Цели и задачи урока:
- Научить учащихся извлекать информацию из разных источников с целью выявления главной идеи.
- Развивать умение вести диалог на основе прочитанного, услышанного, используя проекты учащихся, их творческие работы по данной теме.
- Воспитывать у учащихся умения обобщать, сотрудничать в группе, работать индивидуально и в парах, исходя из личной заинтересованности и психологической совместимости, оформлять свои ответы на вопросы.
Вид урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Присутствуют: учителя биологии, психолог, школьный врач, фельдшер, родители учащихся, члены управляющего совета школы.
Творческие группы: учащиеся, изучающие английский язык разбиваются на творческие группы: совет консультантов (химики), участники творческих проектов, учащиеся-языковеды.
Химия: тема 5 “Органические соединения”, урок 11 “Обобщение знаний учащихся по органической химии”. УМК О.С. Габриеляна.
Учитель химии И.Г. Андрухова (учитель высшей категории, лауреат регионального этапа “Учитель года 2005”) МОУ СОШ № 3 г. Гусева Калининградской области.
Английский язык: цикл 4, урок 12, УМК, созданный авторским коллективом под руководством В.П. Кузовлёва. Научный руководитель авторского коллектива проф. Е.И. Пассов.
Учитель английского языка В.К. Соболева (заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории) МОУ СОШ № 5 г. Гусева Калининградской области.
Оборудование к уроку-семинару:
- творческие работы учащихся-участников конкурса “За здоровый образ жизни в регионе”
- информация о состоянии питания и здоровья детей России зав. Кафедрой биохимии Томского медуниверситета Г.А. Сухановой
- информация о состоянии здоровья детей в регионе, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №5 г. Гусева
- дидактический материал для ответов с учётом личностно-ориентированного подхода учащихся
- диаграммы и схемы по анализу проведенного анкетирования по теме “Пища современного человека”
- коллекция этикеток различных продуктов питания.
- интерактивная доска или компьютер с мультимедийным проектором.
- презентации Microsoft Power Point к уроку и к выступлениям учеников (к сожалению, эти презентации не представлены, т.к. превышают объём).
Эпиграф к уроку:
Человек есть то, что он ест.
В. Вересаев
A Man is what he eats
V. Veresaev
Ход урока.
I этап. Разминка – Warming-up.
Задаются вопросы, на которые учащиеся отвечают и показывают необходимые карточки.
Учитель английского языка:
- What minerals do you know?
- Do you know anything about vitamins?
- Do you like red and yellow vegetables?
- Who likes green vegetables and citrus fruits?
- What vitamin helps the body to fight infection?
II этап. Наши проекты
Учитель химии: Что мы знаем о себе? То, что человек на 60% состоит из воды. Распределена она неравномерно: так, в жировых тканях воды всего 20%, в костях – 25%, в печени – 70%, в мышцах – 75%, в крови – 80% и в мозге – 85 % воды от общей массы тела. При взгляде на эти цифры поражает кажущийся парадокс - в жидкой крови меньше воды, чем в довольно плотном мозге. Остальные же 40% массы человеческого тела распределяются так: белки – 19%, жиры и жироподобные вещества – 15 %, минеральные вещества – 5%, углеводы – 1 %. Какова же роль и суточная норма этих веществ? Именно, об этом мы поговорим на нашей встрече.
Сегодня мы хотим разобраться, насколько наша культура питания соответствует принципам рационального питания, что, когда и как часто ест современный школьник нашей школы. С этой целью мы предложили ребятам нашей школы (возраст от 12 до 18 лет) и их друзьям ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты анкетирования представлены на стенде.
А сейчас обратимся за помощью к нашим специалистам.
Учащийся-эксперт(1): Основными химическими веществами пищи являются белки, жиры, углеводы. Белки являются основой строения каждой клетки, органа, организма в целом. Ценность белка определяется не его количеством, а качеством. В случаях с белками принцип: “Чем больше, тем лучше” не является приемлемым. При избыточном потреблении мяса в кишечнике активируются процессы гниения, происходит самоотравление организма. В странах Древнего Востока, как отмечают историки, существовала своеобразная казнь: приговоренных к смерти кормили только вареным мясом, и они умирали от самоотравления на 28-30-й день, то есть гораздо раньше, чем при голодании.
