Урок музыки в 4-м классе "Народная музыка в творчестве композиторов"

Разделы: Музыка


Тип урока: Преобразование модели

Учебная задача: Познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узнать, какие народные песни использовал композитор в этих сценах.

Цели:

а) Образовательная:

учащиеся должны знать, какие обряды показаны в сценах оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".

б) Развивающая:

учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.

в) Воспитательная:

учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Приветствие, контроль настроения.

П.: Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть Вас. А какое настроение у вас?

(Ответ детей)

Дети поют приветствие.

Песня "Добрый день"

П.: А сейчас в путь отправляется наш музыкальный поезд.

(Дети поют упражнения)

2) Постановка учебной задачи

Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.

Например (Звучит на фортепиано тема "Во поле береза стояла").

Дети поют эту песню вместе (затем с использованием приема канон)

П.: В каком произведении П.И.Чайковского эта песня звучала по-новому?

Д.: В финале 4 симфонии.

П.: Как вы думаете, какие произведения мы будем слушать сегодня?

Д.: Мы будем продолжать знакомиться с оперой "Снегурочка".

П.: Верно. Мы продолжаем знакомство с одной из самых ярких опер Н.А. Римского-Корсакова, написанной по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка".

А что нас будет интересовать более всего?

Д.: Народные песни, которые композитор использует в опере.

2. Исполнительский этап

П.: Давайте вспомним, какие обряды древних славян воссоздал Римский-Корсаков в опере "Снегурочка"

П.: Давайте вспомним эти эпизоды

(Дети смотрят фрагменты мультфильма)

П.: В какое время года проходила масленица?

Д.: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.

П.: Символы этого праздника

Д.: Соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу.

П.: В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле-Солнцу.

Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.

Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа-маледа"; "Ой, честная масленица".

В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не пава свет по двору ходит…"

А как происходит обряд выкупа невесты?

Д.: Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей сладостями, деньгами, подарками.

П.: Верно! Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы-Солнца. Когда же отмечали этот праздник?

Д.: Наверное в июне.

П.: Почему?

Д.: Самый длинный световой день – день летнего солнцестояния.

П.: Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой. Давайте послушаем этот эпизод.

(Учитель читает текст)

Сейчас мы услышим голос знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.

(Звучит аудиозапись)

Какой тип голоса у этого героя?

Д.: Тенор – высокий мужской голос.

П.: Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник?

Д.: - выходили за околицу;

  • разводили костры;
  • прыгали через костер;
  • делали венки из цветов и трав.

П.: Зачем?

(Ответы детей)

П.: А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы-Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…". Давайте вспомним эту старинную, существующую уже много веков, песню.

(Дети поют "А мы просо сеяли…")

П.: А вы обратили внимание на слова припева "Ой, дидо-ладо"? Что обозначают эти слова?

Д.: Это языческие божества Лада, Лель, Дито.

П.: Верно, это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой…

Хорошо вы спели песню. А теперь послушаем, как она звучит в опере.

(Дети смотрят эпизод мультфильма)

П.: Кто исполняет песню?

Д.: Хор

П.: Какой тип хора?

Д.: Смешанный

П.: Какую песню еще вы услышали в этом эпизоде?

Д.: "Ай, во поле липенька…". Её поет смешанный хор.

П.: А еще звучала шуточная песня "Купался бобер…"

Обратите внимание на доску. Какого обрядового праздника не хватает на нашей модели?

Д.: Ярилин день

(Дети дополняют модель)

П.: Какие по жанру народные песни использовал композитор?

Д.: Календарно-обрядовые песни

(Дети преобразовывают модель)

П.: Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников?

Д.:- подлинные народные песни;

  • жизнь в деревне;
  • наблюдение за жизнью и бытом крестьян;
  • наблюдение за природой.

3. Рефлексивно-оценочный этап

П.: Вам понравился урок?

(Ответы детей)

П.: Что нового вы узнали?

Д.: - Мы познакомились с обрядом Ярилы-Солнца;

  • познакомились с именами языческих богов;
  • мы услышали новые песни;
  • услышали голос русского певца Лемешева, который исполнял партию царя Берендея;

П.: Мне было очень интересно с вами общаться, петь. Я надеюсь во время нашего общения ваше настроение не испортилось.

(Контроль настроения)

А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров?

(Ответ детей)

(Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки)

Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со времен языческой Руси.

П.: Наш урок подходит к концу, а весна за окном в самом разгаре. Давайте же споем песню о весне.

(Дети поют "Вешнюю песенку")

П.: Спасибо. Урок окончен. До свидания!

Урок музыки в 4-м классе по теме “Народная музыка в творчестве композиторов”.

Дети знакомятся со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узнают, какие народные песни использовал композитор в этих сценах.

В ходе урока дети узнают, какие обряды показаны в сценах оперы Римского-Корсакова "Снегурочка", учатся определять, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников, осознают ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.