Цели:
- Продолжать формировать представления детей, что природа – это наш общий дом.
- Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и не живой природы.
- Обобщать знания детей о разных видах птиц (зимующие, перелетные, водоплавающие), закреплять умения классифицировать птиц.
- Уточнить представления о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Формировать обобщенное представление о птицах, как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.
- Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Ход занятия
Воспитатель:
Словно крыша над землею
Голубые небеса
А под крышей голубою
Горы, реки и леса
И поляны, и цветы, и конечно я и ты.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
(То, что сделано руками человека)
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка на кита.
Воспитатель: Всю природу можно разделить на два огромных мира.
Мир живой природы и мир неживой природы.
Воспитатель: Живая природа – это то, что движется, растет, размножается и умирает. Сегодня к нам в гости пришел старичок-лесовичок. Его как раз окружает все то, что называется живой природой. Он живет в лесу, где весело поют птицы, стрекочут кузнечики, квакают лягушки.
Здравствуйте ребятки.
Здравствуй, добрый старичок.
Старичок-Лесовичок: Очень холодно и скучно мне зимой в лесу. Многие птицы улетели в теплые края, не слышно их птичьих песен, не шумят зеленой листвой деревья, все спит под снежным ковром зимы. Вот я и решил сходить в гости к вам, посмотреть чем вы здесь занимаетесь. Нес к вам на занятия картинки о природе и все перепутал и никак не могу понять какие относятся к природе и какие нет.
Игра “Живая и не живая природа”
Если не природа то почему так думают (потому, что сделано руками человека стол, стул). Дорогой старичок-лесовичок Мы хотим показать свой уголок природы.
Воспитатель: Ребята, что у нас есть в уголке природы.
Дети: Комнатные растения, рыбки, огород в котором растет картошка, укроп, чеснок, цветы, травка для курочки и наш друг “Барбос”. Мы за всем этим ухаживаем.
Воспитатель: Молодцы ребята, я очень рада за вас, что вы любите природу и ухаживаете за ней. Тепло у вас и поэтому вы веселые сидите.
Старичок-лесовичок: А я шел по лесу и видел, как тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы голодают и даже погибают от холода и голода.
Скажите, я что для птиц страшны холод или голод?
Правильно и вы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Старичок-лесовичок: Когда я подошел к вашему саду я услышал разговор двух птиц. Ребятки, старичок – лесовичок мне рассказал про эту историю. Слушайте, почему жаловались птицы друг другу.
Инсценировка “Разговор на лесной полянке”. Н. Осинцева
Дидактическая игра “Накормим птиц любимым кормом”.
Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, которых мы видели часто зимой в городе. Хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, а хвост, края крыльев и голова темно – синие. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы? (снегири).
А за тем прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомится салом (синички). А к концу недели прилетели большие птицы (голуби, сороки, вороны).
Стихотворение: “Накормите птиц зимой”.
Ну, раз вы так любите птиц и помогаете им зимой, я вам подарю картинки с птицами. Я проведу с вами конкурс.
Конкурс “Знаете ли вы птиц”
- Назовите самую маленькую птицу на планете (колибри).
- Какая птица поедает грызунов (сова).
- Какая птица подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка).
- Какие птицы не умеют летать (страус, пингвин).
- Самая тяжелая птица на планете (страус).
- Какую птицу называют лесным петухом (глухарь).
- Домашняя говорящая птица (попугай).
- Какая птица белеет к зиме и спит в снегу (куропатка).
- Какая птица имеет черное оперение (ворон).
Спасибо за подарок. А теперь мы отправляемся на нашу лесную полянку, у тебя в лесу тихо, а у нас послушай, как громко и красиво поют птицы (грам. запись).
Здесь у нас самый настоящий птичий базар. Здесь собрались и перелетные и зимующие птицы.
Найдите всех зимующих птиц и поместите их вот сюда, где нарисованы снежинки. Это суровое время года зима.
А теперь найдите мне всех перелетных птиц и птиц которые любят селится у водоемов.
Вы мои умники и умницы. А теперь вспомним пословицы о птицах:.
- Воробей мал да удал.
- О том кукушка и поет, что гнезда у нее нет.
- Синичка воробью сестричка.
- Здоровое дерево дятел не долбит.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправляемся в нашу лабораторию под названием “Хочу все знать”. Вы хотите знать ,почему птицы летают, тогда слушайте.
Все птицы приспособлены к полету, я вам напоминаю, что воздух очень легкая среда. Воздух – невидимый, незаметный, не мешает движениям.
1. Может ли человек увидеть воздух?
Мы можем взлететь, как птицы. Пробуем взлетаем. Мы с вами тяжелые. Тяжелые предметы опираться о воздух не могут – они падают вниз, а легкие предметы воздух может удерживать недолго. Падение двух листов бумаги, один из которых на глазах детей комкает и превращает в шарик.
Объяснение: Лист легкий и широкий, опираясь на воздух, поэтому может немного летать. А шарик тяжелый и он сразу падает вниз.
2. Почему птицы могут летать по воздуху (дать перья пуховые, маховые).
Вопросы:
- Чем перья отличаются друг от друга.
- Какое из них согревает птичку (называется пуховое).
- Какое перо помогает летать (называется маховое).
На примере веера, показать, как раскрываются и раскладываются крылья, хвост птицы взлетает и садится.
С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой и поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается.
На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице и поэтому она их складывает. Ест птица очень мало, поэтому она легкая. Посмотрите, на улице все еще зима, а вы хотите услышать весну. Нужно только захотеть. Закройте глаза, прислушайтесь к голосам весны (грам.запись птиц).
Наступила весна. Солнышко на небе ясное, теплое, лучистое. Оно светит всем и всех радует. Встряхнулись все деревья. Скоро на них набухнут и лопнут почки. В лесу на пригорках, среди растаявшего снега, появляются первые весенние цветочки – подснежники. Птицы весело защебетали. Мы с вами радуемся и протягиваем свои ладони вверх и солнышко греет их, согревает свои лучики. Хорошо, тепло, спокойно.
Посмотрите к нам прилетела птичка. Может мы ее поймаем, посадим в клетку и она будет радовать нас своим пением.
Инсценировка стихотворения “Пойманная птичка”. Ушинская К.
Принесла в подарок корзинку с конфетами “Ласточка”.