Современные подходы к измерениям в образовании, принятые в большинстве стран, отражают общую тенденцию стремления общества к повышению его качества. Совет Европы определил 5 ключевых компетенций, которым он придаёт особое значение: политические и социальные компетенции; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (“воспитание гражданина Мира”); компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением; компетенции, связанные с возникновением общества информатизации; способность учиться всю жизнь.
За последние десятилетия произошли существенные изменения и в области российского образования. Они нашли отражение в ряде государственных документов. Возникла необходимость в воспитании деятельной, самостоятельной, творческой личности. Процесс “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоения им социальных влияний”, “приобщения его к системе социальных связей” определяет понятие социализации. Быть социально компетентным в современном обществе, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
На современном этапе функционирования муниципального общеобразовательного учреждения лицея №135 г. Екатеринбурга основной целью деятельности коллектива является создание условий, обеспечивающих развитие качества общего образования с сохранением тех достижений, которые имеет лицей.
Среди ведущих задач достижения цели является формирование системы комплексного социально-педагогического мониторинга качества образования на основе экспертно-аналитической деятельности всех субъектов образования. С 2006 года МОУ лицей №135 начал работу по реализации Программы социально-педагогического мониторинга образовательной среды. Программа принята решением педагогического совета лицея.
Сутью данной деятельности является:
- соотнесение результатов образования с государственным образовательным стандартом;
- педагогизация социальной среды, в которой функционирует ОУ, формирование сопричастности общества, социума к решению задач образования как существенного ресурса развития образования;
- создание адаптивной среды образования, призванной помочь ребенку найти свою "нишу" в соответствии со склонностями, особенностями характера, способностями, состоянием здоровья.
Принципы организации внутрилицейского мониторинга:
- Объективность. Указанный принцип предполагает максимальную независимость от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации.
- Сравнимость и сопоставимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает использование разнообразных методов при изучении различных сторон деятельности коллектива лицея как в статике, так и в динамике.
- Адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности.
- Прогностичность данных. Принцип предполагает получение информации, обеспечивающей прогноз наиважнейших для лицея явлений, социальных состояний, результатов деятельности.
Реализация программы предполагает использование следующих методов: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ, синтез, обобщение.
Цель программы: развитие качества общего образования, информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников образовательного процесса.
Задачи:
- Выявить уровень соответствия качества образования учащихся требованиям ГОСа.
- Определить уровень образовательных потребностей учащихся, родителей.
- Выявить уровень социализации учащихся.
- Определить уровень состояния здоровья учащихся.
- Определить уровень профессионализма педагогических кадров.
Программа социально-педагогического мониторинга образовательной среды МОУ лицея №135 разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ “Об образовании”;
- “Концепция модернизации российского образования”;
- Устав МОУ лицея №135;
- “Концепция развития МОУ лицея №135 на 2006-2011г.г.”;
- “Программа реализации Концепции развития лицея на 2006-2011г.г.”;
- “Образовательная программа МОУ лицея №135”.
С целью реализации Программы в лицее определены следующие направления социально-педагогического мониторинга:
- Мониторинг качества образования
- Мониторинг уровня социализации личности
- Мониторинг интересов учащихся
- Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей
- Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров
- Мониторинг состояния здоровья учащихся
Мониторинг качества образования.
В лицее разработан пакет контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования учащихся, экспертиза качества образования учащихся проводится на основе статистического метода В.П. Беспалько, степень обученности учащихся определяется по методике В.П.Симонова, материалы о промежуточной и итоговой успеваемости хранятся на электронном и бумажном носителях. В системе проводится анализ академических достижений учащихся: результативность участия лицеистов в олимпиадах, НПК, интеллектуально-творческих играх и т.п. в рамках фестивального движения “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Создан и пополняется банк данных “Одаренные дети”.
Мониторинг уровня социализации личности.
Спланировано ежегодное проведение социометрического исследования с целью выявления частоты и направленности социальных контактов учащихся, изучения протекания адаптационных периодов учащихся 1,5,8,10 классов. Создаются и пополняются технологические карты класса. Психологом проводятся исследования на уровне ученической среды в отдельных классах по ситуациям. Организуется анкетирование учащихся с целью определения структуры свободного времени, а также профилактики отсева учащихся, профилактики зависимостей и детской преступности. Исследуется динамика данных о трудоустройстве выпускников и продолжении образования.
Мониторинг интересов учащихся.
Спланировано проведение анкетирования учащихся с целью выявления интересов (1-6 классы), профессиональных предпочтений (7-11 классы). Результаты исследований используются при разработке учебного плана, при формировании классов с углубленным изучением предметов и классов с расширенной подготовкой по отдельным предметам, при организации профориентационной работы, дополнительного образования и т.д.
Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей.
Проводится анкетирование родителей и учащихся с целью изучения образовательных потребностей и формирования заказа лицею, выявления степени удовлетворенности образовательными услугами. Апробированы анкеты для учащихся 3-4, 9 классов и их родителей.
Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.
Отслеживается позитивная динамика учебных достижений обучающихся, результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам, результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя, использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) научного звания, обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. Ведутся педагогические портфолио.
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
Выявляется уровень состояния здоровья учащихся (группа здоровья, хронические заболевания, особенности психофизического развития). Организуется диспансеризация учащихся. Проводится анкетирование учащихся с целью выявления эмоционального состояния учащихся во время образовательного процесса.
Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга.
Данные, полученные в результате социально-педагогического мониторинга, используются администрацией лицея при анализе учебно-воспитательного процесса, принятии управленческих решений, подборе педагогических кадров, при организации методической работы. Социально-психологическая служба изучает состояние социальной структуры ученической среды ОУ, особенности адаптации учащихся, организует индивидуальные и групповые занятия с учащимися и родителями. Результаты социально-педагогического мониторинга учитываются заместителем директора по воспитательной работе и по праву при планировании работы, при организации методической работы с классными руководителями, индивидуальной работы с учащимися. Данные мониторинга используются в деятельности классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей ГПД при планировании учебно-воспитательной работы с классом, организации индивидуальной работы с обучающимися, при выборе форм и методов работы с классным коллективом, с учётом социальной структуры и психологических особенностей группы.
Планируемый результат.
Качественно новый уровень образования выпускников лицея, проявляющийся в высоком уровне их социальной компетентности и успешной социализации.