Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю, культуру своего народа, свое место и место своих детей в окружающем мире. В системе дошкольного образования большое место отводится формированию социальных отношений дошкольников. Проблема данной темы многократно возрастает при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, усиливаясь необходимой адаптивностью к условиям современной социальной среды. Ведь именно эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка, его адекватного поведения, комфортного самоощущения, позитивной самооценки. В этом и заключается актуальность данной темы.
Проблеме формирования социального развития детей уделялось большое внимание в работах известных советских и российских ученых, педагогов и психологов: Л.С. Выготский ("Проблема культурного развития ребенка"), С.Я. Рубинштейн ("Процесс естественного и социального развития человека"), П.Я. Гальперин ("Проблема соотношения биологического и социального в развитии ребенка"), С.А. Козлова ("Приобщение ребенка к социальному миру"), И.Ф. Мулько ("Развитее представлений о человеке в истории и культуре").
Результатами работы в сфере формирования социального мира дошкольников считаем возможности многогранного, интересного, доходчивого знакомства детей с проблемами социальных отношений ребенка с окружающим миром, обогащение их представлений о природе, технике, труде, быте, культуре, воспитание умения соотносить полученные знания с личным опытом.
В достижении поставленной цели и прогнозируемого результата нам помогает большой арсенал дидактических средств, методических приемов и форм организации с учетом возрастных особенностей детей: дидактические развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры-эксперименты, художественное слово, проблемные ситуации, работа со схемами и моделями, использование средств сказкотерапии. Именно сказкотерапии в своей работе мы уделяем большое внимание. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Дети демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи, низким уровнем эмоционально-волевой сферы. Справиться с этими проблемами помогает сказка. В сказке персонажи делятся на положительных и отрицательных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние. Сказка служит для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. Здесь добро побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятия жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над содержанием сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее интонационной выразительности. Правильное определение местоположения в процессе театрализации развивает ориентировку в пространстве, моторику, активизирует общую двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц, поговорок развивает логику, умение правильно оценивать ситуацию. Заучивание частушек и закличек способствует развитию чувства юмора. Работа по сказкотерапии располагает большими возможностями по разнообразию форм организации и сочетанию различных видов деятельности, в том числе в виде комплексных коррекционных занятий (Материал конспектов представлен ниже).
Результатами нашей работы является: улучшение межличностных отношений между детьми, обогащение личного опыта в социальной сфере, повышение самооценки, обогащение словаря, умение применять полученные знания на практике.
Проблемами и трудностями в работе является специфический контингент воспитанников: для формирования знаний, умений, навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требуется более продолжительное время, многократные повторения, необходимая коррекционная направленность занятий.
ЛИТЕРАТУРА.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М: Просвещение, 1992.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: Творческий центр, 2004.
- Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2000.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории культуры. – М: Творческий центр, 2004.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку: сказкотерапевтические программы. – СПб.: Речь, 2006.
- Шорохова О.А. Играем в сказку:
сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Комплексное занятие по ознакомлению с устным народным творчеством и развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: Русская народная сказка «Лиса и Козёл».
Цель: знакомство детей с устным народным творчеством, как частью общей русской культуры.
Программные задачи:
- Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества.
- Расширить и систематизировать знания детей об особенностях композиции сказок, учить делить произведение на части, озаглавливать, выделять ядерный смысл каждой части.
- Помочь детям сформировать мотивированную оценку характера персонажей.
- Подвести детей к пониманию фразеологизмов, образных выражений. Активизировать их употребление в речи.
- Развивать эмпатийные способности детей средствами пантомимики (коррекционная работа).
- Способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности, формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
Ребёнок читает закличку:
Заходи, честной народ
Нас сегодня сказка ждёт
Садитесь удобно
Чувствуйте себя свободно
А нам пора начинать
К делу приступать
Дети заходят и садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята садитесь рядком,
поговорим ладком. Сегодня у нас снова встреча со
сказкой.
А что же такое сказка? Сказка это произведение, в
котором происходят невероятные события и
необыкновенные истории. Назовите, какие? (Чудеса,
волшебство, превращения и тому подобное)
Обобщение ответов детей: Правильно, в
сказках происходит всё то, что не может быть в
жизни.
– Вы знаете, что сказки бывают разные и делятся
на жанры.
– Назовите жанры сказок. (Волшебные, бытовые,
народные, литературные)
– Молодцы, правильно.
– Послушайте музыку, она поможет нам определить
жанр нашей сказки.
Дети говорят, что звучала народная мелодия,
значит и сказка будет народная.
Показ иллюстрации. Вспомните, к какой сказке
эта картина.
Дети называют.
Воспитатель: О чём эта сказка? Поговорим о главных героях. Как описана лиса в сказке?
Дети описывают вначале внешность лисы, затем её характер.
Пантомимический этюд «Хитрость»
– Ребята изобразите хитрую лисичку.
– А каким был описан козёл в сказке? (Дети
описывают вначале внешность козла, затем его
характер)
Пантомимический этюд «Глупость»
– Ребята изобразите глупенького козла.
