Характеристика урока
В курсе информатики тема Этические и правовые нормы информационной деятельности человека изучается в рамках содержательной линии Основы социальной информатики. В ходе выполнения учебных проектов учащиеся часто используют информацию из литературы, электронных энциклопедий, мультимедийных изданий учебного назначения и т. д. Данный урок призван решить проблему правомерности такого использования информации. На изучение темы "Защита авторских прав" отводится один час.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об авторских правах на используемые программные продукты, познакомить с этическими и правовыми нормами информационной деятельности человека,
- формировать компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, потребителя);
- развивать навыки сотрудничества и делового общения в коллективе, обсуждения дискуссионных вопросов
Структура урока (45 минут)
- 1 этап (1 мин.) Организационный момент, сообщение темы урока постановка проблемы.
- 2 этап (5 мин.) Дискуссия по теме.
- 3 этап (3 мин) Определение принадлежности авторских прав на тот или иной ОИС
- 4 этап (3 мин.) Создание собственного копирайта
- 5 этап (10 мин.) Работа с электронным пособием, составление конспекта
- 6 этап (10 мин.) Изложение учителем основного материала урока
- 7 этап (10 мин.) Работа в группах
- 1 группа) Экспертиза по выявлению "пиратской" продукции.
- 2 группа) Составление списка используемых материалов.
- 8 этап (2-3 мин.) Подведение итогов урока
Наглядные пособия и технические средства обучения:
- диски с видео-, аудиозаписями, компьютерными программами (лицензионные и "пиратские"), книги, буклеты, и т.п.,
- электронное пособие "Защита авторских прав" (Приложение 1),
- листы учета используемых материалов (Приложение 2),
- класс, оборудованный ПЭВМ.
Ход урока
1 этап (1 мин.) Организационный момент, сообщение темы урока постановка проблемы.
На уроках информатики при создании презентаций мы пользовались различными программными продуктами, такими как электронные энциклопедии, учебники и т. п., заимствуя из них иллюстрации, тексты, элементы оформления.
Возникает вопрос: правомерны ли такие действия? Сегодня мы попытаемся решить эту проблему.
Тема сегодняшнего урока: защита авторских прав.
2 этап (5 мин.) Дискуссия по теме.
Программные продукты, которые мы использовали на занятиях, являются результатом творческих усилий программистов, художников-дизайнеров, педагогов, авторов статей и многих других, и являются объектом их интеллектуальной собственности (ОИС). ОИС - это результат деятельности ума, воплощенный в какой- либо материальной форме.
Примерами ОИС могут служить: литературные произведения, компьютерные программы, драматические и музыкальные произведения, произведения архитектуры:
- ? Какие примеры ОИС можете привести вы?
(кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и т.п.; произведения живописи, скульптуры, графики, и др.; произведения градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и аналогичные им; карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам).
- ? Назовите ОИС, авторами которых, являетесь вы?
ОИС являются объектами авторского права, то есть имеются законы, охраняющие права автора.
- ? Как вы думаете, охраняются ли законом произведения народного творчества (фольклорные произведения)? Почему?
Действительно, не являются объектами авторского права:
- произведения народного творчества (фольклор);
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Итак, вы автор программного продукта. Как заявить о своих правах?
Предполагается что разные авторы, работающие независимо, одно и то же содержание неизбежно воплотят в разные формы, то есть форма произведения уникальна. Поэтому для признания и осуществления авторских прав на компьютерную программу не требуется соблюдения формальностей: регистрации и т.д. Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания.
Автор, оповещая о своих правах, может начиная с первого выпуска в свет программного продукта использовать знак охраны Copyright, состоящий из буквы С в окружности, имени правообладателя и года первого выпуска продукта в свет. Иногда указываются также и другие данные.
Пример.
c Иванов И. И., 2004.
c Дизайн и анимация Петров П. П., 2003.
3 этап (3 мин.) Определение принадлежности авторских прав на тот или иной ОИС
- ?Выясните, кому принадлежат права на предложенный вам продукт.
(программу, видеозапись, книгу, аудиозапись:)
4 этап (3 мин.) Создание собственного копирайта
- ?Используя знак c, заявите о своих правах на созданную вами презентацию.
