Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством писателя, автора книг о животных, Игоря Ивановича Акимушкина;
- развивать внимание и память детей;
- прививать любовь к чтению, воспитывать бережное отношение к природе
Подготовка детей к уроку: чтение произведений И. Акимушкина, создание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Ход урока
1. Организационный момент.
Настроимся на урок.
Дети хором произносят слова
Слушать внимательно.
Делать всё старательно.
Вести себя прилично
И получать отлично.
2. Вводная часть.
Ребята, послушайте слова (слайд 1)
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Как вы поняли, что это за храм, о котором говорится в стихотворении?
Чему нас учат эти слова?
- Кто из этих людей на портретах вам знаком?
3. Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир природы и будем разгадывать её тайны. А поможет нам в этом известный писатель - Игорь Иванович Акимушкин. (слайд 2)
Давайте познакомимся с его биографией (слайд 3-4)
Дети внимательно слушают и читают, так как им необходимо будет ответить на вопросы. (слайд 5)
- Где и в каком году родился писатель?
- В каком году появилась его первая книга и как она называлась?
- Как называется самый известный труд этого автора и какой материал там собран?
4.Следующая страничка "Жила-была белка".
Отгадайте загадку:
Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица.
Белка (слайд 6)
Расскажите, что вы узнали о белках из прочитанных дома рассказов Акимушкина.
5. Страничка "Жил-был волк".
Отгадайте загадку:
Кто зимой холодной бродит в лесу
Злой, голодный.
Волк (слайд 7)
Обратите внимание на то, что волки живут в стае. Но сильные волки, выбрав себе подругу, уходят весной из стаи и заводят семью. Слабые менее счастливы. Они не живут своим домом, они что называется "нанимаются" в няньки к своим братьям и помогают воспитывать волчат. Охраняют их, приносят им добычу, любят чужих волчат, как своих детей.
6. Ребята, а ведь животные сами могут рассказать о себе. Давайте послушаем диалог зайца и медведя.(дети показывают сценку)
"Заяц и медведь"
- Белка на зиму грибы запасает, Бурундук - орехи. А ты, Медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю - что лопать-то станешь?
- Ты, косой, за меня не волнуйся. Я брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На-ко, пощупай, сколько я сало под шкурой припас - на всю зиму хватит. Я по лесу не зря шатаюсь, я сало коплю. Что и тебе, косой, советую.
- Э-Э, Медведь, какое там сало. Нам, зайцам, в лесу не до жиру быть бы хоть живу!
- Кого вы узнали?
- Как животные проводят зиму?
7. Страничка "Жил-был ёж".
Отгадайте загадку:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной.
Ёжик (слайд 9)
Существует 20 различных видов ежей. У нас в стране 4 вида:
- Обыкновенный
- Даурский (он живёт в Сибири)
- лысый (живёт в Средней Азии)
- ушастый (живёт на юге страны)
Есть одна странная повадка у ежей. Говорят, что они воруют яблоки. Накалывают на иголки и уносят. Но ведь ежи не едят яблоки, они насекомоядные. Как вы думаете, зачем им яблоки?
Учёные заметили, что у ежей есть страсть к различным пахучим веществам. Они натыкают на себя окурки, зёрна кофе и другое. Взъерошив иглы, ежи как бы дезинфецируют себя. Травят паразитов: блох, клещей, кожеедов.
- Какую пользу приносят ежи?
Они уничтожают много разных вредных насекомых, слизней. Гнёзда мышиные разоряют. Может расправиться с гадюкой и ящерицей.
- Кто нам расскажет о ежах?
Сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением этого автора. О ком этот рассказ вы узнаете, если поработаете в группах.
(по группам разгадывают кроссворды и определяют, что тексты будут о кролике) Задание по группам: каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы.
- Чем кролик на зайца похож.
С виду кролик вроде совсем как заяц. Такие же у него длинные уши и задние ноги, такой же короткий хвост, такая же морда. Но повадками кролик на зайца не похож.
Крольчата появляются на свет в норе, на подстилке из травы и пуха.