– В сказке есть красивые слова. Вспомним их.
Послушайте, какое интересное слово «горюет». Что
это значит? А что означают выражения:
- «Лиса зазевалась на ворон»
- «Хозяин хватился козла»
- «Хозяин насилу нашёл козла»
Сказку можно рассказать по картине, по памяти, а
можно и по схеме.
Схема это картина составленная из символов.
Давайте составим нашу схему:
Воспитатель вызывает детей, которые отбирают
подходящие символы и составляют схему на
фланелеграфе.
Воспитатель предлагает по готовой схеме
рассказать сказку по частям.
– Чтобы правильно рассказать, надо знать, что
происходило вначале, в середине и в конце сказки.
1 часть – начало – в русской н.с. называется
зачином. Кто хочет рассказать зачин? И не
забывайте употреблять красивые слова и
выражения, которые мы разобрали. Ребёнок
рассказывает.
Придумайте название к зачину. Аналогичная работа
с серединой и концовкой сказки.
Физпауза
Воспитатель: Сказка это один из жанров
УНТ. Почему так говорят «устного»? А вот почему:
старинное слово «Уста» означает рот, губы.
Народные сказки не читали из книжек, а
рассказывали:– ваши бабушки – вашим мамам, ваши
мамы – вам, придёт время, и вы расскажите их своим
детям и внукам. Вот так из уст в уста передаётся
УНТ.
Сказка – это большое произведение. А есть и
короткие, меткие, мудрые народные изречения. Как
они называются (поговорки, пословицы) Назовите
пословицы и поговорки, которые подойдут к нашей
сказке.
Воспитатель: А теперь внимательно послушайте что я расскажу. « За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя, промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара.» Что я рассказала? (Загадка о лисе) Правильно – это загадка. В загадке не называют того, о ком или о чём идёт речь. Нужно отгадать. Загадайте загадки о лисе.
Раздаётся стук в дверь – пришёл Козёл.
Воспитатель: Мне кажется – козёл горюет. Что случилось?
Козёл: Я слышал, что дети загадывали много загадок о лисе, а обо мне ни одной.
Воспитатель: Ребята давайте мы сами составим загадку про козла, чтобы он не горевал. Для этого нам будут нужны карточки-модели. (Составляют по моделям загадку). Кто сможет загадать загадку полностью?
Воспитатель: Ну что, уважаемый козёл, понравилась тебе наша загадка. А почему ты продолжаешь печалиться?
Козёл: Обо мне теперь есть загадка, а о моём козлёнке нет.
Воспитатель: Можно ли по этой же схеме загадать загадку про козлёнка. Давайте разберём, как изменятся слова
- Если козёл серый, то козлёнок какой? (Серенький)
- Если был волк, то будет кто? (Волчонок)
- Если козёл с рогами, то козлёнок с чем? (С рожками)
- Если был баран, то будет кто? (Баранчик)
- Если у козла борода, то у козлёнка что? (Бородка)
– Загадайте загадку про козлёнка полностью.
Воспитатель: Посмотрите ребята, козёл наш повеселел.
Козёл: Спасибо ребята, пойду козлёнка своего порадую, ваши загадки ему загадаю.
– Итак, ребята, мы поговорили с вами о разных жанрах УНТ, но не обо всех. Вам хорошо знакомы короткие, задорные, весёлые и озорные песенки. Как же они называются? (Частушки)
Воспитатель (читает закличку): Выходите добры молодцы, выходите красны девицы, песни петь да народ веселить.
Хоровод с частушками
Как лисичка ни хитра – только замечталась,
Зазевалась на ворон – в яме оказалась!
Шел козёл лесной тропой той же самою порой
Головой поматывал, да вокруг поглядывал,
А лисичка то, лиса услыхала тут козла:
Я ль ни лисонька плутовка, обхитрю козла я ловко!
А козёл, а козёл тут беду свою нашёл,
На обман поддался, в яме оказался.
И проворная лиса, прыгнув на спину козла,
Вон из ямы без оглядки, только лишь сверкают пятки!
Дети проходят на свои места.
Воспитатель: Ребята сегодня мы узнали, что сказку можно прочитать, рассказать, пересказать, посмотреть на иллюстрациях, составить схему по сказке и даже спеть о событиях сказки. А ещё сказку можно обыграть: показать в кукольном театре или разыграть по ролям, то есть показать спектакль. Для этого нужно представить себя в образе героев. Пусть лисой будет…, а козлом будет… Вы должны не просто обыграть сказку, а рассказать и показать её так, как если бы лиса и козёл рассказали бы своим детям –лисятам и козлятам о том, что с ними произошло. Ребята чтобы интереснее было смотреть спектакль, артистам нужно подобрать костюмы. Давайте посмотрим, что у нас есть в костюмерной. Обыгрывают подбор русского народного костюма.
Дети рассказывают от лица героев.
Анализ и оценка занятия.
–Наша встреча со сказкой подходит к концу. Скажите, что мы сегодня делали. Обобщение ответов детей.