Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женского рода;
  • Развивать навык правописания окончаний прилагательных мужского и среднего родов;
  • Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи, умение работать в группе, выполнять самооценку.

Ход урока

Минутка чистописания:

Посмотрите на доску, что мы будем сегодня отрабатывать?

ая яя /написано на доске/

Речевая разминка:

  1. Работа в группах (в четверках).
  2. Задание: вместо знака вопроса поставьте нужную цифру или букву (устно). Ответ обоснуйте.

    1. Сердце – с
    интересный – ?
    скрипеть – г

    2. Редкий – м птичье – с
    волчья – ?

    3. Местные – м
    низкая – ?
    легкий – е

    4. Легко – г
    шубка – б
    грудка – ?

    5. Узнать – 5
    жильё – 5
    помощь – ?

  3. Прочитайте высказывание (написано на доске)

Вместе – служба, вместе – дружба.

– Запишите в тетрадь

– Что это?

– Докажите. – Как понимаете смысл данной пословицы?

– А, если вспомнить части речи, то о каких частях речи можно так сказать?

– Почему вы так думаете?

Работа с тетрадями обратной связи

Сейчас мы проверим, как вы умеете определять падеж имен прилагательных мужского и среднего родов. Я называю словосочетание, а вы показываете падеж имени прилагательного:

  • О последнем снеге
  • У хлебного магазина
  • Перед долгим путешествием
  • К смышленому малышу
  • Для мохнатого шмеля
  • На музыкальном инструменте
  • По виноградному кусту

Итог: Как определить падеж имени прилагательного?

Театральная минутка:

Сейчас я предлагаю вам перенестись на некоторое время в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина “Недоросль”.

Автор: Госпожа Простакова хочет показать, как учен у них сын Митрофанушка.

Правдин: Грамматика, что ж в ней Вы знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя – существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шестая неделя дверь стоит не навешена. Так та, покамест, существительна.

Правдин: Да, в грамматике он силен.

Итог: Мы от души смеемся над дворянским сыном Митрофанушкой, лентяем и невеждой, который много лет учил и все-таки не сумел уяснить разницу между существительным и прилагательным.

– А как вы отличите существительное от прилагательного, ребята?

– Так дверь – это существительное или прилагательное?

Физминутка

Активизация знаний:

– Прочитайте запись на доске:

Хливкая шорька пырялась на наве.

  • Что это такое?
  • Докажите
  • Назовите работу, которую можно выполнить с этим предложением.

Индивидуально два человека:

– Кто хочет заменить непонятные слова на понятные, составить предложение?

Остальные в это время...

– Определяем части речи.

– Проверяем, какие предложения составили ребята.

– Назовите словосочетание прилагательного и существительного из предложения.

– Определите род, число, падеж прилагательного.

Определение темы урока

– Может быть, кто-нибудь назовет тему сегодняшнего урока?

– Прочитайте, что записано на доске. Что это? Докажите.

Утренн… звезду,
Передн… лапой,
О рыбн… ловле

– Что объединяет данные словосочетания?

– Тогда какова цель нашего урока?

Задание:

– Просклоняйте прилагательные, выделите окончание.

И.п. интересная домашняя (работа)
Р.п….
Д.п. … и т.д.

– Что заметили интересного?

– В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы?

– А что скажите про их окончания?

Итог: Сформулируйте правила сегодняшнего урока.

Работа с учебником:

– Прочитайте правило на странице 19 учебника.

– Что нового узнали еще?

Работа в парах:

– Проговорите правило, выполните самооценку.

Физминутка.

Проверка полученных знаний:

– Для выполнения следующих заданий давайте вспомним, как определить падеж имени прилагательного.

1. – Вернемся к словосочетаниям, написанным на доске.

– Запишите их и выделите окончания.

– Объясните, почему вы выбрали такие окончания.

2. Возьмите карточки на партах, выполните задания. Работаем в тетрадях.

– Выполните самопроверку по образцу и самооценку на полях.

1. Определи падеж и род имен прилагательных:

– чистой тетрадью;
– в хрустальной вазе;
– о сложной задаче;
– тихую рощу;
– осенней ночью;
– белая мышь;
– на утренней прогулке;
– без густой шерсти.

2. Поставь данные словосочетания в указанном падеже, добавь, если нужно предлог:

– скорая помощь (В.п.);
– болотистая тундра (П.п.);
– мокрая трава (Т.п.);
– густая шерсть (Р.п.);
– здоровая собака (Д.п.);
– длинная веревка (Р.п.).

3. Работа в парах: Возьмите карточки № 3, 4, выполните задание.

– Сравните свои задания и ответы. Что заметили интересного?

3. Выпиши словосочетания с прилагательными в женском роде, единственном числе:

– Толстой коркой покрылись реки.
– Только в проруби видна прозрачная вода.
– В глубокой тишине спят рыбы.
– Сазаны нашли мягкую ямку.
– А зубастой щуке не спится.
– Она глотает сонную рыбу.

4. Определи падеж и род у имен прилагательных:

– толстой коркой;
– прозрачная вода;
– в глубокой тишине;
– мягкую ямку;
– зубастой щуке;
– сонную рыбу.

Итог:

– Давайте вспомним о сегодняшних открытиях по теме урока.

– Расскажите о них соседу по парте.

Работа с тетрадями обратной связи:

– Буквенный диктант на парные согласные.

Запись домашнего задания в дневник.

Итог урока.