ЦЕЛЬ: изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности учащихся общеобразовательного учреждения (развитие гуманистические ценностных отношений к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям).
ЗАДАЧИ:
- Создание в общеобразовательном учреждении благоприятных условий для повышения качества воспитания и образования.
- Систематизация работы по обеспечению социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
1 часть.
Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Данный мониторинг представлен в виде «Диагностики личностного роста школьников» (сформированности уровня воспитанности), разработанной П.В. Степановым.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств, а также дает возможность найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в общеобразовательном учреждении.
Данный мониторинг мы проводили в школе среди учащихся 6 – 11 классов в три этапа:
1 этап – ноябрь 2007 года;
2 этап – апрель 2008 года;
3 этап – ноябрь 2008 года.
Ответы школьников распределяются по 6 шкалам: им соответствуют 6 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.
- Характер отношений школьников к семье показывают его оценки высказываний №№ 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37. При этом в ответах на вопросы 1, 19, 37 знак не меняется. В ответах на вопросы 7, 13, 25, 31 знак меняется на противоположный.
- Характер отношений школьников к Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38. При этом в ответах на вопросы 8, 14, 32, 38 знак не меняется. В ответах на вопросы 2, 20, 26 знак меняется на противоположный.
- Характер отношений школьников к труду показывают его оценки высказываний №№ 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39. При этом в ответах на вопросы 3, 15, 21, 27, 39 знак не меняется. В ответах на вопросы 9, 33 знак меняется на противоположный.
- Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 4,10, 16, 22, 28, 34, 40. При этом в ответах на вопросы 10, 16 знак не меняется. В ответах на вопросы 4, 22, 28, 34, 40 знак меняется на противоположный.
- Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41. При этом в ответах на вопросы 11, 29 знак не меняется. В ответах на вопросы 5, 17, 23, 35, 41 знак меняется на противоположный.
- Характер отношений школьника к себе показывают его оценки высказываний №№ 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42. При этом в ответах на вопросы 6, 12, 18, 24, 42 знак не меняется. В ответах на вопросы 30, 36 знак меняется на противоположный.
2 часть. Характеристики уровней воспитанности.
Высокий уровень воспитанности:
- Ценность семьи высоко значима для подростка.
- Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма.
- Подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги.
- Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.
- Перед нами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового.
- Подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.
Средний уровень воспитанности:
- Семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»).
- Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города.
- Скорее всего, только «престижная» работа вызывает уважение подростка.
- Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.
- Подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта.
- Принимая себя в целом, подросток все же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей.
Низкий уровень воспитанности:
- Отношение к семье у подростка, как правило, потребительское.
- Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране.
- Подросток по возможности переложит часть своей работы на другого.
- Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь.
- Подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно.
- Подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни; ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым, знаменитым.
Есть еще недопустимый уровень воспитанности, который в нашей школе отсутствует.
3 часть. Результаты мониторинга.
