Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1.Организационный момент

2. Проблемный вопрос-загадка:

А) Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

– С чем связаны эти явления? (с похолоданием)

3. Повторение пройденного материала:

– Какие зимние явления в неживой природе вы вспомнили и отметили дома?

(Снегопад, метель, иней и т.д.)

Вывод: Зимой в неживой природе происходят изменения, связанные с понижением температуры воздуха.

4. Сообщение темы урока:

Приглашение учеников на прогулку в зимний лес (картина “Волшебница – зима”)

За городом лес. Там тишина, все покрыто снегом. Деревья в инее. На пригорке – одинокая белоснежная береза. Её ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? (ученики высказывают предположения) Оказывается, это чья – то норка.

О чем будем вести разговор на уроке? (о растениях и животных, о живой природе)

– Прочитаем тему: В гости к зиме. Живая природа зимой. (запись на доске)

5. Постановка учебной задачи.

– На какой вопрос необходимо дать ответ на уроке?

  • Происходят ли изменения в живой природе с наступлением зимы?
  • Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?

6. Изучение нового материала:

1. – Что происходит с лиственными растениями?

– Почему они сбрасывают листья на зиму?

– Какие деревья на зиму остаются в зеленом наряде? Почему?

– Замирает ли жизнь деревьев на зиму? (признаков жизни незаметно)

2. Выступление знатоков:

  • Зимой деревья дышат, только во много раз медленнее, чем летом.
  • О растениях зимой говорят так, они находятся в состоянии глубокого покоя.
  • Дерево запасает на зиму питательные вещества, помогающие дожить ему до весны. Зимой дерево не растет.

3. Работа в парах

  • Как зимой можно распознать деревья?
  1. По коре стволов
  2. По плодам и семенам
  3. По оставшимся кое-где листьям.

4. Работа с учебником (страница 134)

  • Поможем нашим героям Сереже и Наде распознать деревья.
  1. Елка.
  2. Береза.
  3. Клен.
  4. Дуб.
  5. Сосна.
  6. Липа.
  7. Ясень.

5. Под снегом ребята нашли зеленые травянистые растения: землянику, копытень, злаки.

  • Почему эти растения не погибают от морозов? (выслушать мнения учеников)

6. Дополнительные сведения учащихся-знатоков:

1)снег называют пушистым ковром. Он служит защитным покрывалом для многих травянистых растений.

Под снегом температура всегда выше, чем на улице, что помогает растениям не замерзнуть и дожить до весны.

Вывод:

В жизни растений с наступлением зимы происходят изменения: лиственные сбрасывают листву; травянистые зимуют под снегом, хвойные деревья к зиме стали еще пушистее.

7. Кого можно встретить в зимнем лесу? (животных).

  • Как вы узнали, что животные находятся в лесу? (помогли следы)

8. Работа в парах.

  • Кто мог оставить следы на снегу? (учебник страница 135)
1. Лось 3. Заяц 5. Белка
2. Мышь 4. Сорока  

9.Самостоятельная работа-исследование (в тетрадях)

  • Происходят ли изменения в жизни животных зимой?

1) меняют цвет шубки: заяц белка, лиса

2) залегают в спячку: медведь, барсук.

3)перелетные птицы улетают, остаются зимующие

  • Как звери добывают корм зимой?
  1. Делают запасы – белка, мышь
  2. Кора деревьев, ветки – заяц, лось
  3. Находят ягоды на деревьях – птицы зимующие.

10. Проблемный вопрос

  • Что страшнее птицам зимой – холод или голод? (голод)

Воспитательный момент

  • Чем мы можем помочь птицам зимой? (кормушки сделать, подкладывать корм)
  • Назовите любимое лакомство синиц? (сало)

Вывод: в жизни животных с наступлением зимы происходят изменения.

11. Подведение итогов

  • Происходят ли изменения в живой природе с наступлением зимы?
  • О каких изменениях в жизни растений и животных с приходом зимы вы можете рассказать.

Домашнее задание: составить рассказ “Какие изменения происходят в живой природе с наступлением зимы”