Цели:
- ознакомить детей с наиболее часто встречающимися возможными опасными ситуациями в школе,
- научить правильному поведению по предупреждению возможной опасности,
- закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, используемых на уроках технологии, физической культуры и закрепить знания и умения по их правильному использованию.
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей, а также чувство отзывчивости и взаимопомощи.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит релаксационная музыка “Звуки природы”.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Когда люди жили ещё в пещерах, они заметили, что у зверей большие зубы, а у человека маленькие. Что когти у зверей большие, а у человека – не на что посмотреть. Поэтому самый первый урок в самой первой школе был уроком безопасного поведения. Никто точно не знает, но кажется, тогда человечество и додумалось до главных правил поведения.
Прочитаем их.(1 слайд)
– предвидеть опасность,
– избежать её,
– при необходимости действовать.
– Вот этому всему мы и будем учиться: предвидеть, избегать, победить опасности.(2 слайд)
А говорить сегодня будем о ШКОЛЬНЫХ ОПАСНОСТЯХ. Для этого отправимся в путешествие по знакомым местам. Смотрите внимательно и запоминайте, какие опасности подстерегают героев нашего приключения.
3. Театрализованное представление. [3].
Макс: Эх, скучно жить в школе! Никаких приключений, опасностей! Одни только уроки да перемены – скука!
Даша: Да уж! Ни тебе стрельбы, ни бандитов, ни погони… Скучища! Да и уроки учить надоело!
Вредины: Вот жизнь пошла, в карманах одна пыль!! Ни рогатки тебе, ни семечек! Даже шприца побрызгаться нет! Ни мальчишки, а сплошная радость для учителей!
Макс: А ты кто такая? И чего вам в наших карманах надо?
Вредины: Ну, во-первых, не в ваших карманах, а у меня дома – я там живу. Я во многих местах живу – в карманах, в косичках, за ушами, в носу – где прицеплюсь, там и живу! А во– вторых, давайте знакомиться: мы – Вредины – Будюки!
Поют: Мы Будюки – Вредины! Бяки – привередины!
Восхитительные злюки, жадины и вредины!
Обожаем мы дразнить. Ругаться и капризничать,
И ногами попинаться и побезобразничать!
Даша: И что ты всё время на нашей шее катаешься?
Вредины: Да нет, не всегда, только когда пароль назовут.
Макс: Это какой пароль?
Вредины: Да разные: “Скучно!”, “Надоело!”, “Лень!”. Ну и другие тоже. А так-то мы на острове школьных опасностей живём. С постоянной пропиской.
Даша: Да разве есть такой остров?
Вредины: Конечно, есть! В школе. Ладно, уж пошли, пока я добрая. Глядишь, какой – нибудь гадости выучитесь, другим расскажете. Ну, поехали!
(Звучит песенка Вредины).
– Приехали, слезайте!
– Ну, пошли! Да поосторожнее, на кого–нибудь не наступите!
Даша: Как это не наступите? У вас тут что, кто-то на полу валяется?
Вредины: Да у нас тут всего навалом! Вот знакомьтесь, главный распорядитель пакостей Брык-Бряк!
Брык-Бряк: Привет! Давно у вас неприятностей не было? Сейчас мы это вам быстренько устроим! (Поёт)
Весь покрыт болячками, абсолютно весь,
Островок опасностей в каждой школе есть! (2 раза)
Двери открываются прямо в детский лоб,
Стёкла разбиваются, когда никто не ждёт.
Камни попадаются под ноги на бегу,
С лестницы срываются, а я им помогу!
Носятся по школе, разбивают лбы,
То и дело слышится: “Бряки-бряки-брык!”
Макс: Давай-ка удирать отсюда!
Даша: Смотри, тут кто-то ещё есть!
Пыль: Ой! Не сотрясайте воздух, а то я распыляюсь! Прямо поспать не дадут.… Опять вы, Вредины, кого-то притащили!
Макс: А это ещё кто?
Пыль: (поёт)
Я на солнышке лежу!
И без солнышка лежу!
Всё лежу и лежу!
Или в воздухе вишу!
Кто меня чуть-чуть вдохнёт,
Кашлять сразу же начнёт!
Макс: Да это же пыль! Закрывайте скорее рот, а то наглотаетесь всякой гадости!
Пыль: Так уже и гадости! Я пыль чистая, стерильная. Ну, подумаешь, по помойке полетала, на дороге повалялась, на собаке покаталась! Вы друзей моих не видели, вот это настоящая гадость!
Микробы:
Мы парни бравые, бравые, бравые!
Не зря прозвали нас микробами кудрявыми!