1 этап мониторинга мы проводили в декабре 2007 года. Мы получили следующие результаты:
6 – 8 классы:
Семья | Отечество | Труд | Культура | Знания | Я-духовное |
Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву |
В – 105 С – 12 Н – 3 |
В – 58 С – 55 Н – 7 |
В – 74 С – 42 Н – 4 |
В – 74 С – 44 Н – 2 |
В – 62 С – 53 Н – 5 |
В – 35 С – 80 Н – 5 |
Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % |
В – 83% С – 10% Н – 2% |
В – 48% С – 46% Н – 6% |
В – 62% С – 35% Н – 3% |
В – 62% С – 37% Н – 1% |
В – 52% С – 44% Н – 4% |
В – 29% С – 67% Н – 4% |
9 – 11 классы:
Семья | Отечество | Труд | Культура | Знания | Я - духовное |
Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву |
В – 22 С – 26 Н – 4 |
В – 12 С – 27 Н – 13 |
В – 18 С – 32 Н – 2 |
В – 7 С – 36 Н – 9 |
В – 14 С – 35 Н – 3 |
В – 15 С – 33 Н – 4 |
Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % |
В – 42% С – 50% Н – 8% |
В – 23% С – 52% Н – 25% |
В – 35% С – 61% Н – 4% |
В – 14% С – 69% Н – 17% |
В – 27% С – 67% Н – 6% |
В – 29% С – 63% Н – 8% |
2 этап проводился в апреле 2008 года. Его результаты можно представить в виде следующих таблиц:
6 – 8 классы
Семья | Отечество | Труд | Культура | Знания | Я – духовное |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву | Рез-ты по кол-ву |
В – 94 |
В – 59 С – 47 Н – 4 |
В – 61 С – 47 Н – 2 |
В – 61 С – 48 Н – 1 |
В – 49 С – 57 Н – 4 |
В – 36 С – 71 Н – 3/td> |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % | Рез-ты в % |
В – 85% |
В – 54% С – 43% Н – 3% |
В – 61% С – 43% Н – 2% |
В – 55% С – 44% Н – 1% |
В – 45% С – 52% Н – 3% |
В – 33% С – 64% Н – 3% |
9 – 11 классы
Семья | Отечество |
Труд |
Культура |
Знания |
Я - духовное |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
В – 24 |
В – 11 |
В – 16 |
В – 16 |
В – 13 |
В – 16 |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
В – 55% |
В – 25% |
В – 36% |
В – 36% |
В – 29% |
В – 36% |
3 этап проводился в декабре 2008 года. Его результаты следующие:
6 – 8 классы
Семья |
Отечество |
Труд |
Культура |
Знания |
Я - духовное |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
В – 99 |
В – 56 |
В – 63 |
В – 69 |
В – 50 |
В – 26 |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
В – 88% |
В – 50% |
В – 56% |
В – 62% |
В – 45% |
В – 23% |
9 – 11 классы
Семья | Отечество |
Труд |
Культура |
Знания |
Я - духовное |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
Рез-ты по кол-ву |
В – 47 |
В – 33 |
В – 36 |
В – 32 |
В – 32 |
В – 22 |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
Рез-ты в % |
В – 63% |
В – 44% |
В – 48% |
В – 43% |
В – 43% |
В – 29% |
Полученные результаты можно представить в виде сравнительной диаграммы:
Результаты в %
Отношение к семье
(Высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к семье вырос во всех параллелях, однако этот уровень ниже у учащихся 9 – 11 классов, чем у учащихся 6 – 8 классов.
Отношение к Отечеству
(Высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к Отечеству ниже у учащихся 9 – 11 классов, но увеличение на 3 этапе существенное. У учащихся 6 – 8 классов показатель 2 этапа самый высокий, но 3 этап выше 1 этапа.
Отношение к труду
(высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы эти показатели увеличились к 3 этапу, но сохраняется тенденция более высокого показателя у учащихся 6 – 8 классов.
Отношение к культуре
(Высокий уровень воспитанности)
Отношение к знаниям
(Высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы, показатель отношения к знаниям незначительно снизился у учащихся 6 – 8 классов, а у старшеклассников – выше.
Отношение к Я – духовное
(Высокий уровень воспитанности)
К сожалению, мы наблюдаем заниженную самооценку учащихся по отношению к себе. Но процент личностного отношения здесь выше у учащихся старших классов. Из диаграммы видно, что во время проведения 2 этапа мониторинга (апрель 2007 г. – конец уч. года) отношение к себе изменилось, а в начале учебного года наоборот – заниженная самооценка.
3 часть. Заключение.
Данный мониторинг, который проводился в 3 этапа, позволил нам, педагогическому коллективу школы, сделать вывод, что та воспитательная работа, которая проводится в школе, дает результаты повышения уровня воспитанности по всем показателям. Эффективна работа учителей-предметников. В нашей школе уделяется большое значение патриотической работе: постоянные встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, память о памятных датах нашей Родины, творческие вечера, постоянные экскурсии и многое другое – все это повышает уровень воспитанности учащихся нашей школы.