- Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
- Не хлебом единым будет жить человек:
(Библия)
Нельзя попасть на вершину горы, не пройдя и подошвы.
Современная система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века.
Научно-педагогическое общество обсуждает новые подходы к проблемам образования; это естественно и закономерно, потому что мир людей XX-го века специалисты-социологи определяют как общество "быстрого развития". Эта черта современного мира создает потребность в людях, способных быстро реагировать на перемены, предвидеть их последствия, избегать информационной изоляции. Эра "быстрых изменения" выдвигает социальный заказ на человека, основными чертами которого стали: коммуникативность, рефлексивность, высокая способность и расположенность к пониманию и интерпретации. Подтверждаются слова, высказанные О. Шпенглером в начале века: ": не только в данном случае, но и: вообще, требуется, как я все больше и больше убеждаюсь, новое поколение с врожденными задатками понимания". (О. Шпенглер. Закат Европы. - М., 1993. - С.124). Необходимы качественно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования. Закономерны поиски школой новых форм и способов обучения и воспитания. Поиск всегда сопряжен с самоопределением.
Самоопределение понимается нами как единая проблема для современного человека и современной школы. Известны различные ходы к пониманию этой проблемы. Первое значение здесь имеет взгляд на самоопределение как на процесс включения человека в контекст современной ситуации, определение своих социокультурных координат на основе прочной связи с историко-культурным опытом всего человечества. Эта проблема осознается авторами как центральная для школы. Для педагога такая постановка проблемы связана с вопросом: как помочь ученику выработать собственный способ бытия в культуре, как способствовать его духовному становлению?
Однако следует заметить, что понятие духовности не усвоено современным обществом в своем величайшем человечеством смысле. Многие годы развития общества на основе атеистических установокне дают возможность пока полностью отказаться от общепринятых материалистических версий относительно данного понятия, хотя без решения этого вопроса невозможно дальнейшее решение многих проблем, в том числе и педагогических.
В наше время школа разрабатывает в новом ключе многие образовательные проблемы, но вопросы воспитания в основном решаются на уровне эмпирическом: планируются и проводятся мероприятия по формированию у детей определенных навыков поведения, воспитанию у детей определенных нравственных качеств, но отсутствие единой законченной концепции личности, отражающей обновленную реальность, а также природную основу российской ментальности, создаёт эклективность, не позволяющую глобально решать вопросы нравственного воспитания.
С.Л. Франк в своей статье "Русское мировоззрение" пишет: "Русское религиозное сознание никогда не спрашивало, каким образом приходит человек ко спасению: через внутренний образ мыслей и веру или внешние действия". По его мнению, и тот и другой путь слишком недостаточен, чтобы установить внешнюю связь с Богом. По православной традиции, только сам Бог может это осуществить. "Не стремление к Богу, а бытие в Боге составляет суть (русского) "религиозного онтологизма", - пишет Франк. По его мнению, ментальность россиянина укоренена в горнем.
В своей статье "Идея духовности как основа и способ социальной жизни" В.И. Мурашов пишет: "Идея духовности - это самоопределяющий процесс выявления высших качеств человеческого духа, имеющий низшую и высшую формы своего развития. Между этими полюсами духовности, эволюционирующей к бесконечности, пролегает цепь её промежуточных звеньев - от акта его формального самоопределения духа до эго совершенного содержания".
По мнению автора статьи, духовность не сводится только к религии как ее наиболее развитой форме. Но при это, как нам кажется, следует учитывать, что те нравственные идеалы, которые заложены в религии несравнимо выше всего, что предлагает любая другая область знания. Пришла пора "собирать камни", то есть пришло время выстроить иерархию ценностей таким образом, чтобы наивысшие ценности, заложенные религией, стали достоянием учащихся образовательных учреждений.
Православная церковь выделяет три этапа нравственного становления личности: "человек телесный", "человек душевный", "человек духовный". Причем человеку дается свобода в выборе своего пути. Человек телесный живет мирскими заботами, меркантилен; человек душевный строит свою жизнь так, чтобы ему и окружающим его людям было хорошо и удобно. Человек духовный - иной. Он живет заботами о других, жертвуя собой во имя ближнего. Подобный нравственный идеал необходим, он укорен в мире горнем.
Философы конца XIX начала XX века, Золотого века русской философии, Трубецкой, Булгаков, Лосев, Соловьев, создали идеал человека, ощущающего связь со Вселенной, вернули человеку целостность, единение с Богом. Но как соотнести теоретические, на первый взгляд абстрактные истины, с проблемами школьного образования.
Как нам кажется, нужно идти "путем зерна", то есть путем, указанным культурой. Сейчас много говорят о значении слова "культура", порой забывая одно из самых древних значений этого слова: культ - "поклонение", ур - "свет". Это слово родственно урею - третьему глазу на голове египетского фараона, Урарту - древневавилонскому городу, где жили солнцепоклонники, для которых наше светило было богом. Таким образом, свет, запечатленный в слове культура, - это свет божественный, созидающий жизнь, свет, который взращивает ростки человеческого бытия.
