Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

- познакомить с произведением  А.Погорельского «Черная курица»;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать нравственные качества.

Оборудование:

- учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «В океане света»;
- толковые словари;
- старинные предметы (подсвечник, глиняная посуда, керамическая плитка и др.) .

Ход урока:

Структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Орг. момент    
2. Ситуация успеха Послушайте отрывки из произведений. Определите жанр.

1. Жили были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла как-то раз курочка яичко.

2. .. Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под неё, вышла… черная курица!... Чернушка захлопотала крыльями, взлетела на кровать и сказала человеческим голосом….

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

- Кто назовет автора этой сказки?

 - А я знаю что эту сказку написал в 1828 Алексей Алексеевич Перовский. Кто из нас прав?

- Псевдоним это что?

- Это сказки

Русская народная
Литературная

 

 

- Герои – курицы.

Русская народная
Литературная

А. Погорельский

А.Погорельский – псевдоним Перовского.

Придуманное имя

3.Вызов -Хотите прочитать самую первую литературную сказку?  

4. Этап осмысления содержания - О чем будет сказка? Ваши предположения?

- Сейчас Вам предстоит проверить, насколько Вы оказались правы.

Прочитайте самостоятельно первую часть и выделите незнакомые слова.

В этой сказке рассказывается о черной курице, о Чернушке. О мальчике, который дружил с курицей.
5. Самостоятельное чтение с пометкой. - Оправдались наши предположения?

Какие сказочные  события произошли в 1-ой части?
Что мы узнали об Алеше?

 

Можете ли вы сказать, в родном ли доме живет Алеша?

 

Рассудителен, боязлив, храбр, одновременно, любит Чернушку, любопытный, наблюдательный

Нет, он никогда не бывал в комнатах старушек: слышит, как наверху ходили. Дом не знал

6. Работа в группах. В I части вам встретилось много слов, передающих характер эпохи и не совсем понятных сейчас. Объединившись в группы, выпишите эти слова. По возможности, объясните лексическое значение слов Работают в группах. Выписывают незнакомые слова и находят значение в толковых словарях.

7. Проверка групповой работы

- Как взаимодействовали? Оцените.

- Почему так  важно понимать, что значат эти слова?

- Кроме толкового словаря мы обращаемся к диалектным толковым словарям, например В.Даля.

- На Украине и в Южной области России не говорят: лунные ночи, а говорят…. как?

Дети отмечают на оценочной шкале слаженность работы группы.

- Чтобы лучше понять то время, лучше понять содержание

Месячные
Передняя – горница
Сени – коридор
Платье – одежда носимая поверх нижнего платья
Рукомойник – умывальник
Изразцы – глиняные плитки украшали печь
Мурава – тонкий слой жидкого стекла
Шандал – подсвечник
Голландки – это фантастический образ могут быть и курицы и старушки из Голландии

8. Самостоятельное чтение со «стопом» Читаем вторую часть до слов «Берегись разбудить старушек…»

- Что может произойти, если разбудить старушек?

- Читаем дальше…
До слов – Ты, верно, разбудил рыцарей

- Кто такие рыцари?

- Ваши предположения, что произойдет дальше? Читаем до конца.

- Смог ли Алеша помочь Чернушке во время её сражения с рыцарями?
- Интересно ли вам что будет дальше?
- Непросто попасть Алеше в подземное царство, путь полон испытаний и соблазнов.

 

Предположение детей

 

- Воины в средние века

Предположение детей

9. Самостоятельное чтение - Прочитайте 3 часть самостоятельно.
- Что нового вы узнали об Алеше?
 
10. Рефлексия - Сегодня вы познакомились с 1-3 частями сказки. Подтвердились ли ваши предположения?

- Напишите, что произвело на вас сильное впечатление?

- Кто из вас хотел бы прочитать свое эссе

 

Дети пишут эссе

11. Домашнее задание Прочитать сказку.  

Литература:

Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова «Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс.