохолок.
– Украсить птицу узорами, слегка отпечатав различные предметы с интересными рисунками.
– Дополнительно расписываем пряник контурными красками по керамике. Местами краску можно размазать пальчиком.
– Работу размещаем на фольге и убираем на сушку.
(См. Приложение 1)
5. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют свою работу, проявляя фантазию и свои творческие способности.
6. Итог урока.
Выставка и анализ работ учащихся.
Все работы отличаются декоративностью и красочностью.