Формирование семантической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Речевые нарушения у детей дошкольного возраста с отклонениями интеллектуального развития многообразны и сложны по симптоматике, чаще они связаны с недоразвитием познавательной деятельности. Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушение речи отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Из психологических факторов, обуславливающих особенности речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта, главным является нарушение познавательной деятельности и психической деятельности в целом. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция), конкретность и поверхностность мышления, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, что нарушает процесс овладения речевой функцией. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, у детей с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка. Все это приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому семантический дефект у детей с интеллектуальным недоразвитием является преобладающим (Р.И. Лалаева). Из-за общего недоразвития аналитико-синтетической деятельности у детей с нарушением интеллекта с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка.

Автором разработаны ряд занятий, направленных на формирование пассивного и активного словаря у дошкольников с нарушением интеллекта, на развитие понимания и актуализацию слов с обобщающим значением, развитие понятийного аспекта значения слов, что успешно способствует формированию у них синтагматических и парадигматических связей слов, формированию семантических полей. В занятии использовано составление детьми синквейна - белого стихотворения, что значит в переводе с французского "пять строк". Представленное занятие является заключительным, уточняющим знания детей по пройденным лексическим темам.

Тема: " В мире много разных слов..."

Цели:

  • Активизация слов обобщающего значения, развитие понимания родовидовых отношений между словами; актуализация пассивного словаря через употребление синонимов, антонимов. Развитие связной речи через составление синквейнов.
  • Формирование мыслительных операций - обобщения, анализа и синтеза, вербальной памяти.
  • Воспитание речевой активности, чувства языка.

Оборудование: Предметные картинки по пройденным темам, мяч, схема синквейна, карандаши, точечные изображения предметов.

Ход занятия

Развитие мыслительной деятельности, вербальной памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мимики, эмоций

 

 

Расширение словаря, развитие умения подбирать нужное слово

 

 

Развитие мыслительной деятельности

 

 

 

 

Развитие грамматического строя речи, словаря

 

 

Развитие мышления, умения выделять существенные признаки

 

 

 

 

 

Активизация словаря антонимов, развитие общей моторики

 

 

Развитие мыслительной деятельности, связной речи

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики кистей рук

 

Оценочная деятельность, рефлексия

I. Оргмомент.

1. Д/и "Слово напомнит картинку". Логопед показывает предметные картинки, называя их словом, обозначающим родовую принадлежность предмета: самолет - транспорт, кошка - домашнее животное, шуба - одежда и т.д. Затем картинки закрываются, педагог называет обобщающее слово, а дети должны назвать, что изображено на картинке.

II. Основная часть.

1. Д/и "Добавь словечко"

Ложка - это ложка,
Ложкой суп ...(едят)
Кошка - это кошка,
У кошки семь ...(котят).
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру ...(стол).
Шапка - это шапка,
Оделся и пошел...
А я придумал слово,
Смешное слово - плим.
И повторяю снова -
Плим, плим, плим.
Не прыгает, не скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
И. Токмакова

- Что такое "плим"? Правильно, это слово ничего не обозначает. (Детям прелагается сказать слово "плим" с разной интонацией). Но мы с вами живем в мире, в котором очень много разных вещей и предметов. Вы знаете, что у каждого предмета есть свое название. У некоторых предметов несколько названий.

2. Д/и "Назови другим словом"

  • воин - солдат, боец
  • друг - товарищ
  • мороз - холод
  • сырость - слякоть
  • радость - веселье

3. "Четвертый лишний".

Дети выделяют лишнее слово без предъявления картинок и объясняют, почему.

  • Стол, кровать, диван, окно.
  • Юбка, платье, шорты, кепка.
  • Автобус, троллейбус, грузовик, самолет.
  • Кошка, корова, собака, волк.
  • Огурец, помидор, малина, лук.

4. Д/и "Объяснялки".

Ребенок выбирает картинку и, не показывая её остальным детям, описывает, не называя изображенного предмета, так, чтобы дети поняли, что на ней изображено.

5. Д/и "Умный стульчик"

Ребенок-ведущий садится лицом к детям, педагог за его спиной показывает какую-либо картинку детям так, чтобы ведущий не видел, что на ней изображено. Задавая вопросы, ребенок должен определить, что нарисовано на картинке. Дети отвечают только "Да" или "Нет".

Примеры вопросов:

- Это животное?

- Это мебель?

- Она большая?

- На ней сидят? И т. п.

6. Д/и "Говори наоборот" - игра с мячом.

День -...ночь, веселье - грусть, холод - тепло, надеть- снять, говорить - молчать, найти - потерять, добрый - злой, чистый - грязный, пустой - полный и т.п.

7. Д/и "Составь синквейн"

Дети выбирают картинку на любую тему, составляют синквейн, пользуясь схемой.

Пример:

Огурец.
Хрустящий, зеленый.
Растет, хрустит, зеленеет.
Я люблю свежие огурцы.
Огород, овощ, лето.

8. Подготовка руки к письму.

Д/и "Узнай предмет" - обведение предмета по точкам.

III. Итог.

Понравилось ли вам занятие? Что было интересно? Что было трудно?

Литература

  1. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]: программа / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М: Просвещение, 2005. - 272 с.
  2. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные дошкольные учреждения [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с.
  3. Игнатьева, С.А., Блинков, Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие / С.А. Игнатьева, Ю.А.Блинков. М: ВЛАДОС, 2004. - С. 121-132.
  4. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: пособ. для логопеда / Р.И. Лалаева. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с., илл.
  5. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольников в играх [Текст]: пособ. для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС". - 128 стр., илл.