Урок по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" "Путешествие в страну школьных опасностей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить детей с наиболее часто встречающимися возможными опасными ситуациями в школе,
  • научить правильному поведению по предупреждению возможной опасности,
  • закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, используемых на уроках технологии, физической культуры и закрепить знания и умения по их правильному использованию.
  • воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей, а также чувство отзывчивости и взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит релаксационная музыка “Звуки природы”.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Когда люди жили ещё в пещерах, они заметили, что у зверей большие зубы, а у человека маленькие. Что когти у зверей большие, а у человека – не на что посмотреть. Поэтому самый первый урок в самой первой школе был уроком безопасного поведения. Никто точно не знает, но кажется, тогда человечество и додумалось до главных правил поведения.

Прочитаем их.(1 слайд)

– предвидеть опасность,
– избежать её,
– при необходимости действовать.

– Вот этому всему мы и будем учиться: предвидеть, избегать, победить опасности.(2 слайд)

А говорить сегодня будем о ШКОЛЬНЫХ ОПАСНОСТЯХ. Для этого отправимся в путешествие по знакомым местам. Смотрите внимательно и запоминайте, какие опасности подстерегают героев нашего приключения.

3. Театрализованное представление. [3].

Макс: Эх, скучно жить в школе! Никаких приключений, опасностей! Одни только уроки да перемены – скука!

Даша: Да уж! Ни тебе стрельбы, ни бандитов, ни погони… Скучища! Да и уроки учить надоело!

Вредины: Вот жизнь пошла, в карманах одна пыль!! Ни рогатки тебе, ни семечек! Даже шприца побрызгаться нет! Ни мальчишки, а сплошная радость для учителей!

Макс: А ты кто такая? И чего вам в наших карманах надо?

Вредины: Ну, во-первых, не в ваших карманах, а у меня дома – я там живу. Я во многих местах живу – в карманах, в косичках, за ушами, в носу – где прицеплюсь, там и живу! А во– вторых, давайте знакомиться: мы – Вредины – Будюки!

Поют: Мы Будюки – Вредины! Бяки – привередины!

Восхитительные злюки, жадины и вредины!
Обожаем мы дразнить. Ругаться и капризничать,
И ногами попинаться и побезобразничать!

Даша: И что ты всё время на нашей шее катаешься?

Вредины: Да нет, не всегда, только когда пароль назовут.

Макс: Это какой пароль?

Вредины: Да разные: “Скучно!”, “Надоело!”, “Лень!”. Ну и другие тоже. А так-то мы на острове школьных опасностей живём. С постоянной пропиской.

Даша: Да разве есть такой остров?

Вредины: Конечно, есть! В школе. Ладно, уж пошли, пока я добрая. Глядишь, какой – нибудь гадости выучитесь, другим расскажете. Ну, поехали!

(Звучит песенка Вредины).

– Приехали, слезайте!

– Ну, пошли! Да поосторожнее, на кого–нибудь не наступите!

Даша: Как это не наступите? У вас тут что, кто-то на полу валяется?

Вредины: Да у нас тут всего навалом! Вот знакомьтесь, главный распорядитель пакостей Брык-Бряк!

Брык-Бряк: Привет! Давно у вас неприятностей не было? Сейчас мы это вам быстренько устроим! (Поёт)

Весь покрыт болячками, абсолютно весь,
Островок опасностей в каждой школе есть! (2 раза)
Двери открываются прямо в детский лоб,
Стёкла разбиваются, когда никто не ждёт.
Камни попадаются под ноги на бегу,
С лестницы срываются, а я им помогу!
Носятся по школе, разбивают лбы,
То и дело слышится: “Бряки-бряки-брык!”

Макс: Давай-ка удирать отсюда!

Даша: Смотри, тут кто-то ещё есть!

Пыль: Ой! Не сотрясайте воздух, а то я распыляюсь! Прямо поспать не дадут.… Опять вы, Вредины, кого-то притащили!

Макс: А это ещё кто?

Пыль: (поёт)

Я на солнышке лежу!
И без солнышка лежу!
Всё лежу и лежу!
Или в воздухе вишу!
Кто меня чуть-чуть вдохнёт,
Кашлять сразу же начнёт!

Макс: Да это же пыль! Закрывайте скорее рот, а то наглотаетесь всякой гадости!

Пыль: Так уже и гадости! Я пыль чистая, стерильная. Ну, подумаешь, по помойке полетала, на дороге повалялась, на собаке покаталась! Вы друзей моих не видели, вот это настоящая гадость!

