Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно “Концепции модернизации российского образования” оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии “компетенций”, “компетентности” обучающихся.
Большинство ученых сходятся на том, что традиционная школа дает знание фактического материала, а не способов применения знаний на практике, тогда как компетентностно-ориентированный подход к образованию позволяет решить эту проблему. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении “своей” дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике.
Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении “своей” дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике.
Новые принципы компетентностно-ориентированного образования требуют новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, в основу которого положена идея о направленности учебной деятельности школьников на результат и который способствует освоению опыта деятельности при формировании информационных компетенций.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Мною организована урочная (индивидуальная и групповая) проектная деятельность на основе ИКТ.
Интегрированные проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, развивают исследовательские и рефлексивные навыки, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, нацелены на развитие познавательного интереса, расширяют кругозор и реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Например, при проведении проекта по математике в 5 классе по теме “Площади и объемы” детям нужно было выяснить, какие же фигуры окружают нас в повседневной жизни и выполнить творческую работу “Геометрия в нашем доме”. Хотя информатика у пятиклассников ведется пока только факультативно, но, тем не менее нашлись ученики, которые при выполнении данного задания использовали ИКТ: одни взяли иллюстрации из Интернет, другие воспользовались цифровой фотографией. А вот развертки прямоугольного параллелепипеда мы строили в графическом редакторе Microsoft Paint.
При проведении проекта по геометрии в 11 классе физико-математического профиля по теме “Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения” класс был разбит на 5 групп по количеству изученных геометрических тел: призма, пирамида, цилиндр, конус и шар. Для того, чтобы ответить на свой проблемный вопрос, каждой группе нужно было сделать презентацию об основных характеристиках данного тела, дать историческую справку, представить несколько способов доказательства формул объема тела (не только с геометрической, но и с алгебраической точки зрения); изготовить буклет со справочным материалом; подобрать 5-6 задач практического содержания на применение данных формул и оформить их в электронном виде. При проведении данного проекта учащиеся еще раз закрепили навыки составления презентаций в программе Microsoft PowerPoint, повторили основы работы в Word и познакомились с абсолютно новой для них программой Microsoft Publisher.
В 10 классе информационно-технологического профиля учащимся пришлось защищать свой проект по тригонометрии на совмещенном экзамене по алгебре и началам анализа и информатике. Каждый ученик получил индивидуальное задание по одной из тем раздела “Тригонометрия”. По своей теме ему нужно было сделать либо презентацию, либо страничку сайта; кроссворд и тест в программе Microsoft Excel. Оценка на экзамене выставлялась по двум предметам одновременно. Проверялось умение оформления и представления материала по алгебре с использованием ИКТ.
При проведении проекта по геометрии в 10 классе социально-экономического профиля по теме “Перпендикулярность в пространстве” каждой из трех групп нужно было сделать презентацию по своей теме, подобрать задачи на отработку каждого понятия и вопросы для тестирования. Кроме того, надо было оформить “Рабочую карту ученика”, которую заполняли другие учащиеся класса по ходу защиты презентации группой. Большие трудности возникли у ребят при построении чертежей и в презентациях, и в документах Word. На помощь пришли учителя информатики. Они помогли учащимся грамотно сгруппировать объекты, правильно настроить анимацию. Ребята творчески подошли к выполнению данного задания: в своих презентациях предусмотрели и минуты для релаксации – поместили фотоальбом, наложили звук. Да и рабочие карты были не похожи одна на другую.
В проекте “Координатный метод в пространстве” каждый десятиклассник получил индивидуальное задание. Выполненные работы можно использовать при составлении электронного учебника по геометрии.
В этом учебном году нас ждет проект по алгебре и началам анализа по теме “Показательная и логарифмическая функции”, в котором каждый учащийся 10-го соц/эконом класса будет составлять тест, отрабатывая навыки работы в Excel.
Проектная деятельность является средой для формирования и развития ключевых компетенций, т.к. она дает возможность:
- освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
- стимулирования практической проектной деятельности учащихся, позволяя формировать информационные компетенции;
- конструирования учебного процесса на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”. Я думаю, что эти слова можно считать девизом проектной деятельности в школе.