"Математическая ярмарка" (внеклассное мероприятие по математике)

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • Проверить сформированность вычислительных навыков учащихся, их умение применять свои знания при решении нестандартных задач;
  • Развивать смекалку, аналитическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету, к поисковым решениям, воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, чувство сопереживания и формировать у детей "здоровое" соперничество, умение работать в группе

Оборудование:

  • Карточки-рисунки: фрукты, овощи, различные продукты, с обратной стороны написаны вопросы, задачи, ребусы, кроссворды и т.д. Каждое задание оценивается в баллах: 1, 3, 5 баллов
  • Тетрадь с пронумерованными задачами и ответами для быстрой проверки
  • Лотки с надписями: "Приемный пункт", "Овощи", "Фрукты", "Рыба", "Мясо"
  • Плакаты с вычислительными примерами для двух команд, плакаты с задачами
  • Флажки с надписью "Математическая ярмарка"
  • Костюмы для скоморохов, продавцов

Краткие советы по проведению:

Учащиеся заранее рисуют рисунки: фруктов, овощей, различных продуктов и сдают учителю.

Готовясь к празднику учитель с обратной стороны пишет задания и их оценивает.

На доске эпиграф

"Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит"
М.В.Ломоносов

Начало и конец соревнований проходит на фоне музыки "Коробейники"

Ход праздника

1. Вступление

Учитель: Сегодня мы с вами открываем неделю математики. Вы увидите, ребята, что в математике наряду со сложными и трудными вопросами встречаются интересные, увлекательные и занимательные задачи. Все вместе будем играть, решать, участвовать в конкурсах. А для того, чтобы на празднике было интересно, занимательно, весело и поучительно, вместе со мной в его проведении будут участвовать старшеклассники.

2. Представление старшеклассников

(Раздается задорная "русская плясовая", стучатся в дверь)

Учитель:

Ой, ой, ой, народ честной
Заходи смелей, не стой
На улице мороз, береги свой нос.

Скоморох 1:

Эй, веселей собирайся народ!
Ярмарка, ярмарка в гости идет.

Скоморох 2:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гулянье
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет.

Скоморох 3:

Ждет Вас множество затей:
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
Сладкого чайку напиться.

Скоморох 4:

Здесь задачи продаются
А еще примеры есть.
Голоса здесь раздаются
Здесь и музыка и смех
И поэтому сегодня
Приглашаем в гости всех!

(Звучит песня "Коробейники")

Продавец 1:

Покупайте, рыбу свежую, мороженую, копченую!

Продавец 2:

А вот овощи, фрукты, свежие, вкусные, просятся в корзину.

Продавец 2:

Апельсин, абрикос, ананас и айва -
Все на букву "а" покупай, налетай детвора.

Продавец 3:

Продается мясо:
Курица копченая,
Мясо запеченное,
Поросенок в свежем виде,
Индюшонок и баран
Продадим скорее Вам.

Продавец 4:

Продается говорящий попугай, заморская божья коровка - гроза всех полей и огородов.

Скоморох 1:

А продукты - не простые,
В них задачи золотые
В них примеры, прибаутки
В них есть игры, танцы, шутки.

Скоморох 2:

Если все ты будешь знать,
То получишь лишний балл.

Скоморох 3:

А не сможешь дать ответ
Балл получишь ты едва ль

Скоморох 4:

А теперь, а ну, ребятки,
Вы разбейтесь на команды.
Будете вы состязаться, а
Мы будем развлекаться!

Скоморох 1:

Здесь команда "плюс" и я с отвагой в бой с друзьями ринусь славный.

Скоморох 2:

А моя команда "минус", ну и я не подведу и друзьям я помогу!

Скоморох 3 и 4:

Все садитесь по местам, а потом
Уж все к лоткам.

3. Разминка (проводят скоморохи)

Примечание: В ходе Разминки ребята покупают продукты, решая задачи, и сдают в приемный пункт. Кто больше решит, тот получит больше баллов.

1. Скоморохи берут картинку - рисунок с заданием, предлагают его купить, читают вопрос, команды по очереди отвечают. Если ответили правильно, то рисунок с изображенным продуктом передается команде, т.е. команда его купила и набрала соответственно определенное количество баллов (приложение).

  1. Летела стая гусей - один гусь впереди, два позади, один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько их было?
  2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно, чтобы сварить 5 яиц?
  3. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге еще 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?
  4. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?
  5. Когда мы смотрим на цифру, а говорим 10?
  6. В полдень из Москвы в Орел вышла грузовая машина со скоростью 60 км/ч.Часом позже из Орла в Москву выехал мотоцикл со скоростью 60 км/ч. Когда они встретятся, кто из них будет дальше от Москвы?
  7. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
  8. Трое играли в шашки, всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?

4. Командные игры-конкурсы

1. Игра "Не собьюсь"

Участники: по 5 человек от каждой команды.

По сигналу ведущего они по очереди начинают счет: 1, 2 и т.д. до 30. Числа, содержащие 3 или делятся на 3, называть нельзя.

