Я работаю учителем английского языка МОУ «Гимназия «Исток» г. Великий Новгород. Обучаю детей 2-11 классов. Анализируя опыт своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что умело построенное обучение, воспитывает у школьников любовь к умственному труду, стимулирует поиск новых знаний. Большое значение в стимуляции познавательной деятельности младших школьников имеет положительная оценка, одобрение учителем и одноклассниками. Доминирование эмоциональной сферы над рациональной, высокий познавательный интерес и активность, творческий импульс – это особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому, моя задача – учесть эти особенности с пользой для ребенка и высоким обучающим эффектом на уроках английского языка. Однообразные виды деятельности на уроке: многократные повторения за учителем неинтересны детям, они теряют интерес к предмету. Это заставило меня думать о таких формах урока, которые поддерживают устойчивый интерес к предмету, повышают мотивацию к учению. Такой эффект дает использование системы игровых моментов на уроках английского языка.
Роль игра как эмоционального фактора на уроках высока. Игра способствует непроизвольному запоминанию, содействует синтетическому восприятию, которое преобладает у младших школьников. Память детей в этом возрасте непроизвольна, они быстро и легко запоминают то, что им нравится, а нравится детям этого возраста – играть. Игра является своеобразной формой деятельности ребенка, поэтому необходимо использовать ее на различных этапах урока для развития всех видов речевой деятельности.
Первоначально я использовала игры, разработанные моими коллегами, искала их в различных пособиях, потом я стала придумывать свои игры для уроков.
Анализ своей педагогической деятельности подсказал мне, что использование игровых моментов способствовало более эффективному усвоению языка, развивало коммуникативные способности детей, позволяло сформировать определенные навыки общения на английском языке, что позволяет повысить качество обучения и воспитания младших школьников.
Особым моментом в системе игр является ролевая игра. Исполняя ту или иную роль, ребенок усваивает общечеловеческие нормы поведения, главные жизненные ценности, то есть игра становится средством социализации школьника. В игре не страшно ошибиться, интересно соревноваться и побеждать; они создают атмосферу эмоциональной напряженности, хорошего настроения на уроке. Во всех ролевых играх, начиная со второго класса, используются элементы костюма, маски животных, муляжи овощей или фруктов, яркие игрушки по теме.
При изучении темы «Shopping» в 4 классе мы играем в Toy Shop. На доску магнитом прикрепляется табличка «Toy Shop». Один из детей – продавец, остальные – покупатели. На столе расставляются яркие игрушки, которые можно «купить». Дети по очереди подходят к продавцу за «покупкой», нужно быть вежливым с продавцом:
Продавец – Hallo! Come in please!
Покупатель – Good morning!
Продавец – What do you like to buy?
Покупатель – I’d like to buy a bear (a ball, a cat)?
Продавец – Here it is!
Покупатель – Thank you very much.
Продавец – You are welcome? Come again!
Покупатель – Thank you? Good bye!
Так как дети нуждаются в смене видов деятельности, то можно использовать на уроках подвижные игры и настольные. Например «Лото». Карточки рачерчиваются на квадраты, которые заполняются рисунками по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Игрушки» и т.д. Дети делятся на две команды, каждая получает по 2-3 карточки по теме урока и квадратики, на которых по-английски написаны слова: названия животных, одежды, овощей, фруктов, еды и т.д. Каждая команда должна закрыть картинки на карточках квадратиками с их названиями. Детям интересно соревноваться, победить.
Перед игрой командами я пишу на доске девиз «One
for all and all for one». Такая игра развивает дух
коллективизма, желание помочь друг другу, умение
работать в коллективе.
При обучении диалогической речи эффективно
использовать на уроке кукол, которые «говорят»
друг с другом, проигрывая различные ситуации.
Ситуация «Здравствуйте. Это – я» во втором
классе.
Дракончик Сэмми «разговаривает» с медвежонком Тедди:
Сэмми – Hi, Teddy!
Тэдди – Hello? Sammy!
Сэмми – How are you?
Тэдди – Thank you? I’m fine, and you?
Сэмми – I am OK.
Тэдди – Good bye!
Сэмми – Good bye!
Используя кукол можно отрабатывать любые умения, вводить новую лексику. Учебная игра способствует выполнению важных методических задач:
- создает психологическую готовность детей к речевому общению;
- обеспечивает многократное повторение языкового материала;
- учит выбирать необходимый речевой вариант.
Для закрепления и тренировки материала я
использую на уроках игру с мячом. Игра «Animals»:
ведущий бросает мяч одному из учеников, стоящих в
кругу и называет животное по-русски, ученик ловит
мяч и называет животное по-английски.
При закреплении лексических единиц по теме «Food»
можно играть в «Съедобное – несъедобное».
Учитель или ведущий бросает мяч ученику и
называет различные продукты и предметы, если это
слово «съедобное», то ученик ловит мяч и говорит
«Yes», если предмет «несъедобный» – No.
К фонетическим играм относится серия специально
отобранных детских стихотворений, считалок,
рифмовок. Работа над каждой игрой состоит из двух
этапов:
- разучивание стихотворения (рифмовки) с учениками;
- театрализация стихотворения.
Дополнительно я работаю над произношением, а дети получают необходимую разрядку на уроках.
Дракон Сэмми сделан из плюша, он не может ни стоять, ни сидеть, он очень мягкий (limp). Он рассказывает детям стихотворение о себе:
I’m a limp red dragon
I have no bones
My arms are limp
I’m a limp red dragon.
После этого Сэмми предлагает детям поиграть в «тряпичных кукол»:
Children, you are rag boys and girls Relax, your arms are limp, your necks are limp.
Дети выучили рифмовку, по-очереди изображали куклу, которая пытается то встать, то сесть. При этом я стараюсь обучать детей произносительной стороне речи на основе общения, превращая ученика в субъект обучения.
Игры можно использовать на различных этапах урока, в зависимости от подготовленности учеников, материала урока, цели урока. Системный характер работы с начальной ступени обучения дает положительные результаты. Диагностика и система контроля свидетельствует о том, что у ученика сформированы следующие коммуникативные умения:
- умение диалогического общения со сверстником или взрослым в рамках учебных ситуаций;
- умение делать связные высказывания о себе, выражать отношение о прочитанном, увиденном, услышанном;
- умение понимать и реагировать на высказывание собеседника;
- умение понимать несложные стихи, рифмовки, тексты;
- умение написать короткое письмо, открытку сверстнику.
Кроме навыков и умений у ученика формируется стойкий интерес к предмету, культуре, обычаям, традициям страны изучаемого языка. Формируется высокий уровень мотивации, осознанная потребность в овладении знаниями по предмету, создает благоприятный психологический климат на уроке, а главное – формирует коммуникативные способности учеников на уроках английского языка.