Методический паспорт:
- По содержанию - межпредметный
- По уровню усвоения учебного материала - итоговый проект
- По форме организации - групповой
- По срокам выполнения среднесрочный
- По результатам выполнения - практический
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
- Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
- Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
- Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
- Формирование коммуникативных навыков.
Творческие группы:
- Фотокорреспонденты
- Издатели
- Художники
- Дизайнеры
Ход урока
I. Организационный момент.
Группы приветствуют гостей, занимают свои места.
II. Подготовительный этап.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
- Осень !
- По каким признакам узнали это время года?
- Почему осень сравнивают с лисицей?
- У кого из поэтов есть подобное сравнение?
- Д. Кедрин " Осенняя песня"
- Чёрно - бурою лисицею под горой улёгся лес.
- Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года - осени. Мы выбрали общее название.
Прочитаем: Осенние мотивы!
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?
- Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?
В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
Наполнить себя красотой и поделиться с другими.
- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.
III. Работа по группам.
Задания:
Подобрать недостающие слова - глаголы, чтобы получилась рифма.
1.
Осень пёстрая :::.(пришла)
И рябины подожгла.
Возле них дрозды снуют
И плоды - огонь :::.(клюют)
2.
::. В роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он :: в сад (заглянет)
Золотистым звоном.
Потерялась первая буква.
3.
:синку красила
:сень
:синка мне нравится
:чень.
:на позолотой блистает,
:дно только жаль -
:блетает.
4.
:леет за лесом закат
:лые
:исты к лесу летят.
:стры зарделись на клумбах в саду
:лые тени дрожат на пруду.
Всем группам. Подобрать рифмы.
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем.
:::::::.. листопад
:::::::.. сад.
- Осень - искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.
Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
IV. Анализ художественных произведений.
- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?
А.С.Пушкин. "Унылая пора!"
- Поэт, как кисточкой - словом рисует очень яркую картину золотой осени.
Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина "Осенняя песня"
- Какое настроение передаёт автор?
- Какой образ вам особенно нравится и почему?
- Кто такие духи осени?
- Что позволило нам так ярко представить эту картину?
- Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение)
- Прочитайте стихотворение С.Есенина.
- Назовите общие понятия, слова?
- Одинаково ли пишут поэты?
Как поэты говорят об осени?
(Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес.)
Д. Кедрин.Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.
С. Есенин.Солнце реже смеётся:
К. БальмонтИ редкий солнца луч.
А.С.Пушкин
- Для чего используются олицетворения?
- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.
V. Творческий отчёт групп. (Приложение 1)
- Слово вам, издатели книги. (Выступление детей).
- Спасибо за труд.
Художники
- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое - где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?
- Лес, точно терем расписной:
И.Бунин.
- Что изображали вы на своих рисунках?
- Кому машет дерево последним листом?
- В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.
И. Бунин " Листопад"
":Последний день в лесу встреча"
Музыканты
- Природа и музыка - эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем - то очень похожи.
- Когда впервые звучала музыка?
- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, где светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.
Выступления детей:
Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. (Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы "Времена года" композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по - своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
- " Времена года" являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
Фотокорреспонденты.
- Нам было интересно сфотографировать в нашем городе приметы осени.
Выступления детей:
Мы с мамой были на даче и сфотографировали осенние астры, грозди калины, на этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.
А мы сфотографировали центральную площадь города. Краснеют гроздья рябины и много золота - каштаны, тополя одели жёлтые наряды.
- В нашем городе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим произведением Софьи Пилипенко "Ах, эта осень!"
Ах, эта осень! Как прекрасна!
Сошла таинственно с небес,
Зажгла огонь калины красной
И превратила в сказку лес.На клёны брызнула багрянцем,
Дубы растрогала до слёз,
Позолотив листву их с глянцем.
Поколдовала у берёз.За косы потрепала иву,
Склонённую уже ко сну.
И улыбнувшись шаловливо,
Рукой взъерошила сосну.И как всепризнанный маэстро,
Способный снять с других накал,
Перед невидимым оркестром
Взмахнув рукой, открыла бал.Печально музыка звучала.
Рыдали скрипки в унисон.
Природа грустью отвечала,
Танцуя вальс "Осенний сон".Ну, а потом бродила долго
С глазами мокрыми от слёз,
И шаль её из супершёлка
Рвал сильный ветер и мороз.Внезапно сделавшись бесцветной,
Часами вглядывалась в даль.
И всё ждала тепла. Но тщетно!
Пора её прошла! А жаль!?
- Какое чувство? Какое настроение?
Дизайнеры
- Нам очень захотелось, используя различные материалы создать свои осенние картины.
- Эту работу мы назвали "Королева осеннего бала". Ажурное бальное платье, шляпа, всё сделано из осенних листьев. Использовали цветную бумагу. Это вырезная аппликация.
- Эту работу мы назвали "Осенний букет". Выполнена композиция в технике обрывной аппликации. В этой же технике мы выполнили ещё одну работу, которую назвали "Золотая осень плачет дождями".
- Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев. А затем создали образы животных и птиц. Вот что получилось.
Вывод:
- Ребята, вы создали удивительную красоту - словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
"Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!"
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура - она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
- Чему научились мы, работая над этим проектом?
- В заключение нашей работы мы исполним песню "Найди свой путь".