Цель: обобщение опыта работы учителей математики по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.
Задачи:
- актуализировать роль технологии тестирования в работе учителя;
- показать виды деятельности учителя в проведении педагогического тестирования;
- показать применение тестирования как инструмента педагогического мониторинга.
Тестовые технологии в образовании.
Одно из направлений совершенствования системы педагогического контроля связано с использованием тесов. Тесты имеют давнюю историю. Впервые тест как метод измерения и сам термин "test" (задание) были введены в 90-е годы ХIX века английским психологом Д.Кеттелом.
В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества.
В системе российского образования тесты стали внедряться с 1921 года, когда при Педагогическом музее военных учебных заведений по предложению А.П.Нечаева была открыта Лаборатория экспериментальной педагогической психологии. Изучалось внимание, память, наблюдательность, уровень интеллекта, внушаемость и другие качества личности.
С 1921 года стали внедряться тесты в системе профессионального отбора (эти исследования назывались "психотехникой").
Тесты школьной успешности начали использоваться в Киеве (с 1924 года), в Москве (с 1924 года) и в других городах.
В 1936 году постановлением ЦК ВКП(б) тесты, вместе с педагогикой, были отменены.
Тест-инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для оценки качеств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.
Тест содержит в себе три составляющие:
- систему специально подобранных заданий с возрастающей степенью сложности;
- набор предлагаемых вариантов ответов, содержащих наряду с правильными ряд неправильных ответов-дистракторов;
- отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов тестовых испытаний.
Традиционно в теории тестирования выделяют два основных требования качества тестов:
Надежность - согласованность оценок у обследуемых лиц при их повторном тестировании тем же самым тестом или его эквивалентной формой. Степень надежности зависит от объективности метода, которая обеспечивается максимальной стандартизацией его проведения, параметров способа измерения, стабильности измеряемой характеристики.
Валидность ("обоснованный, соответствующий действительности, пригодный") должна давать ответ на вопрос, действительно ли данный тест измеряет то, для измерения чего он предназначен. Для всех тестов школьных достижений должна быть определена содержательная валиднось, а для тестов, используемых для аттестации учащихся, содержательная и критериальная валидность.
Возрастающая популярность тестовой технологии оценивания объясняется рядом преимуществ данной технологии перед традиционными методами оценки.
Достоинства тестовой формы:
- за определенный промежуток времени может быть проверен большой объем разнообразного учебного материала у большой группы испытуемых;
- высокая объективность процесса измерения и интерпретации результатов;
- возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне; допускается изменение степени трудности вопросов, в качестве вариантов ответа приводятся типичные ошибки, встречающиеся на данном уровне;
- возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки;
- получение объективной оценки знаний, как для преподавателя, так и для учащегося ( с пониманием своих ошибок);
- фиксирование внимания учащихся не на формировании ответов, а на осмысливании их сути;
- возможность автоматизации процесса проверки ответов;
- возможность свести к минимуму субъективное влияние на результат измерения;
- статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого процесса обучения.
К преимуществам тестового контроля можно отнести и возможность проводить тест на всех этапах обучения ( вводный и текущий, рубежный и итоговый контроль), что позволяет эффективно управлять учебным процессом.
Недостатки тестового контроля.
- значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных материалов;
- большая вероятность выбора ответа наугад;
- проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;
- категоричность оценки выполнения задания - задание выполнено правильно и полностью, и задание не выполнено;
- разработка учебников, ориентированных на тестовую форму контроля;
- малое количество специалистов по тестированию в системе образования, что замедляет процесс перехода на современное тестирование.
Классификация педагогических тестов.