Играющий, который должен был назвать запретное число, подпрыгивает и говорит "не собьюсь". Счет ведется так: один, два, (прыжок),4,5. семь, восемь, (прыжок) и т.д. Кто ошибается, произнесет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя, выходит из игры, и счет начинается сначала.

2. Игра "Поспевай - не зевай"

Оборудование: мяч, табуретки или стулья по числу участников игры.

Участвуют все учащиеся обеих команд. Команды "ПЛЮС" и "МИНУС" усаживаются друг против друга. Вести счет в пределах 100. Одному из участников дают мяч, и он начинает игру: называет составленный им пример (16 ? 4) и бросает мяч игроку другой команды. Тот ловит и называет ответ к заданному примеру (64), а бросая мяч противникам, продолжает условие (например, вычесть 7). Следующий игрок, поймав мяч, называет ответ, а, бросая его, указывает новое задание и т.д. Участник, допустивший ошибку при решении выбывает из игры. Также выбывает и тот, кто задал неверное условие (например: 12-15) или нарушивший первоначальное условие, например, назвал числа, которые при сложении дают сумму больше 100. Выигрывает та команда, у которой сохранилось больше играющих.

3. "Займи свое место"

Оборудование: двойные карточки с номерами от 1 до 20 (два комплекта).

Участники (по 10 человек из каждой команды) выбирают капитанов. Учитель раздает в сложенном виде карточки так, чтобы номер карточки не был виден. Указывает линию, по которой каждая команда должна выстроиться.

После команды "Раскрыть карточки и построиться!" каждый участник игры должен занять в порядке номеров свое место в строю, держа перед собой раскрытую карточку. Капитан быстро проверяет правильность построения и помогает отдельным участникам найти свое место. Когда все построятся, по команде капитана участники рассчитываются по порядку номеров, после чего капитан поднимает руку. Выигрывает команда, которая правильно построилась.

4. Математическая эстафета

Оборудование. Карточки по числу участников. На карточке с одной стороны записан пример для устного вычисления, а на другой стороне - ответ к предшествующему примеру. Карточки пронумерованы. Набор карточек для каждой команды особый, но равнозначный по сложности.

Играют по 10 человек от двух команд. Карточки раскладываются на столе для каждой команды отдельно, чтобы видны были только ответы. Участники каждой команды становятся друг за другом. По команде учителя капитаны команд подходят к столу, берут отложенные первыми карточки и подают их первым членам своих команд. Ученик, получив карточку, устно вычисляет и, узнав результат, подходит к столу, находит карточку с ответом, совпадающим с результатом его решения, берет эту карточку, а затем передает ее второму члену своей команды. Последнюю карточку получает капитан команды, который, сделав вычисления, сообщает ответ учителю. Этот ответ позволяет учителю судить о правильности произведенных вычислений. Выигрывает команда, выполнившая все задания правильнее и быстрее других.

5. Игры-конкурсы для капитанов

1. У кого лучше глазомер?

Участники игры (по одному человеку из каждой команды) берут по листку нелинованной бумаги и на глаз прочерчивают по линейке без деления отрезки заданной длины. Длина отрезков устанавливается играющими команд-соперников. Например, играющие договорились чертить отрезки длиной: 1) 5 см; 2) 8 см; 3) 14см; 4) 11см; 5) 9 см; 6) 15 см. Выигравшим считается тот, кто начертит отрезок на глаз (хотя бы один) заданного размера или почти не отличающийся от заданного.

2. Лучший счетчик

На доске или на отдельном листе написано 6-10 примеров для устного счета. Приглашаются два участника (по одному человеку из каждой команды). Они становятся спиной к доске. Учитель указывает пример. Играющие, находящиеся за партами, устно решают этот пример. Один из учеников называет ответ. С разрешения руководителя оба ученика одновременно поворачиваются лицом к записанным примерам и отыскивают тот из примеров, который был указан. Выигрывает ученик, который первым указал правильно пример.

6. Личные конкурсы

1. Попади точно

На площадке чертят мелом два круга с общим центром и бросают в них по очереди с расстояния восьми шагов от центра плоский камешек или грузило. За попадание в меньший круг засчитывается 5 очков, в больший - 2 очка. Выигрывает тот, кто первым набирает не менее 20 очков. Победитель имеет право каждому игроку предложить решить пример.

2. Выигрывает последний

На стол кладут 15 ил 17 орехов, кубиков или других предметов. Каждый из двух игроков по очереди берет со стола от одного до трех предметов за раз. Выигрывает тот, кто берет последний предмет.

3. Побеждает четное число

На стол кладут 13 или 15 палочек, фишек или каких-либо других предметов. Каждый из капитанов должен по очереди взять один или два предмета по своему усмотрению. Выигрывает тот, кто наберет четное число предметов.

(Звучит песня "Коробейники")

7. Представление старшеклассников: пока подводятся итоги, детям скоморохи читают пожелания и показывают фокусы.

Скоморох 1:

Мы желаем вам расти и не скучать,
Мам и бабушек не огорчать
И просить прощенья
За любые огорченья.

Скоморох 2:

Закаляться всем желаю и умнеть
И за целый год ни разу не болеть,
Никогда не зазнаваться
И от лени избавляться,

Скоморохи:

А в следующем году
Проведем другую мы игру!

Подведение итогов :