План урока "Здоровье и мы"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цели и задачи:

  1. Образовательная:
    • обсудить с учащимися понятие о здоровье,
    • дать понятие о сторонах здоровья,
    • проследить отношение учащихся к здоровью,
    • дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни,
    • обсудить возможные методики поддержания разных сторон здоровья.
  2. Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к здоровью как огромному природному уникальному дару,
    • дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни.
  3. Развивающая:
    • развивать представления об отношении людей разных цивилизаций к здоровью,
    • развивать представления о многообразии методик по совершенствованию уровня здоровья,
    • развивать практические навыки по определению полезности для здоровья современной продукции пищевой промышленности.

Оборудование: постеры с изображением врачей древности и современности, 3 презентации к разным этапам урока, карточки для определения пищевых добавок в продуктах, образцы продукции, часто покупаемой учащимися, проектор, компьютер, таблички для представления команд, книги по современным методикам поддержания здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

На внеклассное занятие были приглашены представители школ №1,№12, № 6.

На нашу встречу приглашены: Врач МУЗ детской поликлиники, врач СОШ 12, школьный психолог.

II. Основная часть

1. Беседа о понятии “здоровье”.

Учитель предлагает ребятам обсудить, что вкладывается в понятие “здоровье”, какой человек считается здоровым, влияют ли некоторые дефекты в развитии здоровья на понимание человека, что он здоров.

После этого, при помощи Презентации №1 , выясняются стороны здоровья. При этом на экране всплывают подсказки, дающие возможность правильно назвать стороны здоровья: Валентин Дикуль, победивший недуг перелома позвоночника – физическая сторона здоровья, Микаэл Таривердиев и его трагический уход из жизни - духовная сторона здоровья, фотография группы учителей – социальная сторона здоровья.

2. Конкурс среди представителей команд о лучшему знанию поговорок, имеющих свое отношение к здоровью. Дети могут заранее подготовиться к данному конкурсу, поэтому он особенно интересен в проявлении инициативы и смекалки команд. Приводим некоторые поговорки, названные в ходе конкурса:

    • “Здоровье всего дороже”,
    • “Здоровье дороже богатства”,
    • “Здоровье не купишь”,
    • “Даст бог здоровье, даст и счастье”,
    • “Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья”,
    • “Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно”,
    • “Тот здоровья не знает, кто болен не бывает”,
    • “Здоровье то благо, к которому человек наиболее равнодушен”,
    • “Кто не болел, тот не ценит здоровья”,
    • “Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань”

3. Беседа об отношении людей древних цивилизаций к здоровью, древних врачевателях.

Учитель выясняет знания и представления детей о вопросе отношения к развитию собственного здоровья в цивилизациях Древнего Рима, Древней Греции, Тибета, Египта, Индии, Китая, Вавилона. Поднимается вопрос и отношения россиян к гибели своих родственников, детей - “бог дал, бог и забрал”. Предлагается в ходе викторины проверить свои знания по основам медицины, относящихся к разным цивилизациям.

4. Викторина между командами по знанию медицинских умений древних людей.

При проведении викторины используется Презентация №2 - Древние цивилизации и сохранение здоровья в виде подсказок. Если на вопрос дети не могут ответить сразу, то на слайдах всплывают фотографии – подсказки.

Вопросы учителя Ответы учеников
  1. Эта цивилизация отличалась высоким уровнем развития медицины. Особый интерес вызывает “Сборник песен и гимнов”, где есть стихи, характеризующие общественные санитарно-гигиенические навыки: улицы и площади были вымощены, поселения были обязательно на высоких сухих местах, вблизи доброкачественных источников воды
  1. Китай
  2. Месопотамия (Вавилон)
  3. Греция, Рим
  4. Китай
  5. Месопотамия (Вавилон)
  6. Китай
  7. Месопотамия (Вавилон)
  8. Египет
  9. Греция
  10. Китай
  11. Рим
  12. Китай

(с показом слайдов из презентации № 1 – Древние цивилизации и сохранение здоровья в виде подсказок)

  1. Здесь широко применяли нефть, асфальт при наружных и внутренних болезнях, а борьба против крыс и мышей рассматривалась как метод борьбы с чумой и холерой
  • произведения этой цивилизации отражают культ здоровья и красоты человеческого тела. Поэтому большое внимание уделялось физическим упражнениям, закаливанию организма
  • У этой цивилизации уже существовали предупредительные меры против оспы в виде прививок
  • у этой цивилизации лекарственные качества приписывались финиковой пальме, его считали священной. Из плодов, косточек фиников готовились лекарства
  • По требованиям к поведению каждого человека с восходом солнца предписывалось умываться и полоскать рот, мыть руки не менее 5 раз в день. Один раз в 3 дня было принято мыть голову и раз в 5 дней купаться.
  • Здесь были популярными для лечения многих болезней лук и чеснок
  • Растительные краски и масла использовались как средство против малярии, заболеваний кожи
  • Здесь профессию врача передавали от отца к сыну, но ее получить можно было только в специальных школах в индивидуальном порядке. Из школы на острове Кос вышел
  • В истории этой цивилизации часто указывалось на эпидемии оспы, цинги, болезней кожи, чумы и холеры.
  • Врачевателями этой цивилизации были такие врачи, как Страбон, Асклепий, Гален, Цельс…
  • В этой цивилизации для лечения широко применяли растения, было описано 365 лекарственных растений – одна из самых древнейших фармакопей, а так же возникло учение о двух началах: инь – женском и янь – мужском.
Поведение итогов конкурса

5. Викторина-конкурс на лучшие знания о древних и средневековых врачевателях проводится по такой же схеме, с использованием Презентации №2 “Древние цивилизации и сохранение здоровья”.