Тесты многообразны по своему назначению. К настоящему времени сложилась практика организации различных видов тестирования, требующая разных тестов в зависимости от предполагаемых целей. Тесты классифицируются по целому ряду признаков, по процедуре создания, по средствам проявления, по направленности, по характеру действий, по целям использования. Наиболее эффективна классификация по целям использования, так как принципы и механизмы разработки для всех видов тестов одинаковы. В соответствии с классификацией выделяют
По целям использования:
1) определяющий тест (предтест) и входной тест, предназначенный для тестирования перед началом обучения (предварительное тестирование);
2) формирующий тест, необходимый для регистрации результатов обучения;
3) диагностический тест, определяющий трудности обучения в процессе образовательной деятельности;
4) суммирующий тест основных достижений в конце процесса обучения.
Предварительное тестирование необходимо для оценки начальных способностей и затрагивает минимальный объем фундаментальных знаний. Оно осуществляется тестами, которые делятся на определяющий тест, основанный на критериально-ориентированном подходе, и входной тест, основанный на нормативно-ориентированном подходе.
Формирующий тест предназначен для контроля за знаниями учащихся в ходе самого образовательного процесса и основан на критериально-ориентированном подходе. Этот вид тестирования ставит своей целью оценку степени владения материалом, обеспечивая в ходе обучения обратную связь по корректировке и исправлению ошибок, допущенных учащимися.
В процессе обучения часто проводят диагностический тест, ставящий своей целью определение трудностей усвоения знаний. Диагностический тест имеет, как правило, специфический подход.
Суммирующий тест позволяет оценить результаты обучения в конце учебного процесса; он основан как на нормативно-ориентированном, так и на критериально-ориентированном подходах.
По уровню сложности:
1) Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).
2) Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).
3) Задания аналитически - творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл).
Классификация тестовых заданий по форме вариантов ответов. (Приложение презентация слайд 15)
Классификация тестов по форме ответов. (Приложение презентация слайд 16-17)
При создании тестов рекомендуется соблюдать следующие этапы:
- подготовительное планирование;
- анализ программы и учебников;
- конструирование заданий;
- анализ заданий;
- выверка.
Обратим внимание на учительские, или неформальные тесты.
Разработка таких тестов приводит к значительному сокращению затрат при поиске заданий, к упрощению эмпирического анализа заданий, точности определения надежности, а также к уменьшению количества испытуемых. Другим важным признаком, отличающим неформальные тесты от формальных, является ориентация этих тестов на педагогические потребности небольшого количества классов.
При создании неформальных тестов имеется ряд особенностей.
Этап подготовительного планирования: на первый план выдвигаются проблемы, относящиеся к тем занятиям, которые проводит сам автор теста.
При анализе программ и учебников учитель ориентируется только на те учебные цели, которые он выбрал для своего класса. Чаще всего исследуются небольшие темы.
Распространение неформальных тестов способствует тому, что учителя приобретают навык планирования, и многие традиционные письменные работы небольшого объема и устные проверки уступят свое место тестам. Оптимальная реализация неформальных тестов предполагает использование компьютерной техники.
Степень сложности задания определяется процентом учащихся, получивших верный результат по формуле:
где К - количество тестируемых, правильно решивших задание;
О - общее количество тестируемых.
В случаях для достижения хорошего распределения результатов тестирования стремятся к распределению степени сложности от Р=20 до Р=80 со средней величиной около Р=50.
Основные принципы разработки тестов
При разработке тестов необходимо придерживаться определенных принципов:
- Значимость. Включение в тест только тех элементов значения, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым в общей системе проверяемых знаний.
- Взаимосвязь содержания и формы. Настоящий педагогический тест можно охарактеризовать как результат взаимодействия содержания задания с наиболее подходящей формой. Поэтому и бывают различные типы тестов.
- Научная достоверность. Каждое задание теста опирается, как правило на факт, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод.
- Репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании текста. Полнота и достаточность числа заданий. Число заданий традиционного теста обычно бывает не меньше тридцати.
- Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки.
- Комплексность и сбалансированность содержания теста (итоговый тест не строится на содержании одной темы).
- Системность содержания (формулирование содержания тестовых заданий, отвечающего требованиям системности).
