Ход урока
1.Организационный момент
2. Проблемный вопрос-загадка:
А) Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
– С чем связаны эти явления? (с похолоданием)
3. Повторение пройденного материала:
– Какие зимние явления в неживой природе вы вспомнили и отметили дома?
(Снегопад, метель, иней и т.д.)
Вывод: Зимой в неживой природе происходят изменения, связанные с понижением температуры воздуха.
4. Сообщение темы урока:
Приглашение учеников на прогулку в зимний лес (картина “Волшебница – зима”)
За городом лес. Там тишина, все покрыто снегом. Деревья в инее. На пригорке – одинокая белоснежная береза. Её ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? (ученики высказывают предположения) Оказывается, это чья – то норка.
– О чем будем вести разговор на уроке? (о растениях и животных, о живой природе)
– Прочитаем тему: В гости к зиме. Живая природа зимой. (запись на доске)
5. Постановка учебной задачи.
– На какой вопрос необходимо дать ответ на уроке?
- Происходят ли изменения в живой природе с наступлением зимы?
- Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?
6. Изучение нового материала:
1. – Что происходит с лиственными растениями?
– Почему они сбрасывают листья на зиму?
– Какие деревья на зиму остаются в зеленом наряде? Почему?
– Замирает ли жизнь деревьев на зиму? (признаков жизни незаметно)
2. Выступление знатоков:
- Зимой деревья дышат, только во много раз медленнее, чем летом.
- О растениях зимой говорят так, они находятся в состоянии глубокого покоя.
- Дерево запасает на зиму питательные вещества, помогающие дожить ему до весны. Зимой дерево не растет.
3. Работа в парах
- Как зимой можно распознать деревья?
- По коре стволов
- По плодам и семенам
- По оставшимся кое-где листьям.
4. Работа с учебником (страница 134)
- Поможем нашим героям Сереже и Наде распознать деревья.
- Елка.
- Береза.
- Клен.
- Дуб.
- Сосна.
- Липа.
- Ясень.
5. Под снегом ребята нашли зеленые травянистые растения: землянику, копытень, злаки.
6. Дополнительные сведения учащихся-знатоков:
1)снег называют пушистым ковром. Он служит защитным покрывалом для многих травянистых растений.
Под снегом температура всегда выше, чем на улице, что помогает растениям не замерзнуть и дожить до весны.
Вывод:
В жизни растений с наступлением зимы происходят изменения: лиственные сбрасывают листву; травянистые зимуют под снегом, хвойные деревья к зиме стали еще пушистее.
7. Кого можно встретить в зимнем лесу? (животных).
8. Работа в парах.
1. Лось | 3. Заяц | 5. Белка |
2. Мышь | 4. Сорока |
9.Самостоятельная работа-исследование (в тетрадях)
1) меняют цвет шубки: заяц белка, лиса
2) залегают в спячку: медведь, барсук.
3)перелетные птицы улетают, остаются зимующие
- Как звери добывают корм зимой?
- Делают запасы – белка, мышь
- Кора деревьев, ветки – заяц, лось
- Находят ягоды на деревьях – птицы зимующие.
10. Проблемный вопрос
Воспитательный момент
- Чем мы можем помочь птицам зимой? (кормушки сделать, подкладывать корм)
- Назовите любимое лакомство синиц? (сало)
Вывод: в жизни животных с наступлением зимы происходят изменения.
11. Подведение итогов
Домашнее задание: составить рассказ “Какие изменения происходят в живой природе с наступлением зимы”