Фазы в развитии человеческого духа выделяли многие философы и ученые: Э. Ренан, Ф. Ницше, О. Конт. "По этому поводу писал в статье "Духовная культура, научная рациональность образования" Л.Ю. Писарчик: " Образование должно начинаться с опоры на светскую культуру и научное мировоззрение и ими заканчиваться. Но при этом нужно в снятом виде "повторить" путь человечества в культуре: от мифологии и религии через философию к науке". Такой подход вполне оправдан логикой развития истории, человеческой мысли, но, как нам кажется, для становления духа мало мысли, основанной, главным образом, на рациональной основе, необходимо и чувство, и созерцание прекрасного, и духовное горение. Вспоминается знаменитая фраза Достоевского о том, что красота спасет мир. Может быть, великий писатель и говорил о том, что в основе постижения мира должен лежать целостный гармоничный образ, который сделает картину мира всеединой и гармоничной, несущей красоту, ту самую красоту, которая спасет мир.
Образовательным курсом подобного рода, способным воссоединить на своей основе разрозненные "осколки" культуры, и может быть курс "Мировая художественная культура". При этом, вероятно, нужно бы было возродить его первоначальные цели и задачи - создать во всей возможной полноте образ того мира, который изучается. И если следовать законам развития психики ребенка, то такие предметы, как "Мифология", "Библейская история" необходимо изучать в 1-4 классах, "Памятники религии" в 7 классе, "Основы философии" в 10-11 классах, "Мировую художественную культуру" с 5-11 класс. Эти модульные программы создают некую модель в виде "матрешки", "спирали", каждое звено которой -отдельный целостный образ мира на определенном этапе развития. Каждое из звеньев подготавливает последующее. Это объединяет все школьные образовательные курсы, устраняя эклектизм.
Подобный опыт имеется в гимназии №5 г. Оренбурга и дает положительные результаты.
В данное время обсуждаются пути введения нового образовательного курса: "Основы православной культуры". Данный учебный предмет необходим современной российской школе.
Решить проблемы духовно-нравственного воспитания без него невозможно. Как из радуги нельзя изъять ни один из цветов, чтобы при наложении получился белый, так и религиозный стержень культуры должен быть восстановлен, ибо без него нельзя постичь корни русской культуры, невозможно наследовать нашу прошлою высокую духовность.
Курс "Основы православной культуры", как нам кажется, кровно необходим для выхода из духовного кризиса, который, без сомнения, является отражением кризиса в обществе. Эксперимент по секуляризации культуры, который имел место в России, показал несостоятельность пути без Веры и участия Церкви в деле духовного становления граждан.
Стало очевидным, что наряду с интеллектуальным и эстетическим развитием в культуре должны существовать самые высокие этические и метафизические ценности, а это возможно при введении в процесс обучения образовательными курсов, которые ориентируют детей на высокие религиозные, моральные и социальные ценности. Таковыми предметами изучения могут быть "Основы Библейской истории", "Основы православной культуры", "Мировая художественная культура".
Введение этих дисциплин в образовательный процесс как системообразующих потребует не только дерзание духа, огромных усилий, но и осторожного и вдумчивого подхода, постоянного и настойчивого следования цели.
В гимназии №5 г. Оренбург на протяжении 7 - (10) лет ведется курс "Основы Библейской истории", которые имеют высокий рейтинг среди родителей и учащихся, разработана авторская программа для гуманитарных школ, лицеев, гимназий "Духовная личность", состоящая из ряда модульных программ, в числе которых обязательными являются "Основы мифологии" (1-2 класс), "Основы Библейской истории" (3-4 класс), "Введение в философию", "Мировая художественная культура" (5-11 класс), "Памятники религии и культуры" (7 класс). В программе "Памятники религии и культуры" изучаются "Библия", "Коран", "Махабхарата":
Программа. Духовная личность (автор Гаак Т.П.) стала дипломантом Всероссийского конкурса авторских образовательных программ 2006г. Можно использовать этот опыт для создать экспериментальной площадки по взаимодействию программ культурологических и телеологических.
Следует отметить, что курс "История православной культуры", имеющим культурологическую направленность нельзя, отождестлять с "Законом Божьим", вероучительным по своему содержанию. Ученым, педагогам, предстоит огромная работа. При этом нужно помнить, что Апостол Павел призывал: "Духа не угашайте". Это та задача, которую под силу решить лишь сообща школе, науке и обществу.
Список использованной литературы.
1. Вревский Б.А. Смысл жизни и эра разумного христианства. - Спб., 1913. - 58 с.
2. Ватсон Э.К. Развитие понятий о нравственности / Авт. Э.В. // Рус. мысль. 1888. Кн. 8. с. 85-112
3. Дебольский Г.С. Жизнь и средства ее нравственного улучшения // Странник 1870. Окт. с. 290-294 (паг. 2)
4. Николин И.Д. Что такое нравственность? - М., 1908. - 90 с. То же. - 2-е изд., доп. - Сергиев Посад, 1912. - 142 с. - (Церковно-обществ. б-ка; Вып. 2)
5. Орлов П. Основные истины христианской жизни: Ценность и цель жизни. - М., 1915. - 68 с.
6. Скрынченко Д.В. Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению. - Спб., 1908. - 164 с. - (Христианство, наука и неверие на заре XX века; Вып. 7). - Библиогр.: с. 160-163.