Социально-педагогический мониторинг в образовательном учреждении как условие развития качества общего образования

Разделы: Администрирование школы


Современные подходы к измерениям в образовании, принятые в большинстве стран, отражают общую тенденцию стремления общества к повышению его качества. Совет Европы определил 5 ключевых компетенций, которым он придаёт особое значение: политические и социальные компетенции; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (“воспитание гражданина Мира”); компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением; компетенции, связанные с возникновением общества информатизации; способность учиться всю жизнь.

За последние десятилетия произошли существенные изменения и в области российского образования. Они нашли отражение в ряде государственных документов. Возникла необходимость в воспитании деятельной, самостоятельной, творческой личности. Процесс “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоения им социальных влияний”, “приобщения его к системе социальных связей” определяет понятие социализации. Быть социально компетентным в современном обществе, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

На современном этапе функционирования муниципального общеобразовательного учреждения лицея №135 г. Екатеринбурга основной целью деятельности коллектива является создание условий, обеспечивающих развитие качества общего образования с сохранением тех достижений, которые имеет лицей.

Среди ведущих задач достижения цели является формирование системы комплексного социально-педагогического мониторинга качества образования на основе экспертно-аналитической деятельности всех субъектов образования. С 2006 года МОУ лицей №135 начал работу по реализации Программы социально-педагогического мониторинга образовательной среды. Программа принята решением педагогического совета лицея.

Сутью данной деятельности является:

  • соотнесение результатов образования с государственным образовательным стандартом;
  • педагогизация социальной среды, в которой функционирует ОУ, формирование сопричастности общества, социума к решению задач образования как существенного ресурса развития образования;
  • создание адаптивной среды образования, призванной помочь ребенку найти свою "нишу" в соответствии со склонностями, особенностями характера, способностями, состоянием здоровья.

Принципы организации внутрилицейского мониторинга:

  • Объективность. Указанный принцип предполагает максимальную независимость от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации.
  • Сравнимость и сопоставимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает использование разнообразных методов при изучении различных сторон деятельности коллектива лицея как в статике, так и в динамике.
  • Адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности.
  • Прогностичность данных. Принцип предполагает получение информации, обеспечивающей прогноз наиважнейших для лицея явлений, социальных состояний, результатов деятельности.

Реализация программы предполагает использование следующих методов: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ, синтез, обобщение.

Цель программы: развитие качества общего образования, информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Выявить уровень соответствия качества образования учащихся требованиям ГОСа.
  2. Определить уровень образовательных потребностей учащихся, родителей.
  3. Выявить уровень социализации учащихся.
  4. Определить уровень состояния здоровья учащихся.
  5. Определить уровень профессионализма педагогических кадров.

Программа социально-педагогического мониторинга образовательной среды МОУ лицея №135 разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ “Об образовании”;
  • “Концепция модернизации российского образования”;
  • Устав МОУ лицея №135;
  • “Концепция развития МОУ лицея №135 на 2006-2011г.г.”;
  • “Программа реализации Концепции развития лицея на 2006-2011г.г.”;
  • “Образовательная программа МОУ лицея №135”.

С целью реализации Программы в лицее определены следующие направления социально-педагогического мониторинга:

  • Мониторинг качества образования
  • Мониторинг уровня социализации личности
  • Мониторинг интересов учащихся
  • Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей
  • Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров
  • Мониторинг состояния здоровья учащихся

Мониторинг качества образования.

В лицее разработан пакет контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования учащихся, экспертиза качества образования учащихся проводится на основе статистического метода В.П. Беспалько, степень обученности учащихся определяется по методике В.П.Симонова, материалы о промежуточной и итоговой успеваемости хранятся на электронном и бумажном носителях. В системе проводится анализ академических достижений учащихся: результативность участия лицеистов в олимпиадах, НПК, интеллектуально-творческих играх и т.п. в рамках фестивального движения “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Создан и пополняется банк данных “Одаренные дети”.

Мониторинг уровня социализации личности.

Спланировано ежегодное проведение социометрического исследования с целью выявления частоты и направленности социальных контактов учащихся, изучения протекания адаптационных периодов учащихся 1,5,8,10 классов. Создаются и пополняются технологические карты класса. Психологом проводятся исследования на уровне ученической среды в отдельных классах по ситуациям. Организуется анкетирование учащихся с целью определения структуры свободного времени, а также профилактики отсева учащихся, профилактики зависимостей и детской преступности. Исследуется динамика данных о трудоустройстве выпускников и продолжении образования.

Мониторинг интересов учащихся.

Спланировано проведение анкетирования учащихся с целью выявления интересов (1-6 классы), профессиональных предпочтений (7-11 классы). Результаты исследований используются при разработке учебного плана, при формировании классов с углубленным изучением предметов и классов с расширенной подготовкой по отдельным предметам, при организации профориентационной работы, дополнительного образования и т.д.

Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей.

Проводится анкетирование родителей и учащихся с целью изучения образовательных потребностей и формирования заказа лицею, выявления степени удовлетворенности образовательными услугами. Апробированы анкеты для учащихся 3-4, 9 классов и их родителей.

Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.

Отслеживается позитивная динамика учебных достижений обучающихся, результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам, результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя, использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) научного звания, обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. Ведутся педагогические портфолио.

Мониторинг состояния здоровья учащихся.

Выявляется уровень состояния здоровья учащихся (группа здоровья, хронические заболевания, особенности психофизического развития). Организуется диспансеризация учащихся. Проводится анкетирование учащихся с целью выявления эмоционального состояния учащихся во время образовательного процесса.

Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга.

Данные, полученные в результате социально-педагогического мониторинга, используются администрацией лицея при анализе учебно-воспитательного процесса, принятии управленческих решений, подборе педагогических кадров, при организации методической работы. Социально-психологическая служба изучает состояние социальной структуры ученической среды ОУ, особенности адаптации учащихся, организует индивидуальные и групповые занятия с учащимися и родителями. Результаты социально-педагогического мониторинга учитываются заместителем директора по воспитательной работе и по праву при планировании работы, при организации методической работы с классными руководителями, индивидуальной работы с учащимися. Данные мониторинга используются в деятельности классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей ГПД при планировании учебно-воспитательной работы с классом, организации индивидуальной работы с обучающимися, при выборе форм и методов работы с классным коллективом, с учётом социальной структуры и психологических особенностей группы.

Планируемый результат.

Качественно новый уровень образования выпускников лицея, проявляющийся в высоком уровне их социальной компетентности и успешной социализации.