Ученик:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Ученик:
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Учитель: Cегодня мы отправимся в Музей Народного Искусства – волшебный, конечно, как и все в нашем учебнике.
Глазастик никогда не был в музее – ни в настоящем, ни в сказочном. Он переходит сейчас из зала в зал, и везде с ним происходят самые необыкновенные вещи. Давайте ребята зайдем в каждый зал.
Зал “Русская матрешка”.
Задание: рассмотреть картинку на стр.290 и ответить на вопросы:
- Почему матрешку ни с чем не спутаешь? Какая она?
- Причем тут музыка?
- Что матрешки подарили Глазастику?
- Что он сейчас делает?
- Какое у всех настроение?
Выступление учащихся.
1-й ученик:
Лишь у Троицкой у лавры
Есть особые ряды,
На которых чудо есть,
Что не можно глаз отвесть:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,-
Все в одной .большой живут,
Их матрешками зовут.
2-й ученик:
А как же появилась первая русская матрешка?
3-й ученик: Более ста лет назад в подмосковное село Абрамцева попала японская деревянная игрушка – японец, а в нем – мал мала меньше – вся его семья.
4-й ученик: Вот тогда мастер из Загорска Василий Звездочкин выточил похожую игрушку – русскую матрешку. Было это почти 100 лет назад!
5-й ученик: Матрешку расписал художник Сергей Малютин. Яблоками лег на щеки румянец. Голову покрыл яркий цветной платок, а из-под него свисала русая коса. Название игрушка получила от имени Матрена.
1-й ученик:
С тех пор живет Матрешка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
2-й ученик: И сегодня русская матрешка желанная гостья в каждом доме. По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских, и полховско-майданских.
3-й ученик: Знаменитая загорская матрешка похожа на первую русскую матрешку. Она в сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает орнамент кругляшки горошком.
4-й ученик: В Семенове роспись наносят на естественную золотистую фигурку. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка цепь небольших бутонов. На Всемирных выставках в Париже она стала одним из самых популярных сувениров мира.
5-й ученик: У мастеров Полохова-Майдана свой стиль. Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, а из-под платка обязательно видны кудри.
Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Зал “Дымковская игрушка”
Задание: рассмотреть картинку на стр.290 и ответить на вопросы:
- Почему дымковскую игрушку узнают сразу? Что в ней особенного?
- Опиши дымковскую карусель и игрушки на ней?
- Чем угостили Глазастика? С кем он хочет поделиться? Где ты видел в учебнике такого щенка?
1-й ученик:
В давни-давни времена
Совсем не так жила страна.
Не было и “Денди”,
“Сего” с “Лего” - тоже
И игрушки делали,
Кто какие может.
А создавши свой товар,
Выезжали на базар.
2-й ученик:
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки
Называют “дымка”.
3-й ученик:
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягкий падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дыме все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
4-й ученик:
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
5-й ученик:
И пошла о дымке слава –
Заслужили это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
1-й ученик:
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. Игрушки были ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гулянья с озорным и веселым названием – Свистунья.
2-й ученик:
Глиняная игрушка лепится и раскрашивается вручную. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом. По белому фону выполнялась роспись красками.
3-й ученик:
Про дымковские игрушки сложили много прибауток, загадок, стихов.
Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой, на спине Егорка.
4-й ученик:
Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок,
Сундучок не простой – красный, белый, золотой.
5-й ученик:
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного и серости дождей.
В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что – то есть т радости, гремящей как басы!
Зал “Гжель”
Задание: рассмотреть картинку на стр.290 и ответить на вопросы:
– Опиши этот зал. (ключевые слова: цветы, синий).
1-й ученик:
В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна –
Дивных рук творенье.
Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель,
С красотою несравненной
Чудо – наша Гжель.
2-й ученик:
Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки,
Да и сказки не простой,
Снежно-бело-голубой?
Где живет мастера?
3-й ученик:
Да, что вы, в самом деле?
В Гжели!
Гжель – поселок есть такой
Под Москвой,
Дома с наличниками
И резьбой.
4-й ученик:
Мы, умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною,
У каждого спроси!
5-й ученик:
Что случилось? Бело вокруг,
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синь морская с рекою белой –
Как подобрано умело!
1-й ученик:
Все мы любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Небо гжельское такое –
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица –
Так и хочется напиться!
2-й ученик:
Ну, а только лето будет –
Голубица там и тут.
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
3-й ученик:
Одно из первых мест занимает гжель – как самый крупный керамический промысел. Основные производственные процессы на предприятии механизированы. Однако роспись сосудов производится от руки.
4-й ученик:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
5-й ученик:
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Зал “Хохлома”
Задание: рассмотреть картинку на стр.290 и ответить на вопросы:
- Какие здесь краски? Какие эти травы, цветы, ягоды?
- Что подарила Глазастику жар-птица?
1-й ученик:
То ли солнцем облита, то ль сверкает сама –
Далеко знаменита золотая хохлома.
Самоцветные краски, вязь узоров тонка –
Продолжение сказки, что слагалась века.
2-й ученик:
И в беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создается она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо – золотая хохлома!
3-й ученик:
А начнем мы свой рассказ с одной интересной легенды. Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла -надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, -и стала та золотой.
Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме изображения птиц, мастера вырезают и посуду в виде птиц: чашки, ковши, братины. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
4-й ученик:
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется - попробуй сумей-ка!
5-й ученик:
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном узоре.
Еще характерен для всей хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
Учитель: Ребята, а хотели ли вы побывать в гостях у мастеров, чьими руками создаются эти замечательные предметы, которые по праву называются произведениями декоративно-прикладного искусства. (просмотр кинофильма)
Практическая работа в группах:
1 гр. – раскрашивает матрешку,
2 гр. – раскрашивает барышню,
3 гр. – раскрашивает кувшин,
4 гр. – раскрашивает ладью.
Защита своих работ по группам:
Составить рассказ по картинке с использованием своих работ и рассказать классу. Выступает один ученик от группы.
Вопросы викторины: