Цель:
- познакомить с произведением А.Погорельского «Черная курица»;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать нравственные качества.
Оборудование:
- учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «В океане света»;
- толковые словари;
- старинные предметы (подсвечник, глиняная посуда, керамическая плитка и др.) .
Ход урока:
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Орг. момент | ||
2. Ситуация успеха | Послушайте отрывки из произведений. Определите жанр.
1. Жили были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла как-то раз курочка яичко. 2. .. Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под неё, вышла… черная курица!... Чернушка захлопотала крыльями, взлетела на кровать и сказала человеческим голосом…. - Чем похожи? - Чем отличаются? - Кто назовет автора этой сказки? - А я знаю что эту сказку написал в 1828 Алексей Алексеевич Перовский. Кто из нас прав? - Псевдоним это что? |
- Это сказки Русская народная
- Герои – курицы. Русская народная А. Погорельский А.Погорельский – псевдоним Перовского. Придуманное имя |
3.Вызов | -Хотите прочитать самую первую литературную сказку? | |
4. Этап осмысления содержания | - О чем будет сказка? Ваши предположения?
- Сейчас Вам предстоит проверить, насколько Вы оказались правы. Прочитайте самостоятельно первую часть и выделите незнакомые слова. |
В этой сказке рассказывается о черной курице, о Чернушке. О мальчике, который дружил с курицей. |
5. Самостоятельное чтение с пометкой. | - Оправдались наши предположения?
Какие сказочные события произошли в 1-ой части?
Можете ли вы сказать, в родном ли доме живет Алеша? |
Рассудителен, боязлив, храбр, одновременно, любит Чернушку, любопытный, наблюдательный Нет, он никогда не бывал в комнатах старушек: слышит, как наверху ходили. Дом не знал |
6. Работа в группах. | В I части вам встретилось много слов, передающих характер эпохи и не совсем понятных сейчас. Объединившись в группы, выпишите эти слова. По возможности, объясните лексическое значение слов | Работают в группах. Выписывают незнакомые слова и находят значение в толковых словарях. |
7. Проверка групповой работы |
- Как взаимодействовали? Оцените. - Почему так важно понимать, что значат эти слова? - Кроме толкового словаря мы обращаемся к диалектным толковым словарям, например В.Даля. - На Украине и в Южной области России не говорят: лунные ночи, а говорят…. как? |
Дети отмечают на оценочной шкале слаженность работы группы. - Чтобы лучше понять то время, лучше понять содержание Месячные |
8. Самостоятельное чтение со «стопом» | Читаем вторую часть до слов «Берегись разбудить старушек…»
- Что может произойти, если разбудить старушек? - Читаем дальше… - Кто такие рыцари? - Ваши предположения, что произойдет дальше? Читаем до конца. - Смог ли Алеша помочь Чернушке во время её сражения с рыцарями? |
Предположение детей
- Воины в средние века Предположение детей |
9. Самостоятельное чтение | - Прочитайте 3 часть самостоятельно. - Что нового вы узнали об Алеше? |
|
10. Рефлексия | - Сегодня вы познакомились с 1-3 частями сказки. Подтвердились ли ваши предположения?
- Напишите, что произвело на вас сильное впечатление? - Кто из вас хотел бы прочитать свое эссе |
Дети пишут эссе |
11. Домашнее задание | Прочитать сказку. |
Литература:
Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова «Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс.