Цели и задачи:
- Образовательная:
- обсудить с учащимися понятие о здоровье,
- дать понятие о сторонах здоровья,
- проследить отношение учащихся к здоровью,
- дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни,
- обсудить возможные методики поддержания разных сторон здоровья.
- Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к здоровью как огромному природному уникальному дару,
- дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни.
- Развивающая:
- развивать представления об отношении людей разных цивилизаций к здоровью,
- развивать представления о многообразии методик по совершенствованию уровня здоровья,
- развивать практические навыки по определению полезности для здоровья современной продукции пищевой промышленности.
Оборудование: постеры с изображением врачей древности и современности, 3 презентации к разным этапам урока, карточки для определения пищевых добавок в продуктах, образцы продукции, часто покупаемой учащимися, проектор, компьютер, таблички для представления команд, книги по современным методикам поддержания здоровья.
Ход урока
I. Организационный момент
На внеклассное занятие были приглашены представители школ №1,№12, № 6.
На нашу встречу приглашены: Врач МУЗ детской поликлиники, врач СОШ 12, школьный психолог.
II. Основная часть
1. Беседа о понятии “здоровье”.
Учитель предлагает ребятам обсудить, что вкладывается в понятие “здоровье”, какой человек считается здоровым, влияют ли некоторые дефекты в развитии здоровья на понимание человека, что он здоров.
После этого, при помощи Презентации №1 , выясняются стороны здоровья. При этом на экране всплывают подсказки, дающие возможность правильно назвать стороны здоровья: Валентин Дикуль, победивший недуг перелома позвоночника – физическая сторона здоровья, Микаэл Таривердиев и его трагический уход из жизни - духовная сторона здоровья, фотография группы учителей – социальная сторона здоровья.
2. Конкурс среди представителей команд о лучшему знанию поговорок, имеющих свое отношение к здоровью. Дети могут заранее подготовиться к данному конкурсу, поэтому он особенно интересен в проявлении инициативы и смекалки команд. Приводим некоторые поговорки, названные в ходе конкурса:
- “Здоровье всего дороже”,
- “Здоровье дороже богатства”,
- “Здоровье не купишь”,
- “Даст бог здоровье, даст и счастье”,
- “Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья”,
- “Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно”,
- “Тот здоровья не знает, кто болен не бывает”,
- “Здоровье то благо, к которому человек наиболее равнодушен”,
- “Кто не болел, тот не ценит здоровья”,
- “Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань”
3. Беседа об отношении людей древних цивилизаций к здоровью, древних врачевателях.
Учитель выясняет знания и представления детей о вопросе отношения к развитию собственного здоровья в цивилизациях Древнего Рима, Древней Греции, Тибета, Египта, Индии, Китая, Вавилона. Поднимается вопрос и отношения россиян к гибели своих родственников, детей - “бог дал, бог и забрал”. Предлагается в ходе викторины проверить свои знания по основам медицины, относящихся к разным цивилизациям.
4. Викторина между командами по знанию медицинских умений древних людей.
При проведении викторины используется Презентация №2 - Древние цивилизации и сохранение здоровья в виде подсказок. Если на вопрос дети не могут ответить сразу, то на слайдах всплывают фотографии – подсказки.
Вопросы учителя | Ответы учеников |
|
(с показом слайдов из презентации № 1 – Древние цивилизации и сохранение здоровья в виде подсказок) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поведение итогов конкурса |
5. Викторина-конкурс на лучшие знания о древних и средневековых врачевателях проводится по такой же схеме, с использованием Презентации №2 “Древние цивилизации и сохранение здоровья”.
6. Обсуждение итогов тестирования учащихся по вопросам питания.
- Не переедай, так как это наверняка сокращает твою жизнь
- Ешьте меньше, но чаще
- Завтрак надо съесть самому, обед поделить с другом, а ужин – отдать врагу.
- Слайд2 Анализ: всегда по утрам завтракают
- Слайд2 Анализ пищевого рациона, используемого утром
- Слайд2 анализ графика по кратности перекусывания
1. Обсуждение поговорок и крылатых изречений о правилах питания
2. Обсуждение графиков социологического опроса детей по слайдам презентации № 3:
в. Обсуждение современных методик, решающих проблему правильного питания (слайд 4): методики Поля Брега, Мишеля Монтиньяка, Геннадия Малахова. Дается краткая характеристика методик и возможностей их использования школьниками.
