Тема: Звуки [ д ] и [ д' ], буквы Д, д
Цели:
- познакомить детей со звуками [ д ] и [ д' ];
- формировать навыки беглого чтения, используя слоговые таблицы;
- работать над слого-звуковым анализом слов при помощи игры «Лесная школа»;
- уделять внимание лексической работе;
- развивать познавательные интересы и способности
Оборудование:
- Куклы Марина и Ирина, символизирующие гласные и согласные звуки и буквы.
- Слоговые таблицы.
- Дидактическая игра «Лесная школа».
ХОД ИГРЫ
I. Повторение изученного материала, актуализация знаний
– Ребята, сегодня у нас на уроке куклы Марина и
Ирина. Марина в красном сарафане, собирает только
гласные буквы и звуки, а Ирина-модница собирает
согласные буквы и звуки. Когда Ирина в синем
сарафане, она собирает твердые согласные звуки, а
когда в зеленом, то мягкие.
Подружки перепутали свои буквы и просят Вас,
ребята, расставить буквы на свои места. Гласные к
Марине, согласные к Ирине.
– Марина просит помочь выполнить следующее
задание: разделить карточки с гласными буквами
на две группы: в первой группе – гласные,
обозначающие мягкость согласных, а во второй –
обозначающие твердость согласных (работают два
ученика у доски).
Ирина принесла на урок два ларца – желтый и
черный, и просит разложить карточки с согласными
буквами: обозначающие глухие звуки в желтый
ларец, а звонкие – в черный (Работают 4 человека
у доски).
Раздается стук в дверь, учитель возвращается с Буратино.
– Я пришел посмотреть, как вы учитесь читать. Может и я научусь читать!
Дети читают по слоговой таблице слоги с изученными буквами (таблица прилагается в конце урока).
Музыкальная пауза. Музыка к кинофильму «Приключения Буратино».
II. Знакомство с новыми звуками и буквой. Отгадайте загадку (экран) ИКТ.
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет и поет,
Убаюкивает? (Дождь)Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (Дерево)
1. Постановка учебной задачи
– Назовите отгадки. С какого звука начинаются
слова? А чьи эти звуки Ирины или Марины?
– Какой сарафан надеть Ирине, если мы скажем [ д ]?
– Если [ д' ]?
Отправляемся в гости к учебнику (стр. 118).
2. Открытие детьми новых знаний
Рассматривание и вычленение деталей рисунков:
– С какого звука начинаются слова? (дом, дуб,
дятел)
– А слово «дятел» с какого звука начинается?
– Определите, какой это звук – гласный или
согласный? Что заметили, когда произносили этот
звук?
– А как узнать: [ д ] [ д'] – эти звуки глухие или
звонкие? (пальцы кладем на горло, произносим [ д ] и
[ д' ] чувствуем дрожь. Значит, эти звуки звонкие.
На что похожа буква Д?
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Этот домик – буква Д
В домике – окошко,
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
– Найдите эту букву в алфавите
– Назовем ее имя?
– Ребята, а в каком ларце будет хранится картинка
с буквой Д? (В желтом или черном)
Раскрашиваем схему – человечка (Звуковичок)
Буратино: Я все слушал очень внимательно, но честно сказать, не все запомнил. А мне так хочется научиться читать слоги с буквой Д. Давайте почитаем их.
Читаем жужжащим чтением.
3. Первичное закрепление во внешней речи
– Прочитайте слоги, где Д' произносится
мягко.
– С твердым согласным.
– Буратино предлагает новое задание. Он будет
вести указкой по таблице, а Вы прочитайте
пословицу:
ИКТ: «Труд кормит, а лень портит».
– Читаем пословицу. Объясняем значение.
4. Самостоятельная работа
Чтение столбиков слов.
– Прочитайте слова, где все согласные звуки
звонкие,
ДАМА
– Прочитайте слова, где есть опасное место
(дымит)
ДУМА
– Прочитайте слово из 2-х звуков
(да)
ДУША
ДЫШИТ
2-й столбик:
– Прочитайте слова, меняя интонацию
ДОМ – с интонацией таинственности;
ДОМА – растерянно;
ДОМИШКО – насмешливо;
ДОМИКИ – радостно.
– Прочитайте слово, в котором букв больше, а
предмет маленький. (Домик, домишко)
– Выделите суффиксы.
– Как мы называем эти слова? (Однокоренные)
Буратино: Я предлагаю загадку. Вы
отгадайте ее и дайте звуко-буквенный анализ
слов.
5. Включение в систему знаний и повторений
ИКТ:
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез (дым).Никого не обижает,
А все ее толкают (дверь).
Музыкальная пауза (танцевальные движения).
6. Дидактическая игра «Лесная школа»
Вместе с нами участвуют зверюшки.
Сегодня к нам пришла Лиса (картинка).
Она так увлеклась погоней за зайцами,
Что забыла все-все свои слова.
III. Рефлексия деятельности
На доске ключевые слова: ДЫМОК, ТРУБА, РАСТАЯЛ.
1. Прогнозирование содержания текста по
ключевым словам, рисункам, заглавию.
2. Чтение по предложениям.
1-е предложение. Над трубой появился
дымок.
– Представьте, какой был дымок. (Возможно
маленький, возможно, только родился)
2-е предложение. Осмотревшись он быстро
помчался вверх. (Автор оживил его)
3-е предложение. Какой вопрос зададим
тексту?
– Почему стала учить труба? (Мудрая, долго
живет)
4-е предложение. Каким был дымок? (Любознательным)
– А как в тексте об этом сказано? (Некогда, я все
хочу увидеть)
5-е предложение. Что ответил дымок?
6-е предложение. Что произойдет с ним? (Предположим)
7-е предложение. Что же случилось с дымком? (Растаял)
8-е предложение. Поразмышляйте, что могла
сказать или подумать труба, увидев, что дымок
растаял.
– А как вы считаете, советы взрослого полезны,
нужны маленьким детям?
– А как вы относитесь к советам родителей?
– Мы не узнали, какие путешествия и приключения ожидали Дымка. Пофантазируйте. Нарисуйте. Расскажите, о чем мечтаете, когда Вы смотрите на облака.
IV. Закрепление
– Буратино предлагает задание и просит ответить на вопросы:
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Назовите букву, которой обозначаются звуки.
- Назовите слова новой ученицы из лесной школы
- Что нового взяли для себя на уроке?
- Каким был для вас урок?