Цели занятия:
- Познакомить с историей изготовления игрушки и развитием игрушечного производства в России.
- Изучить технологию изготовления игрушки «Чудик».
- Совершенствовать навыки вязания крючком.
- Развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, художественный вкус, фантазию.
Оборудование:
- крючки, швейные хлопчатобумажные нитки № 10, полипропилен, иголки, наполнители : синтепон, поролон, целлофан, ножницы, кусочки кожи, пластмасса;
- технологические карты, таблица «Основные способы вязания крючком»; выставка игрушек и литературы по их изготовлению, образцы вязаных «чудиков».
Ход занятия.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Основная часть.
1.Беседа с демонстрацией игрушек из различных материалов и литературы по их изготовлению. На сегодняшнем занятии речь пойдёт об истории изготовления игрушки. Любой человек хоть раз в жизни делал игрушку и получал от этого удовольствие. Создание игрушки всегда считалось прекрасным и веселым ремеслом в мире. К тому же это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых стихов, сказок и песен, начинается познание мира, она забавляет как ребенка, так и взрослого, украшает и освещает наш дом улыбкой. Игрушка, как разносторонне одаренный актер, выступает в разных ролях. Конечно, ею, прежде всего, играют, она служит забавой, недаром у нас в древности ее называли «потехой». Кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища как детского, так и взрослого. Большинство игрушек блестяще выполняют все функции.
Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они
были известны у многих народов в разных районах мира. Об этом говорят археологические раскопки захоронений Египта, Греции, Римской империи, Древней Руси. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины,- из глины и т. д. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Первые игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Это миниатюрные орудия охоты - лучи, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки. Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки - куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха. Иногда игрушке придавалось механическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки, по языческим верованиям древних славян, своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно видеть узор в виде креста, ромба, квадрата, утиный клюв и т. д.
До нашего времени сохранились потомки старинных кукол из холста, соломки, меха, льна. Иногда их окрашивали в ярки цвета: красный, зеленый, синий. В них нет изящества, тонкости отделки западноевропейских кукол, но много острохарактерных черт. Во все времена прослеживалась связь игрушки с другими видами искусств. Например, с новинками моды можно было познакомиться, увидев наряды различных кукол. В определенные времена прослеживалась связь и с религиозным культом (игрушки-амулеты). Игрушка вместе с другими произведениями искусства является памятником для этнографии, культуры. Народные игрушки разных стран оказываются во многом схожими между собой в силу того, что возникли примерно в одинаковых условиях, среде. Однако в народной игрушке мастера всегда выражали национальный колорит его страны. К сожалению, вследствие недолговечности материалов сохранились лишь поздние, самодельные, очень простые игрушки. Это куклы из листьев кукурузного початка, наподобие тех, что делали крестьяне южной Моравии. Наверное, подобные игрушки делались где-нибудь на юге и у нас.
Были найдены также игрушки из сосновых веточек, из скорлупы грецкого ореха, из соломы. В этих незатейливых веселых игрушках ярко проявлялась неистощимая народная фантазия. Начиная с XVII в. до нас доходят сведения о самых разных и неожиданных материалах, вплоть до теста. Особенно значительным стало изобретение папье-маше. Оно было известно еще в 20-х годах XIX в., но введено в игрушечное дело несколько позже немецким кустарем Фридрихом Миллером. Этот материал успешно дожил до наших дней, незначительно изменив свой рецепт.
О развитии игрушечного производства в России
Развитие игрушечного производства в России в XIX веке наблюдается уже во многих промысловых центрах. Некоторые из них возникли еще раньше. Сергиев Посад, например, возник в XVI столетии, Семеновский - в XVII веке. А Городецкий и Федосеевский позже всех - в конце ХIХ века. Но у всех этих центров есть общие черты. Они несут на себе, независимо от индивидуального почерка промысла, печать времени, след эпохи и национальный дух.
