Цель:
- сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях лаг – лож
- сформировать способность к написанию чередующихся гласных
- развивать орфографическую зоркость
- развивать мыслительные операции.
Демонстрационный материал:
- алгоритм проверки чередующихся гласных в корне
- эталон для самопроверки.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).
Фронтальный опрос
– Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
– Какие части слова вы знаете?
(Приставка, корень, суффикс, окончание)
– Как называются части слова?
(Морфемы)
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
(Правописание приставок, оканчивающихся на -з, с)
– Какая морфема идет за приставкой?
(Корень)
– Вы хотите узнать новое о корне?
(Да)
– Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые знания?
(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите +, если ошиблись –
Повторим с целью закрепления с предыдущей темы
– морфемный разбор указанных на доске слов:
Рассмотреть, предложение, прилагательное
Учащиеся по желанию выходят к доске.
В то время класс графически комментирует изученную на прошлом уроке орфограмму “приставки на -з, -с”
Бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.
Учитель проверяет выполненное задание.
Далее проверяется морфемный разбор.
– Кто хочет стать консультантом?
– Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з,-с, неизменяемые приставки (пред) и безуд. гл. в корне)
– Какие слова вызвали у вас затруднение? (предложение, прилагательное)
– Почему?
(К ним нельзя подобрать проверочные слова)
III. Постановка проблемы.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях лаг – лож;
- сформулировать тему урока;
- обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
- В чем причина затруднения при написании гласных в эт. корнях?
(Предложение, прилагательное)
– Т. е. причина затруднения в новом типе корня
Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)
– Мы знакомы с чередованием? (Да)
– Какова же тема нашего урока? (чередование гласных в корнях лаг – лож)
– Как называются эти слова? (однокоренными)
-Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске (наблюдение)
располагать | расположить |
излагать | изложить |
прилагать | приложить |
(В корнях выделены корни)
– Почему в выборе гласной возникают затруднения?
(Не знаем приема проверки гласных)
Сравните слова левого и правого столбиков.
– Чем же отличаются слова?
(В левом столбике в корне а, в правом – о)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,средство)
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
- создать “новую” технологию правописания чередующихся гласных в корне лаг-лож;
- зафиксировать новую технологию знаково, в речи и с помощью эталона.
– Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях (да)
– От чего зависит а, о в корне? (от согласных г-;)
– Какая буква пишется перед г (а)
– А перед ж? (о)
– Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?
– Какая морфема идет за корнем лаг? (суф. а)
– Сколько же способов проверки мы вывели? (два)
– Каких? (а и о зависят от согласных г и ж или от суф. а за корнем)
– Выразим наш вывод в обобщенном виде.
Высвечивается эталон:
лага – лож (нет а)
– Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?
В слове предложение написана буква о, потому что нет г, в слове прилагательное написана а – перед г, суф.а
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
- реализовать построенный прект в соответствии с планом;
- зафиксировать преодоление затруднения.
– Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях?
На доске слова с пропущенными буквами:
Высказать предпол..жение;
Вычислить сл..гаемое.
– Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
(Воспользуемся эталоном – алгоритмом)
Сильный ученик проговаривает правило схему алгоритма.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
- проговорить новый способ действия во внешней речи;
- установить состоятельность этого способа.
– Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия. Обратимся к учебнику. Запишем примеры из упражнения № 421 и поочередно, в парах прокомментируем их друг другу. Начинаем с 1 варианта, используем алгоритм.
Iв. положение (в корне о перед ж, нет суф. а)
II в. слагаемое (в корне а перед г, есть суф. а) и т.д.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить свое умение применять изученный способ;
- развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Задание для всех: вставим пропущенные слова с корнем лаг – лож и обозначим условия выбора букв а и о первых пяти предложениях из упражнения № 265 дидактических материалов к учебнику. Для тех, кто закончит раньше: продолжить эту же работу с остальными предложениями (с 6-10)
– Проведем самопроверку по эталону.
- На уроке математики первоклассники занимались сложением.
- По сумме и одному слагаемому ученики правильно определили второе.
- По этому тексту можно написать интересное изложение.
- В словарях все слова расположены в алфавитном порядке.
- В старинных энциклопедиях слова не располагаются в алфавитном порядке.
– Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать? ?
– Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак +
– У кого нет ошибок? Умницы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение. \5-8 мин
Цель:
- уяснить место использования нового приема в системе изученных орфограмм;
- поупражняться в употреблении способов постановки безуд. гл. а и о в корнях лаг – лож;
- формировать умение использовать полученные знания по назначению.
– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?
(Проверяемые удар., не провер. ударением (словарные) и чередующиеся)
– К какой группе можно применить прием проверки глас. а и о в корнях лаг – лож? (к чередующимся)
– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (нет)
– Я рекомендую выполнить еще одно упражнение, вставив пропущенные буквы в данные слова, написанные на доске, пользуясь необходимым способом действия.
На доске:
Предл..гал выгуливать собаку
Принять предл..жение из-за болезни
Прол..жить в снегу тропинку
Разл..жить на столе учебники
Выр..щенный цветок
(Самопроверка по эталону)
– Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.
Опережающий метод. – Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности;
- повторить способ нового знания;
- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (новый прием проверки гласных в чередующихся корнях)
– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
- Кто научился проверять гласную в корне лаг – лож, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из парагр. 71;
- Кто научился проверять гласную в корне лаг-лож, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и сделайте упр. № 420;
- Кто научился проверять чередование гласных в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и придумайте 5-6 предложений по теме “ В лесу”.
- Задание для умников и умниц!
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень.
– Ребята, какую цель мы ставили? Мы достигли ее?