Примечание. Автор имеет личное право на имя - право определять форму указания имени автора в программе под своим именем, псевдонимом или анонимно.
После того как вы, используя знак "копирайт", заявите о своих правах, ваше творение окажется под защитой действующего законодательства Российской Федерации. Это законы "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Об информации, информатизации и защите информации".
5 этап (10 мин.) Работа с электронным пособием (Приложение 1), составление конспекта
О видах авторских прав вы узнаете из электронного пособия. Познакомьтесь с видами авторских прав и составьте конспект в тетради.
Пример конспекта:
Виды АП
- Авторские права подразделяются на личные и имущественные.
- Личные права не имеют экономического содержания.
Личные (неимущественные) права автора
- право авторства - право быть признанным автором произведения ;
- право на имя (см. Примечание выше);
- право на неприкосновенность (целостность) -защиту произведения от всякого искажения
Личные права НЕ могут быть переданы автором другому лицу.
Имущественные права
- право на ре продукцию, т.е. создание копий произведения;
- право на распространение любым способом;
- право на публичный показ;
- право на перевод;
- право на переработку, модификацию (аранжировку, редактирование);
- право на передачу имущественных прав другому лицу
Имущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию (заказу) работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не оговорено иное. Эти права могут передаваться на основе лицензионного соглашения другой фирме или дилеру.
Личные права имеет только автор. Фирма не может стать соавтором, ни тем более автором произведения.
- ? Кому принадлежат права на созданный Вами на уроке информатики продукт?
6 этап (10 мин.) Изложение учителем основного материала
Итак, авторские права возникли у автора и по закону или по договору переходят к иным правообладателям: фирме- работодателю или дилеру, распространяющему продукт. Наконец, экземпляр произведения попадает к пользователю.
Законом определены следующие случаи правомерного использования произведений:
- цитирование в объеме, оправданном целью цитирования, с обязательным указанием источника и автора.
- использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, звуко- и видеозаписях учебного характера в разумном объеме
- репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли в учебных и исследовательских работах, для проведения аудиторных занятий.
В школе учитель имеет право размножить статью (или учебное пособие) и раздать ученикам. Однако, копирование всего учебника целиком будет являться нарушением авторских прав.
Общее правило ограничения использования произведений: все права, явно не переданные правообладателем произведения пользователям, сохраняются за правообладателем. Это означает, что кроме описанных случаев свободного использования произведения, любое другое использование произведения допускается только с разрешения правообладателя.
Пример: Фильм только для домашнего просмотра.
Примеры нелегального использования ПО
- размножение программы, тиражирование нескольким конечным пользователям (включая продажу);
- установка нелицензионной копии программы на жесткий диск компьютера, предназначенного для продажи;
- использование легально приобретенной программы иначе, чем предусмотрено лицензией;
- копирование, дальнейшее использование или хранение взятой на прокат программы.
7 этап (10 мин.) Работа в группах
- 1 группа) В настоящее время нелегальная продукция просто заполонила наш рынок. Необходимо научиться отличать "пиратскую" продукцию. Предлагаю группе экспертов заняться этим вопросом и отобрать "пиратские" экземпляры из предложенных продуктов. Особое внимание уделите признакам, по которым можно отличить подделку от легального продукта.
- 2 группа) Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Вправе ли мы использовать информацию из различных источников, для создания собственного произведения? Да, но необходимо указать издание из которого мы заимствовали материалы и его автора.
Предлагается заполнить листы учета используемых материалов (Приложение 2).
На выполнение задания дается 6 минут, затем заслушиваются выступления учащихся.
8 этап (2-3 мин.) Подведение итогов урока
Итак, следует запомнить, что владеть объектом и владеть правами на него - далеко не одно и то же. Купив "пиратскую" копию программы, мы не получаем права даже на загрузку, мы получаем это право лишь при законном приобретении у законного дилера, но сами при этом не имеем прав на изготовление и распространение копий, для осуществления этих последних действий нам пришлось бы заключить лицензионное соглашение с правообладателем.
Домашнее задание: работа с электронным пособием для получения дополнительной информации.