Методы и формы учебной деятельности:
Цели и задачи урока:
- Изучить главные черты географического положения Алтайского края.
- Ввести понятие о географическом краеведении как составной части географии.
- Развивать умения и навыки характеризовать географическое положение. Развивать навыки и умения работы с картой, таблицей.
- Закрепить умения и навыки школьников вычислять географические координаты.
- Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.
- Воспитывать чувства любви к родному краю и гордости за нее.
Опорные знания и умения. Понятие "географическое положение", особенности географического положения России, умение определять географические координаты объектов на карте и высчитывать расстояние в градусах и километрах вдоль параллели и меридианов.
Практическая работа: Определение географических координат крайних точек края и протяжённости с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Нанесение на контурную карту крайних точек края, границ края, границ районов. Обозначение соседних территорий.
Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта Алтайского края, атлас Алтайского края, фотографии с видами природных объектов края.
План урока:
- Характеристика географического положения края, границы Алтайского края.
- Административно-территориальное деление края.
- Практическая работа № 1. Заполнение контурных карт.
- Итоги урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1.Вступительное слово учителя. Фотографии с видами природы Алтайского края. (Приложение 1)
"Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем лучше знаю".
Юрий Константинович Ефремов.
"Наша природа - это кладовая
богатств и красоты.
В этой кладовой Алтай - особая дорогая шкатулка".
В. Песков.
"В Сибири ли мы? Едва можно верить сему очарованию. Прекраснейший климат, приятнейшее местоположение, орошаемое величественною, гордою, спокойною Обью. Этот край один из благословеннейших не только в Сибири, но и во всей России".
Так писал в письме дочери М.М. Сперанский - генерал-губернатор Сибири, находясь в Барнауле в августе 1820 г.
"Огромная, красивая земля с солнечным названием Алтай, на которой соединились опыт и мудрость множества народов и культур. Это край мужественных людей и фантастических возможностей, а значит, он просто обречен на процветание"
А.А. Суриков.
Алтайский край образован 28 сентября 1937. В 1991 из его состава выделилась Горно-Алтайская республика (с 1992 - Республика Алтай). Наш регион - Алтайский край - расположен в центре самого большого континента Земли - Евразии. Само название "Алтай" исходит из тюркско-монгольского наречия и означает "Золотые горы". Красива алтайская земля, разнообразны ее ландшафты, растительность, животный мир, богат край полезными ископаемыми, памятниками природы и истории человечества.
Но есть на самом юге Алтайского края чудесный уголок, где, словно на удивление, собраны во множестве неповторимые красоты. Алтайский край расположен в центре самого большого континента Земли - Евразии. В его границах разместились юго - восточная окраина Западно - Сибирской равнины и наиболее высокая и значительная часть Алтайской горной области.
Путешественник найдет здесь зеркальную гладь изумрудных озер и огромные пространства распаханных ныне степей, радующие глаз березовые перелески, лесные массивы из сосны, лиственницы, кедра. Густая сеть рек прорезала наши земли.
Большие запасы природных ресурсов, алтайская хлебная нива, развитое хозяйство - основа заслуженной славы и известности края. С просторов Алтая вышли в большую жизнь космонавты и писатели, знатные землевладельцы и садоводы, художники, врачи, учителя. В трудные годы войны плечом к плечу становились в боевой строй наши земляки и храбро защищали Родину от вражеских орд.
Алтай является важным экономическим районом России с разносторонним сельским хозяйством и крупной разнообразной промышленностью.
Алтай - березовые рощи с кукушкиными слезками в окрестностях родного села, таинственные урочища с волчьими следами, колки с зарослями черемухи и калины, земляничные поляны, извилистые речки, бобровые хатки по их берегам, запахи тайги и луговых трав.
Много живописных мест на Алтае - Телецкое озеро и Каракольские озера, Чуйский тракт и своенравная река Катунь, горные ущелья и покрытая ледниками Белуха:
Несказанная это страна - горный Алтай. Первозданность и нетронутость природы, суровый климат и места, где растут и плодоносят алмаатинские яблоки, величественные горы и прозрачные озера, бурные горные реки и альпийские луга. И синева - синева в десятки оттенков. Удивительной красоты природа Горного Алтая. Наверно, за этим удивлением и идут в горы туристы, плывут по бурным рекам на плотах и катамаранах, поднимаются по отвесным скалам и спускаются в узкие горы пещер.
