Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Актуальность её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Что же такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности:
– отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым;
– формируются эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально – личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основания преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.
Основаниями преемственности между детским садом и школой являются:
– развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учению у будущего ребенка);
– развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;
– формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно – ролевых игр, детского экспериментирования);
– развитие коммуникативности (умения обращаться со взрослыми, сверстниками).
Обучение детей в детском саду строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование, логика, ознакомление с пространственными отношениями, познавательные занятия и другие, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к шести годам).
Названные основания преемственности включены в содержание государственных стандартов как направления деятельности дошкольного образования.
На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
– на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
– школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка – дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Таким образом, целью ДОУ является всестороннее, общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям.
Целью начального образования является продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, на мой взгляд, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.
Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю, как цветок к солнцу.
Но вот сегодняшний дошкольник пришел в школу, и его встретил учитель. Всё сразу изменилось: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным, но и очень проблемным.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом “переходного” возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены будущей деятельности. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями.
Важнейшей причиной трудностей, с переходом в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой:
– взаимодействие программ обучения:
класс, обучавшийся в начальной школе по одной из
развивающих систем обучения – например по
программе УМК “Перспективная начальная школа”
– переходя в среднюю школу, возвращается к
традиционной системе и занимается по учебникам,
изданным ещё до того, как дети поступили в
начальную школу;
– преемственность форм и методов обучения:
темпа, объема и уровня изложения предметного
материала. Уровень изложения знаний в средней
школе, значительно отличается от того, который
был в начальной школе. Поэтому дети, перешедшие в
5 класс, должны адаптироваться к новым условиям
деятельности: к индивидуальному стилю
преподавания учителей, к более быстрому темпу
работы;
– единство (точнее, его отсутствие) подхода к
критериально – оценочной деятельности в
начальных и средних классах.
Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащегося (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. д.) которые влияют, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель средней школы при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.
Чтобы решить проблему преемственности нужно практиковать такую форму как сотрудничество учителей начального и среднего звена, администрации учреждения. В рамках этого сотрудничества проводить уроки, на которых в начальной школе присутствуют или проводят учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такую практику продолжать. Данная форма сотрудничества позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.