- Вариативность содержания (множество вариантов заданий одного и того же теста, которые примерно равны по трудности, имеют сходные показатели вариации тестовых баллов испытуемых).
- Возрастающая трудность. Этот принцип означает, что каждый элемент содержания образования в процессе обучения и контроля обладает некоторой усредненной для учащихся мерой трудности, на которую опираются учителя.
Одно из основных требований, предъявляемых к тестовым заданиям, заключается в следующем: оно должно иметь однозначно правильный ответ.
Точной классификации тестов нет, но встречаются следующие типы тестовых заданий:
- Задания закрытой формы (с множеством выборов), оптимальное количество выборов - 4.
- Задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответа.
- Задания на установления соответствия (с множеством выборов, но количество вариантов ответа в одном столбике должно быть больше, чем в другом).
- Задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действия или процессов, перечисленных в тесте.
Наиболее приемлемых для учителей - задания закрытой формы. Здесь очень важно подобрать варианты ответов (дистракты). Количество ответов должно быть таким , чтобы испытуемый с одного обзора смог определить верный ответ. Неправдоподобные ответы не должны использоваться в тесте.
Любое тестовое задание состоит из:
- Инструкции;
- Теста заданий (вопроса);
- Вариантов ответов;
- Правильного ответа;
- Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки м записи.
Пример: отметьте крестиком те варианты ответов, которые вы считаете правильными.
В тестах допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается в начале группы заданий. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, желательно снабдить ее несколькими примерами, которые разбираются вместе с проводящим тестированием.
Тест задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания.
Варианты ответов не используются для заданий открытого типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и отражает ответ.
Правильный ответ - обязательный атрибут любого задания, без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено с учетом авторского замысла.
Основные требования к составлению тестовых заданий.
Для правильного составления тестовых заданий любого вида важно соблюдать следующие требования:
- Сформулировать четкое суждение, четким языком, содержащим одну законченную мысль, не в форме вопроса. Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и однозначно пониматься.
- При составлении заданий не следует злоупотреблять словами "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда".
- В формулировке заданий не должно быть слов "больше", "небольшой", "малый", "много", "мало", "меньше", "больше" и т.д.
- Следует использовать чаще количественные термины.
- Не нужно включать вводные фразы или предложения, не связанные с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждением, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
- Количество "да" и "нет" в тесте должно быть приблизительно равным, что исключает тенденцию отвечать одинаково на все задания.
- Не следует задавать вопросы с подвохом (скорее всего, попадутся наиболее способные или осведомленные учащиеся, а это противоречит цели - определению уровня знаний и понимания).
- Терминология в заданиях не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в школе.
- Задания в одном и том же варианте работы должны быть независимы друг от друга. То есть выполнение одного задания не должно помогать (или мешать) выполнению любого другого задания, например, алгоритмы решений заданий работы не должны быть близкими.
- Лучше использовать один вариант правильного ответа, и если инструкция требует выбрать правильный ответ, то таковым должен быть только один; если ответов несколько, то в инструкции необходимо это указать.
- Все варианты должны быть грамматически согласованы с основной частью задания.
- Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, лучше из числа наиболее часто встречающихся ошибок, нельзя, чтобы один вариант повторялся в разных вариантах ответов.
- Следует избегать использования отрицания в основной части, особенно использования отрицания многократно в одном предложении.
- Место правильного ответа не должно повторяться от задания к заданию, его место случайно.
- Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.
- Если задания количественного характера, то ответы располагают упорядоченно: от меньшего к большему или наоборот.
- Необходимо иметь длинный вопрос (до 15 слов) и короткий ответ, потому что на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний, а это противоречит поставленной цели - выявлению усвоенных учащимися знаний.
- Нельзя использовать сокращения и аббревиатуру, за исключением стандартизированной.
К статье прилагается презентация PowerPoint, где в дополнение к статье прилагаются кодификаторы итоговых работ для 5-8 классов и примеры проведения игровых тестов.