Введение
Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления качеством образования через мониторинг контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.
Мониторинг качества общего образования представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы общего образования, а также об удовлетворении образовательных запросов обучающихся. Это специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений с целью корректировки и принятия управленческих решений для положительной динамики состояния объекта.
Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени.
Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами РФ.
1. Цель и задачи мониторинга
Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- систематически и всестороннее изучать состояния системы и качества реализуемого образования;
- получать достоверную и объективную информацию об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;
- создать механизм мониторинговых исследований;
- создать информационные банки данных системы образования для систематизации информации, повышения оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков, формируемых на различных уровнях системы образования;
- координировать деятельность всех субъектов мониторинга;
- совершенствовать технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники;
- своевременно выявлять изменения в учебно-воспитательном процессе и вызвавших их факторов.
2. Объекты и инструменты мониторинга
2.1. Объектами мониторинга могут быть:
- любые структурные элементы образовательных систем различных уровней:
- ученик;
- педагог;
- класс;
- классы;
- компоненты образовательного процесса:
- условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические);
- организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание);
- содержание учебно-воспитательного процесса (цели, образовательные и учебные программы, календарно-тематические планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики);
- результаты (качество знаний, умений, навыков обучающихся; качество обученности обучающихся; качество обучения; творческая деятельность педагогов и обучающихся, физическое здоровье и нравственно-психологическое состояние обучающихся; готовность обучающихся к продолжению образования);
- взаимодействие систем с окружающим социумом.
Рисунок 1. Показатели качества образования.
2.2. Инструменты мониторинга:
- контрольно-измерительные материалы;
- анкеты;
- психологические тесты;
- портфолио обучающихся и педагогов.
3. Основные направления мониторинга
К основным направлениям мониторинга относятся:
- соблюдение законодательства;
- обеспечение обязательности общего образования;
- оснащенность образовательного процесса;
- качество обученности и обучения;
- уровень учебных достижений;
- состояние здоровья обучаемых и воспитанников;
- профессиональное мастерство педагогов;
- структурный и функциональный анализ образовательных систем;
- состояние делопроизводства;
- организация управленческой деятельности;
- эффективность воспитательных систем;
- выполнение социального заказа;
- психологический климат в образовательной системе;
4. Организация и управление мониторингом качества образования
Мониторинг осуществляется администрацией школы, руководителем методического совета, руководителями методических объединений, учителями.
Технология проведения мониторинга предполагает определение целей, объектов, задач, сроков мониторинга; осуществление сбора информации; обработку и анализ полученной информации; определение методов и способов коррекции, если это необходимо.
Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством информационных технологий. Обработка данных осуществляется на основе собственных разработанных программ, помогающих автоматически обрабатывать и анализировать собранную информацию (на основе Microsoft Excel (Приложение 1), Microsoft Access). Банк данных о состоянии объектов мониторинга пополняются каждую четверть.
5. Этапы реализации программы (годовая циклограмма)
Организационный этап: май-июнь
- Разработка программы, сбор имеющейся информации учебно-воспитательного процесса.
Практический этап: в течение учебного года
- Формирование единого банка данных сопровождения мониторинговых исследований.
- Оценка качества обучения.
- Выявление динамики изменений значений основных показателей качества образования, развития способностей и личности обучающихся.
- Выявление факторов (позитивных и негативных), повлиявших на состояние учебно-воспитательного процесса.
Аналитический этап: май - август
- Анализ полученной информации и разработка рекомендаций по повышению качества образования.
- Апробация выработанных рекомендаций.
- Определение уровня удовлетворенности учебно-воспитательного процесса участниками образовательного процесса.
6. Целевая группа
Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководитель Методического Совета, педагогические работники (учителя-предметники, педагоги-психологи).
7. Ожидаемые результаты
- Формирование модели управления качеством образования в средней общеобразовательной школе № 53.
- Выявление положительной или отрицательной динамики изменяющихся показателей объектов мониторинга.
- Выработка управляющих воздействий на условия и факторы, определяющие достигнутое качество, с целью минимизации обнаруженных отклонений.
- Создание банков данных:
- здоровье обучающихся 1-11 классов;
- качество образования школьников: данные результатов четвертей (полугодия), года, итоговая аттестация, ЕГЭ;
- достижения обучающихся и учителей: олимпиады, конкурсы, конференции: участие и призовые места;
- уровень методической грамотности учителей (владение педагогическими технологиями, профессиональные дефициты);
- учебно-методические комплекты, используемые учителями школы.
8. Список литературы
- Бернадский М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса. // Народное образование, №7, 2002.
- Воронцова Т.В., Лядова Л.Н., Миков А.И. Проект региональной информационной системы мониторинга образования. // Стандарты и мониторинг в образовании, №4, 2002г.
- Грабарь М.И. Проблема измерений и проверка гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2001.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Арена, 1994., 223 с.
- Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога. // Стандарты и мониторинг в образовании, №3, 2004г.
- Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и Мониторинг, 2001.
- Майоров А. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием. // Народное образование, №8, 2000.