6. Обсуждение итогов тестирования учащихся по вопросам питания.

    1. Обсуждение поговорок и крылатых изречений о правилах питания

    • Не переедай, так как это наверняка сокращает твою жизнь
    • Ешьте меньше, но чаще
    • Завтрак надо съесть самому, обед поделить с другом, а ужин – отдать врагу.

    2. Обсуждение графиков социологического опроса детей по слайдам презентации № 3:

    • Слайд2 Анализ: всегда по утрам завтракают
    • Слайд2 Анализ пищевого рациона, используемого утром
    • Слайд2 анализ графика по кратности перекусывания

    в. Обсуждение современных методик, решающих проблему правильного питания (слайд 4): методики Поля Брега, Мишеля Монтиньяка, Геннадия Малахова. Дается краткая характеристика методик и возможностей их использования школьниками.

7. Практическая работа: определение полезности продуктов, упакованных современными способами.

Учитель предлагает решить проблему: как полезны те продукты, которые часто ученики используют в пищу, покупая их в магазинах и даже в столовой.

Ученикам раздается по несколько упаковок чипсов, конфет, напитков, сухой выпечки в пакетах и предлагается при помощи таблицы определить наличие вредных для здоровья продуктов.

После определения качества продукции делаются выводы о вероятности использования таких товаров детьми.

8. Продолжение обсуждения графиков социологического опроса.

а. (Слайд 5)обсуждение значимости физического здоровья и его формирования при занятиях зарядкой, физкультурой и спортом. В дискуссию необходимо привлечь и врача, который профессионально помогает обосновать взаимозависимость физического развития и развития нервной системы человека, задавая проблемный вопрос: почему в последнее время врачи советуют детей как можно раньше не пеленать, а одевать им ползунки?

б. (Слайд 5) обсуждение графика, отражающего особенности занятий физкультурой в школах по результатам тестирования.

в. (Слайд 6)Обсуждение современных методик, которые помогают решить проблему поддержания физического здоровья. Учащиеся рассказывают о методиках Валентина Дикуля, Поля Брега. Учитель с учениками обсуждает возможности использования этих методик в своей практике.

9. Обсуждение вопросов подхода к лечению при заболеваниях.

а. Обсуждение крылатых выражений, изречений древних: “зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”.

б. (Слайд 7)Обсуждение графиков, отражающих отношение учащихся трех школ к поддержанию своего здоровья на высоком уровне, при какой степени заболевания дети начинают лечиться.

в. Обсуждение вопроса о необходимости использования биологических особенностей природы и функционирования человеческого организма. Учитель предлагает проблемный вопрос: “Летом и весной ложитесь спать рано и рано вставайте. Зимой ложитесь рано и вставайте поздно. Весной ложитесь спать пока светло и вставайте рано”. Ученики после обсуждения приходят к выводу, что древние говорили о необходимости давать организму не только нагрузку, но и периоды отдыха. Отсутствие отдыха приведет к снижению сопротивляемости организма, человек может заболеть.

г . Обсуждение вопроса о правильном использовании одежды для поддержания здоровья. Учитель опять привлекает мудрость древних: “Зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”. В дискуссии выясняется необходимость использования одежды не только по сезону, но и соответственно погоде.

10. Беседа об использования природных средств и последствий для здоровья.

а. (Слайд 7)обсуждение графика, где отражается способ лечения простудных заболеваний.

б. Беседа с учащимися о современных методиках поддержания здоровья на высоком уровне – о Геннадии Малахове, его передаче на Первом канале телевидения.

11. Краткий отчет школ о здоровьесберегающих технологиях, используемых в их коллективах школ, присутствующих на заседании.

12. Обсуждение вопросов душевного, психологического здоровья.

Учитель вместе в ученикам в дискуссии выясняет зависимость духовного и физического здоровья человека от расположения духа, от возможности занятий любимым делом, (слайд 8). Заканчивается обсуждение вопроса обзором современных методик, поддерживающих психологический благоприятный климат, повышающий уровень самооценки человека – представители школ беседуют о работах психологов Луизы Хей и Александра Свияша(слайд 10).

Постепенно ребята могут назвать людей, которые сделали свои увлечения делом своей жизни и стали успешными людьми: Александр Масляков (передача КВН), Сергей и Татьяна Никитины (авторская песня), баянист Геннадий Затевахин (передача “Играй, гармонь!”), Вячеслав Полунин (группа “Лицедеи”), Андрей Макаревич – музыкант и кулинар и многие другие.

13. Представление гостя - певицы и барда г. Пятигорска Натальи Петровой, участника и победителя международных соревнований по дельтапланерному спорту. Учащиеся слушают рассказ гостьи о своих увлечениях.

III. Заключительная часть

Учитель делает итог урока, встрече представителей трех школ города и читает строки в напутствие:

Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе добудет!
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце – умным будет!

Приложения