ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное воспитание на оркестровых отделениях музыкальных школ преследует две цели: 1) подготовка хороших инструменталистов с широким кругозором, которые смогли бы продолжить свое образование в музыкальных училищах; 2) воспитание грамотных любителей музыки – не только пассивных слушателей концертов, но и принимающих активное участие в художественной самодеятельности.
Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Ансамбли скрипачей, создаваемые на базе детских музыкальных школ, свидетельствуют о том, что в этих коллективных формах работы педагоги увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой молодежи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников.
Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.
В данной работе представлен примерный репертуарный список для занятий ансамблем с учащимися младших классов скрипки, который составлен на анализе практической деятельности преподавателей-руководителей детских скрипичных коллективов.
Основные принципы при подборе репертуара
- Доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию. Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
- Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки.
- Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля.
- Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному”.
- Принцип разнообразия пьес в репертуаре.
- Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.
На базе ДМШ №14 города Березовский в 1995 году были созданы два ансамбля – старших и младших классов. Сегодня по классу скрипки обучаются 28 детей, с которыми работают два преподавателя. В состав младшего ансамбля входят учащиеся 1-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Но при распределении учащихся преподаватели учитывают уровень их технической подготовки. Некоторые ученики 5-го класса могут остаться в составе младшего ансамбля, а ученики 4-го класса – переходить в ансамбль скрипачей старших классов. Но это, конечно, происходит в редких случаях. Таким ученикам (особенно тем, которые остаются в младшем ансамбле) нужно объяснить такую ситуацию очень тактично, чтобы у ученика не пропало желание посещать уроки ансамбля.
Педагоги школы включают в репертуар такие пьесы, которые могут исполнить учащиеся обоих ансамблей. Сводный ансамбль стимулирует работу младших учеников, они стараются дотянуться до уровня старших.
Для разнообразия репертуара в программу можно включать знакомые, полюбившиеся детям песни. Например, ребята ансамбля скрипачей ДШИ №14 г. Березовского выразили желание сыграть песню В. Шаинского “Улыбка”. Руководителю ансамбля нужно было сочинить второй голос, учитывая технические возможности учащихся ансамбля.
Очень интересна работа ансамбля в форме сотрудничества с другими коллективами школы. Например, с хоровым коллективом, как в ДШИ №14 г. Березовского (играть сопровождение для хора вместе с фортепиано). Это вносит разнообразие в решение творческих задач коллектива ансамбля.
Такие творческие эксперименты делают работу ансамбля интереснее как для участников ансамбля, так и для руководителя.
Предлагаемый репертуарный список составлен исходя из опыта практической деятельности преподавателей класса скрипки ДШИ №14 г. Березовского.
Репертуарный список младшего ансамбля
- Самойлов А. “Русская плясовая”.
- Русская народная песня “Как пошли наши подружки”.
- Детская песенка “В погреб лезет Жучка”.
- Чешская народная песенка “Кукушечка”.
- Ж. Металлиди “Деревенские музыканты”.
- Украинская народная песня “Журавель”.
- И. Дунаевский “Колыбельная”.
- Ж. Металлиди “Мой конь”.
- Н. Бакланова “Марш октябрят”.
- Ю. Чичков “Самая счастливая”.
- Э. Градески Регтайм “Мороженое”.
- С. Джоплин “Регтайм”.
- Чешская народная песня “Пастушок”.
- Ф. Шуберт “Вальс”.
- И.С. Бах “Менуэт”.
- Д. Шостакович “Песня мира”.
- Итальянская народная песня “Санта-Лючия”.
- Русская народная песня “Как по морю”.
Эти пьесы с яркой легко запоминающейся мелодией и вторым голосом, звучащем в основном на открытых струнах, рекомендованы для изучения на начальном этапе работы с ансамблем.
Пьесы-каноны рекомендованы для развития полифонического слуха детей.
Пьесы с более развитым мелодическим и ритмическим рисунком способствуют развитию техники штрихов, воспитанию полифонического слуха.
Работа над этими пьесами требует определенной технической подготовки учащихся. Преодоление технических сложностей: синкопированный ритм, многоголосие, фразировка, переходы в позиции, укрупнение формы, слуховой контроль качества звука, звуковедение – составляет основу работы с ансамблем на данном этапе.
Рекомендуемая нотная литература
- Пудовочкин Э.В. “Ансамблевое воспитание скрипача”. Нотное приложение. – Омск, 1991.
- Скрипичный ансамбль. Учебный репертуар ДМШ. В.2 – Киев, 1981.
- Сборник ансамблевых пьес. Специальный выпуск – 1993.
- Металлиди Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано – Ленинград, 1980.
- Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А. Ратнер – С-Пб, 1998.
- Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская – С-Пб, 1998.