Троице - Сергиевский музей игрушки. Особо хочется остановиться на наиболее известном и старейшем промысловом центре России – Троице - Сергиевом Посаде. Наибольшего расцвета игрушечное производство здесь достигло в XVIII- первой половине XIX веков. Игрушечные мастера работали в основном с деревом и сумели создать галерею необычных образов того времени. В их руках рождались высокомерные красавицы, глупые барыни, удалые гусары и многое другое. Эту коллекцию необходимо увидеть хотя бы один раз, чтобы понять и оценить огромный талант местных мастеров. В 1918 г. в этом городе художником и известным деятелем культуры Н. Д. Бартрамом был основан музей игрушки. Роль этого человека в развитии отечественного искусства поистине бесценна. Во-первых, он основал еще такие музеи, как музей мебели, музей бытовой мебели и Кустарный музей Московского губернского земства. До этого Н. Д. Бартрам в своем имении в Курской губернии вел большую педагогическую и просветительскую работу: создавая образцы различных игрушек, он обучал крестьянских детей их изготавливать. Первоначальная коллекция музея была составлена из личной коллекции Н. Д. Бартрама и различных источников государственного музейного фонда. Троице - Сергиевский музей игрушки по-своему уникален. Здесь представлены игрушки разных эпох: от изготовленных в первых кукольных мастерских - и до игрушек последнего времени. Одна из игрушек относится к разряду исторических. Это конь-качалка, которую изготовили специально для юного великого князя Павла I, будущего императора. Впоследствии этого коня очень берегли и передавали другим царским детям по наследству. Последний, кому досталась эта игрушка, был царевич Алексей - сын императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Дерево было не единственным материалом троицких мастеров. С изобретением папье-маше они стали делать лепные игрушки из этой массы.
Бабенская игрушка. В Подмосковье находится деревня Бабенки. Раньше изготовлением местных игрушек было охвачено 40 деревень трех волостей. Здесь практически весь год, за исключением летних месяцев, делали деревянные полированные игрушки. Из древесины разных пород изготавливались разъемные погремушки и грибы, вкладные шары, яйца, матрешки и т. д. Самым сложным считался многоместный шар. Шары и яйца точили «глухие» (то есть сплошные) и пустотелые - на 3, 6, 12 и более мест. Были и уникальные в своем роде.
В 1911 г. токарь Ф. Е. Ромахин выточил и отполировал в разные цвета 100-местное яйцо, которое затем стало одним из необычайных экспонатов Сергиево-Посадского музея игрушки. С Рождества до Масленицы в России проходило множество торгов, ярмарок. «Игрушечные» токари работали по 15-18 часов в сутки, подключая к работе всех членов семьи.
Петровский глиняная игрушка.Гончарный промысел в Костромской губернии еще в XIX в. существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились 2000 человек. Наряду с изделиями, пользующимися спросом в хозяйстве, петровские гончары лепили для детей различные фигурки зверюшек, скоморохов, гармонистов. А чтоб веселее было, все игрушки свистели. Для детей делались небольшие простые свистульки, а игрушки размером до 14-17 см предназначались для взрослых.
Богородская игрушка. Главное отличие этих игрушек в том, что они двигались, вращались на перекладинах, били в барабан, пекли блинчики, пилили дрова. Словом, сюжет всегда брался из жизни. И всегда в образах богородских игрушек можно было увидеть животных с чертами, присущими человеку. Экономические, политические, культурные события в истории страны влияли и на развитие промыслов. Например, во время Отечественной войны 1812 г. излюбленной игрушкой Сергиева Посада стали солдатики, гусары, уланы, изображения Кутузова и т. д. С конца XIX в. у кустарного игрушечного промысла появился сильный соперник - промышленность, вытеснившая мелкие артели. Рынок заполнили дешевые промышленные игрушки, главным образом немецкие. В конкуренции с промышленной игрушкой кустарь вынужден был понижать цены. С ценой падало и качество. Поэтому на рубеже XIX-XX веков предпринимаются попытки сохранения русских игрушечных промыслов. Но уже в начале XX века начался экспорт русских игрушек в Европу. Там они привлекли всеобщее внимание. Отечественная игрушка вновь завоевывает признание. Вы познакомились только с некоторыми видами народной игрушки России, но, тем не менее, любая игрушка имеет свою судьбу, свои периоды расцвета и упадка. Эти этапы связаны с историей, жизнью, бытом, культурой, со всеми видами искусства, и теснее всего - с прикладным. «Игрушечное» производство в России по праву является одной из интереснейших страниц в истории отечественного художественного ремесла.
2. Повторение основных способов вязания крючком. Таблица (Приложение 1).
3. Знакомство с технологией изготовления игрушки «Чудик». Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Вязание игрушки «Чудик» (Приложение 2, приложение 3).
«Чудик» представляет собой шарик, связанный длинными петлями (Приложение 5). К шарику пришиваются лапы, уши, руки, нос и различные аксессуары.
Свяжите все детали игрушки по технологической карте (Приложение 6).
Сборка и оформление
Голову-туловище, лапы, пальчики, нос набейте поролоном. Пришейте связанные детали к голове-туловищу. Глаза вырежьте по шаблонам из кожи или пластмассы и приклейте клеем «Момент».
Итог занятия.
Вопросы контроля. ( Приложение 4) Выставка изготовленных игрушек.
Анализ и оценка качества, эстетичности работ.