Статья "Развитие внимания и памяти на уроках природоведения"

Разделы: Начальная школа


Высокий уровень развития внимания и памяти – это важные условия успешного обучения. Задачи активизации и развития памяти и внимания я ставили перед собой, подбирая и составляя задания по предмету «Природоведение».

Цель, включения в урок и во внеклассную работу упражнений и заданий, способствующих развитию внимания и памяти, – повысить эффективность обучения и развития младших школьников.

Важное условие – использование занимательных упражнений на уроках природоведения, так как они помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому материалу. Занимательный материал снимает утомление, а значит, повышает работоспособность учащихся.

Форма упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, тесты, загадки и т. д.

Проверить домашнее задание или подвести итог урока можно с помощью анкеты.

Анкета по теме «Экосистема – поле»

Ф. И. ___________________________________

Тема: « Экосистема – поле».

1. Пшеница, просо, ячмень, овёс – эти культуры мы называем……. .
2. Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, ячмень, овёс.
3. Овсюг, пырей, вьюнок – это … .
4. Почему на поле живёт мало зверей (выбери главное и подчеркни)?
Мало пищи. Много врагов. Открытая местность.
5. Первая группа: сова, конюк.
Вторая группа: суслик, хомяк, полёвка, полевая мышь.
По какому признаку сделано деление на группы?

Такое задание требует не простого перечисления фактов, а включение памяти и концентрации внимания. Для более сильных учеников можно дать задание творческого характера: дома самим подготовить вопросы для теста или анкеты. За эту работу дети берутся с большим желанием и интересом.
Работа, которая требует кроме сосредоточения внимания ещё и привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Приведём пример такого вида заданий, его можно назвать природоведческим диктантом.
При изучении темы « Животные леса» можно использовать следующий материал для такого диктанта.

1. Эта птица известна всем. Её оперение контрастное – чёрно-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище « воровка». Пробравшись на чердак, таскает куриные и голубиные яйца. (Сорока)

2. Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки. (Рысь)

3. Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идёт след в след. Если идёт целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. (Волк)

4. Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр)

5. А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 килограммов. Может легко преодолевать снежные сугробы. Болота. Хорошо плавает. (Лось)

Работа с загадками сопутствует всему курсу обучения в начальной школе. Загадки можно использовать для составления кроссвордов по природоведению.
Очень интересны ребятам карточки, в которых они по силуэтам определяют название животного и рассказывают о нём, узнают животных по следам, которые нарисованы в карточке и классифицируют их: выделяют следы хищников, соединяют стрелками части предложений.

Карточка № 1

Тема: «Животные и растения леса».
Чьё это меню? Расскажи об этом животном.
Трава, муравьи, личинки, ягоды, жёлуди, орехи, кабан, лось, рыба, мёд.

Карточка № 2

Тема: «Животный мир лесной полосы».
Рассмотри силуэты животных. Определи название каждого животного и расскажи о нём.

Карточка № 3

Тема: «Тундра».
Что лишнее? Объясни почему.
Карликовая берёза, тополь, полярная ива, морошка, пушица, мох, ягель.

Карточка № 4

Тема: «Животный и растительный мир тундры».
Объясни (покажи стрелками) пищевые связи между растениями и животными тундры:

ягель
северный олень
заяц песец волк лемминг

Карточка № 5

Тема: «Природные зоны».
Соедини стрелками части предложений:

Олень, медведь, лиса, волк, заяц
Песец, волк
Заяц, олень
Белая окраска зимой, густой мех,
способность передвигаться по снегу
Песец, лемминг
– это животные тундры.
– это жители леса.
– это хищники.
– это растительноядные животные.

– приспособления животных, живущих на Крайнем Севере.

Карточка № 6

Тема: «Животный мир лесной зоны».
Какие животные оставили свои следы? Расскажи только о хищниках.

Дети очень любят собирать « пазлы». На уроках природоведения можно тоже использовать такую игру. Например.

1. Собери из кусочков карты полушарие. Догадайся, какое это полушарие: восточное или западное? Какие части света на нём расположены?
2. Собрать животное, растение или гриб. Рассказать о месте его обитания, чем питается.

Процесс собирания требует от ребёнка быть предельно внимательным, а, следовательно он лучше запомнит объект и всё, что его касается.
Очень увлекательны игры « Чего не хватает?», « Найти различия» и « Что пропало на картинке?».
Упражнения, направленные на развитие внимания и памяти можно на различных этапах урока.
Например, карточки можно использовать перед проверкой домашнего задания. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретном вопросе и служит планом их ответа.
Силуэты животных, рисунки формы следа, « пазлы» можно предложить детям перед объяснением нового материала, и они служат картинным планом рассказа учителя. Такая организация восприятия активизирует внимание ученика, способствует лучшему запоминанию материала.
В воспитании внимания и развитии памяти, а так же и других психических функций, играет большую роль речь учителя, его тон, манера говорить, интонация, так как реакция младшего школьника на изменение тона моментальна. Голосом, пониженным до шёпота, заинтересовать, насторожить, привлечь внимание. Суметь чётко, строго выделить главное, но постараться избежать строгого академического объяснения, так как это пугает детей, вызывает торможение.
Важное условие эффективности обучения – умение учителя организовать на уроке внимание детей. К. Д. Ушинский считал внимание основным условием успешного обучения.
Внимательно слушая на уроке, ученик легче запоминает содержание нового материала.
«Внимание», «Запомните!». Как часто с этими словами учитель обращается к своим ученикам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорит учитель и показывает, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения чаще всего бывает недостаточно.
В своей повседневной работе, наряду с решением многих зада, нужно придавать большее значение воспитанию произвольного внимания и развитию памяти. Для этого постоянно включайте в урок специальные упражнения и задания.
Природоведческий материал даёт широкие возможности для этого.

Приложение