Микробы:

Мы парни бравые, бравые, бравые!
Не зря прозвали нас микробами кудрявыми!
Мы плюнем раз, мы плюнем два,
На ваши чистые тела
И стукнем так, чтоб заболела голова!
Пора в путь дорогу!
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём,
Под ногти залезем, в носу застрянем мы
И там чихнём!

Микроб 1: Смотри-ка, новенькие! Хватай их!

Пыль: Ага, схватили! Я уже примерялась! Уши чистые, ногти подстрижены, волосы причёсаны! Безобразие!!!

Микроб 2: Надо главную позвать, уж она найдёт к чему прицепиться!

Пыль: Точно, она вокруг школы сейчас летает!

Инфекция:

Я не пожарная инспекция,
Я не ОМОН, не спас-отряд.
А я ходячая Инфекция,
Я заражаю всех ребят!

Ба, кругом знакомые всё лица! А это кто? Новенькие? Вредненькие? Чудненькие! А руки они моют? А зубы чистят?

Даша: Даже не подходи, Инфекция, я тебя не боюсь!

Макс: И вообще, мы тут на экскурсии, случайно, так сказать!

Вредина: Ха-ха! Случайно! А кому учиться было лень! А кому в школе было скучно? А ну-ка, братцы, навались!

Даша: Макс, открывай форточку! Сейчас мы их живенько проветрим!

(Пыль, Вредина и другие убегают)

Макс: Вот так попали на остров школьных опасностей! Еле выбрались!

Учитель:

– Дети, какие опасные соседи попались на пути наших героев Даш и Максима?

– Что им помогло избежать и победить их?

(Знание правил безопасного поведения.)

4. Урок технологии.

– Посмотрите вокруг, сотни вещей окружают нас. Все они приносят нам пользу, облегчают нашу жизнь. Но эти предметы могут быть опасными.(3 слайд)

– Предлагаю вам загадки, в ответах которых спрятаны инструменты и приспособления, которыми мы пользуемся на уроках технологии.

1) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметку кладёт.

2) На пальце на одном
Нередко вверх дном.

3) Две стройные сестрицы
В руках мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он шарф для Петеньки.

4) Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.

5) Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.

6) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.

– А теперь разделимся на 3 команды (это 3 ряда), которые должны будут рассказать:
– как предвидеть опасность,
– как её избежать,
– как при необходимости действовать.

– Как же мы используем разгаданные инструменты на уроках технологии(1 группа).

– Вспомните правила безопасного использования этих предметов (2 группа).

– Если всё – таки случилась беда, ваши действия? (3 группа).

– Закончился урок и звенит звонок на перемену. ( Физминутка)

5. Перемена.

Выходят чтецы. Стихотворение Б. Заходера “Перемена”.(4 слайд)

Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова,-
На уроке отдохнём!
– А у себя в школе вам приходилось видеть такого Вову?
– Как Вова вёл себя на перемене? (1 гр.)
– Что с ним могло произойти? (2 гр.)
– Как можно этого избежать? (3 гр.)
– Отправляемся на урок физкультуры.

6. Урок физкультуры.

– Звенит звонок, начинаем мы урок. (5 слайд)

– Все любят играть и заниматься спортом. Когда вы находитесь на уроке физкультуры в спортивном зале, рядом с вами всегда находится учитель, который сделает всё, чтобы ваши игры были безопасными.

– А если рядом никого из взрослых нет? Посмотрите, подумайте и скажите, что случилось с ребятами? Почему произошёл несчастный случай, можно ли было этого избежать?

– Если случилась беда, ваши действия.

– Вспомните правила поведения на физкультуре.

Звенит звонок.

7. Итог урока.

– Люблю звонить, трезвонить, вызванивать, звенеть!
Попробуйте за партой на месте усидеть!
И что тут начинается, все двери открываются,
И сразу, будто улица в наш коридор врывается.
Переходить опасно наш длинный коридор,
Придётся в коридоре поставить СВЕТОФОР.(6 слайд)

– Дети, а может действительно, чтобы избежать школьных опасностей, надо поставить светофор?

– Чтобы этого не делать, что люди должны знать и соблюдать?

– Какие основные правила безопасного поведения в жизни мы должны помнить и соблюдать?

(7 слайд)

– предвидеть опасность,
– избежать её,
– при необходимости действовать.

– Вот и закончилось наше путешествие по стране школьных опасностей.(8 слайд)

Помните, ваша жизнь и жизнь окружающих людей в ваших руках.

Список используемой литературы

  1. “Безопасность”. Экспериментальное учебное пособие. – М.: 1995 г.
  2. “Стихи и сказки” Б. Заходер.
  3. Журнал “ОБЖ” – № 3, 1998 г.

Презентация