Мы плюнем раз, мы плюнем два,
На ваши чистые тела
И стукнем так, чтоб заболела голова!
Пора в путь дорогу!
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём,
Под ногти залезем, в носу застрянем мы
И там чихнём!
Микроб 1: Смотри-ка, новенькие! Хватай их!
Пыль: Ага, схватили! Я уже примерялась! Уши чистые, ногти подстрижены, волосы причёсаны! Безобразие!!!
Микроб 2: Надо главную позвать, уж она найдёт к чему прицепиться!
Пыль: Точно, она вокруг школы сейчас летает!
Инфекция:
Я не пожарная инспекция,
Я не ОМОН, не спас-отряд.
А я ходячая Инфекция,
Я заражаю всех ребят!
Ба, кругом знакомые всё лица! А это кто? Новенькие? Вредненькие? Чудненькие! А руки они моют? А зубы чистят?
Даша: Даже не подходи, Инфекция, я тебя не боюсь!
Макс: И вообще, мы тут на экскурсии, случайно, так сказать!
Вредина: Ха-ха! Случайно! А кому учиться было лень! А кому в школе было скучно? А ну-ка, братцы, навались!
Даша: Макс, открывай форточку! Сейчас мы их живенько проветрим!
(Пыль, Вредина и другие убегают)
Макс: Вот так попали на остров школьных опасностей! Еле выбрались!
Учитель:
– Дети, какие опасные соседи попались на пути наших героев Даш и Максима?
– Что им помогло избежать и победить их?
(Знание правил безопасного поведения.)
4. Урок технологии.
– Посмотрите вокруг, сотни вещей окружают нас. Все они приносят нам пользу, облегчают нашу жизнь. Но эти предметы могут быть опасными.(3 слайд)
– Предлагаю вам загадки, в ответах которых спрятаны инструменты и приспособления, которыми мы пользуемся на уроках технологии.
1) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметку кладёт.2) На пальце на одном
Нередко вверх дном.3) Две стройные сестрицы
В руках мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он шарф для Петеньки.4) Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.5) Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.6) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.
– А теперь разделимся на 3 команды (это 3 ряда),
которые должны будут рассказать:
– как предвидеть опасность,
– как её избежать,
– как при необходимости действовать.
– Как же мы используем разгаданные инструменты на уроках технологии(1 группа).
– Вспомните правила безопасного использования этих предметов (2 группа).
– Если всё – таки случилась беда, ваши действия? (3 группа).
– Закончился урок и звенит звонок на перемену. ( Физминутка)
5. Перемена.
Выходят чтецы. Стихотворение Б. Заходера “Перемена”.(4 слайд)
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова,-
На уроке отдохнём!
– А у себя в школе вам приходилось видеть такого Вову?
– Как Вова вёл себя на перемене? (1 гр.)
– Что с ним могло произойти? (2 гр.)
– Как можно этого избежать? (3 гр.)
– Отправляемся на урок физкультуры.
6. Урок физкультуры.
– Звенит звонок, начинаем мы урок. (5 слайд)
– Все любят играть и заниматься спортом. Когда вы находитесь на уроке физкультуры в спортивном зале, рядом с вами всегда находится учитель, который сделает всё, чтобы ваши игры были безопасными.
– А если рядом никого из взрослых нет? Посмотрите, подумайте и скажите, что случилось с ребятами? Почему произошёл несчастный случай, можно ли было этого избежать?
– Если случилась беда, ваши действия.
– Вспомните правила поведения на физкультуре.
Звенит звонок.
7. Итог урока.
– Люблю звонить, трезвонить, вызванивать, звенеть!
Попробуйте за партой на месте усидеть!
И что тут начинается, все двери открываются,
И сразу, будто улица в наш коридор врывается.
Переходить опасно наш длинный коридор,
Придётся в коридоре поставить СВЕТОФОР.(6 слайд)
– Дети, а может действительно, чтобы избежать школьных опасностей, надо поставить светофор?
– Чтобы этого не делать, что люди должны знать и соблюдать?
– Какие основные правила безопасного поведения в жизни мы должны помнить и соблюдать?
(7 слайд)
– предвидеть опасность,
– избежать её,
– при необходимости действовать.
– Вот и закончилось наше путешествие по стране школьных опасностей.(8 слайд)
– Помните, ваша жизнь и жизнь окружающих людей в ваших руках.
Список используемой литературы
- “Безопасность”. Экспериментальное учебное пособие. – М.: 1995 г.
- “Стихи и сказки” Б. Заходер.
- Журнал “ОБЖ” – № 3, 1998 г.