Так вот, родились крольчата. Совсем маленькие. Голые, без шерсти, слепые, глухие. Едва ползают. Недели через две только глаза у них откроются.
Мать - крольчиха своих детей почти не покидает. Побежит, листочков каких - нибудь поест и опять спешит в норку к своим малышам. Когда кормит их молоком - сидит, а не лежит, как крольчиха.
А как же кролик отец? Он с семьёй не живёт, о детях не заботится. Гуляет сам по себе.
А вот заяц всегда охраняет зайчат. Малых врагов смело прогонит прочь. Больших, с которыми не справится, старается к себе привлечь, чтобы они за ним побежали и уводит далеко от зайчат.
А те совсем беспомощные. Не слепые, как крольчата. И не в норе рождаются, а прямо на земле, в ямке. Как появились на свет, сразу же бегать умеют. Мать скоро их одних оставляет. Может, только на другой день прибежит к ним. За всю их жизнь она, бывает и покормит их молоком всего несколько раз. Да больше недели и не кормит. А потом они уже сами всякую зелень едят.
Если чужая зайчиха найдёт притаившегося зайчонка, то обязательно покормит, а не побежит мимо. А вот у кроликов нет такого порядка: крольчиха чужих детей кормить не будет.
- Чем отличаются кролики от зайцев?
- Как живут кролики.
Диких кроликов в нашу страну привезли в прошлом веке. Обосновались они на юге Украины. Где-нибудь под Херсоном или Одессой, на пустыре, на берегу моря, у обрыва оврага можно найти норы кроликов. Их всегда несколько рядышком.
Норы уходят вниз и ведут к гнезду - уютному жилищу. Оно всегда аккуратно выстлано травой и самым настоящим кроличьим пухом. Крольчиха выщипывает его у себя на брюхе, чтобы крольчатам мягче было теплее.
В норках кролики прячутся днём. Но тоже не всегда. Если место глухое и безопасное, кролик частенько и днём дремлет где-нибудь под кустом.
Глаза у кролика большие. Такие большие, что прикрыть их как будто и век не хватает. Так и спит он с открытыми глазами. А сон у кроликов раз по двадцать в день.
Ночью у них кормёжка. Едят они одну траву. Зимой, конечно, ему приходится грызть молодые ветки, корни, семена и сухую траву.
Когда поблизости есть огород, кроликов не остановить никакими заборами.
Как мать защищает своих крольчат? Если услышит, что к норе приближается опасный враг, то выскочит. Звучно так затопает задними лапами, хочет, чтобы враг за ней погнался и не тронул её крольчат. Крольчиха уведёт за собой врага и скоро вернётся окружным путём к норке.
1. Что узнали о жизни кроликах?
Породы кроликов.
Давно уже люди приручили кроликов и разводят их домашних питомцев. И разные породы вывели - всего шестьдесят.
Самый большой кролик - фландр, или бельгийский великан. Длиной от носа до хвоста почти метр. Весит около 9 килограммов. Уши такие длинные, что кролик торчком их держать не может. Они стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, чёрные и белые.
- Самый маленький кролик - мадлена. Он весит в 10 раз меньше великана.
- Самый лохматый - ангорский. Вид у него забавный - пушистый белый комочек. Уши поднимает, а на них пышные кисточки. Весь он оброс длинной шерстью, до 80см длина.
- Самый красивый кролик: Весь белый, как снег, а уши, ноги, кончик носа и хвоста - чёрные.
Японцы вывели такого кролика: по телу у него пятна трёх цветов - белые, жёлтые и чёрные. Одна половина головы чёрная, а другая - жёлтая. Так же и уши. Одно чёрное, другое жёлтое.
Немецкий пятнистый кролик похож на русского. Белый, а уши и "очки" вокруг глаз, нос и полоса вдоль спины - чёрные.
Есть ещё и другие. Например, венский голубой кролик.
- Расскажи о породах кроликов.
Посмотрите, сколько интересных рисунков вы приготовили по прочитанным произведениям Акимушкина.
Закончить урок хочется замечательными словами писателя.
8. Итог урока: (слайд 11) Природа - это живой яык, увлекательный, полный тайн и загадок. Прислушайся и познай его.