Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [ д ]  и [ д' ], буквы Д, д

Цели:

  • познакомить детей со звуками [ д ] и  [ д' ];
  • формировать навыки беглого чтения, используя слоговые таблицы;
  • работать над слого-звуковым анализом слов при помощи игры «Лесная школа»;
  • уделять внимание лексической работе;
  • развивать познавательные  интересы и способности

Оборудование:

  1. Куклы Марина и Ирина, символизирующие гласные и согласные звуки и буквы.
  2. Слоговые таблицы.
  3. Дидактическая игра «Лесная школа».

ХОД ИГРЫ

I. Повторение изученного материала, актуализация знаний

– Ребята, сегодня у нас на уроке куклы Марина и Ирина. Марина в красном сарафане, собирает только гласные буквы и звуки, а Ирина-модница собирает согласные буквы и звуки. Когда Ирина в синем сарафане, она собирает твердые согласные звуки, а когда в зеленом, то мягкие.
Подружки перепутали свои буквы и просят Вас, ребята, расставить буквы на свои места. Гласные к Марине, согласные к Ирине.

– Марина просит помочь выполнить следующее задание: разделить карточки с гласными буквами на две группы: в первой группе – гласные, обозначающие мягкость согласных, а во второй – обозначающие твердость согласных (работают два ученика у доски).
Ирина принесла на урок два ларца – желтый и черный, и просит разложить карточки с согласными буквами: обозначающие глухие звуки в желтый ларец, а звонкие – в черный (Работают 4 человека у доски).

Раздается стук в дверь, учитель возвращается с Буратино.

– Я пришел посмотреть, как вы учитесь читать. Может и я научусь читать!

Дети читают по слоговой таблице слоги с изученными буквами (таблица прилагается в конце урока).

Музыкальная пауза. Музыка  к кинофильму «Приключения Буратино».

II. Знакомство с новыми звуками и буквой. Отгадайте загадку (экран) ИКТ.

Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет и поет,
Убаюкивает?    (Дождь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки   (Дерево)

1. Постановка учебной задачи

– Назовите отгадки. С какого звука начинаются слова? А чьи эти звуки Ирины или Марины?
– Какой сарафан надеть Ирине, если мы скажем [ д ]?
– Если [ д' ]?
Отправляемся в гости к учебнику (стр. 118).

2. Открытие детьми новых знаний

Рассматривание и вычленение деталей рисунков:
– С какого звука начинаются слова? (дом, дуб, дятел)
– А слово «дятел» с какого звука начинается?
– Определите, какой  это звук – гласный или согласный? Что заметили, когда произносили этот звук?
– А как узнать: [ д ] [ д'] – эти звуки глухие или звонкие? (пальцы кладем на горло, произносим [ д ] и [ д' ] чувствуем дрожь. Значит, эти звуки звонкие.

На что похожа буква Д?

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Этот домик – буква Д
В домике – окошко,
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.

– Найдите эту букву  в алфавите
– Назовем ее имя?
– Ребята, а в каком ларце будет хранится картинка с буквой Д? (В  желтом или черном)

Раскрашиваем схему – человечка (Звуковичок)

Буратино: Я все слушал очень внимательно, но честно сказать, не все запомнил. А мне так хочется научиться читать слоги с буквой Д. Давайте почитаем их.

Читаем жужжащим чтением.

3. Первичное  закрепление во внешней речи

– Прочитайте слоги, где Д' произносится  мягко.
– С твердым согласным.
– Буратино предлагает новое задание. Он будет вести указкой по таблице, а Вы прочитайте пословицу:

ИКТ: «Труд кормит, а лень портит».

– Читаем пословицу. Объясняем значение.

4. Самостоятельная работа

Чтение столбиков слов.

– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие,                    ДАМА
– Прочитайте слова, где есть опасное место (дымит)                       ДУМА
Прочитайте слово из 2-х звуков (да)                                                ДУША
                                                                                                              ДЫШИТ
2-й столбик:

– Прочитайте слова, меняя интонацию

ДОМ – с интонацией таинственности;
ДОМА – растерянно;
ДОМИШКО – насмешливо;
ДОМИКИ – радостно.

– Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. (Домик, домишко)
– Выделите суффиксы.
– Как мы называем эти слова? (Однокоренные)
Буратино: Я предлагаю загадку. Вы отгадайте ее и дайте звуко-буквенный  анализ слов.

5. Включение в систему знаний и повторений

ИКТ:

Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез (дым).

Никого не обижает,
А все ее толкают (дверь).

Музыкальная пауза (танцевальные движения).

6. Дидактическая игра «Лесная школа»

Вместе с нами участвуют зверюшки.
Сегодня к нам пришла Лиса (картинка).
Она так увлеклась погоней за зайцами,
Что забыла все-все свои слова.

III. Рефлексия деятельности

На доске ключевые слова: ДЫМОК, ТРУБА, РАСТАЯЛ.

1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисункам, заглавию.
2. Чтение по предложениям.

1-е предложение.  Над трубой появился дымок.
– Представьте, какой был дымок. (Возможно маленький, возможно, только родился)
2-е предложение. Осмотревшись он  быстро помчался вверх. (Автор оживил его)
3-е  предложение. Какой вопрос зададим тексту?
– Почему стала учить труба? (Мудрая, долго живет)
4-е предложение. Каким был дымок? (Любознательным)
– А как в тексте об этом сказано? (Некогда, я все хочу увидеть)
5-е предложение. Что ответил дымок?
6-е предложение. Что произойдет с ним? (Предположим)
7-е предложение. Что же случилось с дымком? (Растаял)
8-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял.

– А как вы считаете, советы взрослого полезны, нужны маленьким детям?
– А как вы относитесь к советам родителей?

– Мы не узнали, какие путешествия и приключения ожидали Дымка. Пофантазируйте. Нарисуйте. Расскажите, о чем мечтаете, когда Вы смотрите на облака.

IV. Закрепление

– Буратино предлагает задание и просит ответить на вопросы:

  • С какими звуками познакомились на уроке?
  • Назовите букву, которой обозначаются звуки.
  • Назовите слова новой ученицы из лесной школы
  • Что нового взяли для себя на уроке?
  • Каким был для вас урок?