Также славен Алтай и своей древней историей, своими революционными, боевыми и трудовыми традициями. Здесь героически сражались с колчаковцами партизаны во время гражданской войны, создавались первые на алтайской земле коммуны. Во время великой Отечественной войны тысячи жителей Алтая сражались на фронтах, а в тылу приближали победу его замечательные труженики.
Сейчас Алтай - это крупный туристский район, который ежегодно привлекает к себе тысячи путешественников. Многие люди приезжают из-за границы, чтобы увидеть своими глазами всю эту красоту, которую невозможно ни описать словами, ни передать жестами, ни запечатлеть не фотографиях. Это нужно видеть, это нужно почувствовать и ощутить на себе. Интерес к Алтаю растет с каждым годом. У края большое туристическое будущее.
2. Характеристика географического положения края.
- Введение понятия "географическое краеведение" (Приложение 2).
- Беседа о том, как выглядит Алтайский край на карте страны, каковы её размеры. (Приложение 3).
- Особенности географического положения края (анализ политико-административной карты Алтайского края, приложение 4 и 5):
а) сравнение по площади с другими государствами
б) протяжённость с севера на юг, с запада на восток, длина границы, виды границ (работа с атласом Алтайского края, записи в тетрадь)
в) пограничные территории (работа с атласом)
г) положительные и отрицательные черты ЭГП края (работа с таблицей).
Таблица № 1
Оценка ЭГП Алтайского края
Положительные черты | Отрицательные черты |
3.Административно-территориальное деление края (работа с политико-административной картой Алтайского края).
Определите, сколько районов входит в состав края?
Найдите на карте район, в котором вы живете.
С какими районами Алтайского края граничит Павловский район?
В какой природно-хозяйственный округ Алтайского края входит Павловский район?
Назовите и покажите на карте города Алтайского края?
III. Закрепление.
1. Рабата с картами и атласами. Беседа. [Карта Алтайского края, Павловский район на карте Алтайского края]
- найдите на карте России Алтайский край;
- назовите и покажите на карте, с какими субъектами Российской Федерации граничит Алтайской край;
- определить расстояние до ближайшего моря;
2. Практическая работа. По ходу объяснения нового материала учащиеся одновременно выполняют работу по контурной карте Алтайского края (Приложение 6).
Задание 1. Обведите красным цветом границы Алтайского края.
Задание 2. Отметьте звездочкой крайние точки, определить и подписать их географические координаты.
Подпишите названия пограничных субъектов Российской Федерации и независимых государств, с которыми граничит наш край.
Задание 4. Определите протяженность в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток.
Наибольшая протяженность:
- с севера на юг около 500 км.
- с запада на восток около560 км.
Для проверки усвоения нового материала можно предложить ответить на вопросы теста.
География края
1. Что означает слово "Алтай"? (Слово "Алтай" монгольского происхождения, означает "золотоносный").
2. Какова площадь Алтайского края? (167,85 тыс. км квадратных).
3. Назовите столицу Алтайского края. (г. Барнаул).
4. Сколько городов в Алтайском крае? (12 - Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск, Белокуриха, Славгород, Камень-на-Оби, Заринск, Алейск, Яровое, Змеиногорск, Горняк).
5. Сколько административных районов на территории Алтайского края? (60).
6. Какова численность населения Алтайского края. (2562 тыс. чел - 2003 г).
7. Назовите пограничные области. (Новосибирская, Кемеровская области; Казахстан: Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская области, Республика Алтай).
8. Какие государства могут разместиться на территории Алтайского края вместе взятые? (Австрия, Бельгия, Дания, Португалия).
9. Назовите здравницы Алтайского края, имеющие общероссийское значение? (г. Белокуриха, г. Яровое).
10. Какова примерная протяженность города Бийска вдоль рек Бии и Оби? (40 км).
11. Назовите место слияния трех крупных рек Алтайского края? (c. Одинцовка).
12. Назовите реки Алтайского края, которые не имеют стока в океан? (р. Кулунда, р. Бурла).
13. Назовите крупные озера нашего края? (Кулундинское, Кучукское, Горькое).
14. По каким рекам Алтайского края осуществляется водный туризм? (р. Песчанка, р. Бия, р. Катунь).
15. В Алтайском крае будет создаваться Всероссийский туристско-развлекательный комплекс. В каком районе и в каком селе он будет построен? (c. Солоновка - Смоленский район).
IV. Итог. Выводы.
Вопросы:
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)
- Покажите по карте, какие объекты были упомянуты на уроке? (Учащиеся показывают географические объекты).
V. Домашнее задание.
Повторить учебный материал. Подготовить характеристику географического положения Павловского района.
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.