7. Практическая работа: определение полезности продуктов, упакованных современными способами.
Учитель предлагает решить проблему: как полезны те продукты, которые часто ученики используют в пищу, покупая их в магазинах и даже в столовой.
Ученикам раздается по несколько упаковок чипсов, конфет, напитков, сухой выпечки в пакетах и предлагается при помощи таблицы определить наличие вредных для здоровья продуктов.
После определения качества продукции делаются выводы о вероятности использования таких товаров детьми.
8. Продолжение обсуждения графиков социологического опроса.
а. (Слайд 5)обсуждение значимости физического здоровья и его формирования при занятиях зарядкой, физкультурой и спортом. В дискуссию необходимо привлечь и врача, который профессионально помогает обосновать взаимозависимость физического развития и развития нервной системы человека, задавая проблемный вопрос: почему в последнее время врачи советуют детей как можно раньше не пеленать, а одевать им ползунки?
б. (Слайд 5) обсуждение графика, отражающего особенности занятий физкультурой в школах по результатам тестирования.
в. (Слайд 6)Обсуждение современных методик, которые помогают решить проблему поддержания физического здоровья. Учащиеся рассказывают о методиках Валентина Дикуля, Поля Брега. Учитель с учениками обсуждает возможности использования этих методик в своей практике.
9. Обсуждение вопросов подхода к лечению при заболеваниях.
а. Обсуждение крылатых выражений, изречений древних: “зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”.
б. (Слайд 7)Обсуждение графиков, отражающих отношение учащихся трех школ к поддержанию своего здоровья на высоком уровне, при какой степени заболевания дети начинают лечиться.
в. Обсуждение вопроса о необходимости использования биологических особенностей природы и функционирования человеческого организма. Учитель предлагает проблемный вопрос: “Летом и весной ложитесь спать рано и рано вставайте. Зимой ложитесь рано и вставайте поздно. Весной ложитесь спать пока светло и вставайте рано”. Ученики после обсуждения приходят к выводу, что древние говорили о необходимости давать организму не только нагрузку, но и периоды отдыха. Отсутствие отдыха приведет к снижению сопротивляемости организма, человек может заболеть.
г . Обсуждение вопроса о правильном использовании одежды для поддержания здоровья. Учитель опять привлекает мудрость древних: “Зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”. В дискуссии выясняется необходимость использования одежды не только по сезону, но и соответственно погоде.
10. Беседа об использования природных средств и последствий для здоровья.
а. (Слайд 7)обсуждение графика, где отражается способ лечения простудных заболеваний.
б. Беседа с учащимися о современных методиках поддержания здоровья на высоком уровне – о Геннадии Малахове, его передаче на Первом канале телевидения.
11. Краткий отчет школ о здоровьесберегающих технологиях, используемых в их коллективах школ, присутствующих на заседании.
12. Обсуждение вопросов душевного, психологического здоровья.
Учитель вместе в ученикам в дискуссии выясняет зависимость духовного и физического здоровья человека от расположения духа, от возможности занятий любимым делом, (слайд 8). Заканчивается обсуждение вопроса обзором современных методик, поддерживающих психологический благоприятный климат, повышающий уровень самооценки человека – представители школ беседуют о работах психологов Луизы Хей и Александра Свияша(слайд 10).
Постепенно ребята могут назвать людей, которые сделали свои увлечения делом своей жизни и стали успешными людьми: Александр Масляков (передача КВН), Сергей и Татьяна Никитины (авторская песня), баянист Геннадий Затевахин (передача “Играй, гармонь!”), Вячеслав Полунин (группа “Лицедеи”), Андрей Макаревич – музыкант и кулинар и многие другие.
13. Представление гостя - певицы и барда г. Пятигорска Натальи Петровой, участника и победителя международных соревнований по дельтапланерному спорту. Учащиеся слушают рассказ гостьи о своих увлечениях.
III. Заключительная часть
Учитель делает итог урока, встрече представителей трех школ города и читает строки в напутствие:
Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе добудет!
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце – умным будет!