Наиболее ценен тот белок, в котором присутствуют все незаменимые аминокислоты. Полноценный белок содержится в мясе, рыбе, кальмарах, креветках, икре, яйцах, молоке, твороге, сыре, орехах.
В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой обработке.
При тепловой обработке происходит денатурация
белка, разрушается третичная структура молекулы
белка, при этом белок
теряет свои свойства, становится непрозрачным,
нерастворимым в воде, приобретает вязкость. Это
облегчает доступ к молекуле ферментов
желудочно-кишечного тракта.
Учащийся-эксперт(2): Функции жиров в организме, как и белков, многообразны. Это основной энергетический материал для организма. Каждый грамм жиров при сгорании дает 9,0 ккал, что в 2 раза больше, чем энергетическая ценность углеводов.
В состав животных жиров преимущественно входят насыщенные кислоты, в состав растительных - ненасыщенные, поэтому животные жиры, как правило, твердые вещества, а растительные чаще всего жидкие. В состав растительного масла входят остатки непредельных кислот, и отмечают, что роль ненасыщенных жирных кислот для роста и развития организма, деятельности сердечно-сосудистой системы огромна.
Основными источниками растительных жиров для организма являются растительные масла (99,9 % жира), орехи (53-65 %), овсяная (6,9 %) и гречневая (3,3 %) крупы.
Углеводы всасываются в кровь только в виде моносахаридов: глюкозы и фруктозы. При этом фруктоза, в отличие от глюкозы, не способствует развитию распространенного заболевания зубов - кариеса.
Учитель химии: Еще одна проблема, с которой нам приходится сталкиваться ежедневно – это использование производителями пищевых продуктов разнообразных пищевых добавок: консервантов, красителей, ароматизаторов, различных заменителей натуральных продуктов. Мы предоставляем слово следующему нашему гостю и попросим его рассказать об этих добавках.
Учащийся-эксперт(3): Современные методы производства, доставки и хранения ряда продуктов потребовали применение так называемых пищевых добавок.
Антиоксиданты добавляются в жиры, молочные продукты для предотвращения прогоркания жиров и увеличения сроков сохранности этих продуктов, к сожалению, безвредность многих добавок вызывает сомнение.
При производстве различных напитков широко используются различные концентраты, красители и ароматизаторы, которые придают этим напиткам цвет, вкус и запах натуральных продуктов. Однако таят в себе серьезную опасность т.к. являются весьма опасными для здоровья. Многие синтетические красители вызывают рак. Повсеместно запрещены такие красители как – цитрусовый красный Е121 и Е123 –амарант.
Запрещен к применению консервант Е240 – это 40%- ный водный раствор формальдегида, называемый формалином. Именно этот консервант используют для обработки импортных окорочков.
Учащийся-эксперт(4): Я хотела познакомить вас с результатами моей исследовательской работы “Чипсы – вред или польза”, так как этот продукт очень популярен среди школьников. Под термином “чипсы” (от англ. “chips” - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены в 1853г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильда его изобретательным шеф-поваром Д. Крумом. В настоящее время в мире чипсы, на самом деле готовится из пюре, для которого используют как картофельные полуфабрикаты, так и производные зерновых культур (при этом необходима дополнительная желатинизация). Поэтому правильнее называть их не чипсами, а снэками. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно инициируются процессы их окисления и распада с образования гидроксикислот, эпоксидов, кетонов и альдегидов.
Среди многих токсичных веществ, присутствие которых в продуктах питания строго контролируют медики и диетологи, в последнее время выделяют акриламид, поражающий главным образом нервную систему, печень, почки. В 1994 г. акриламид был отнесен специалистами Всемирной организации здравоохранения к веществам, “вероятно канцерогенным для человека”. До недавних пор продукты питания не считались возможным источником акриламида, но чрезвычайно жестко контролировалось его содержание в воде (летальная доза акриламида для крыс, морских свинок, кроликов составляет 150-180 мг/кг; ПДК – 0.3 мг/м3). Настоящий шок вызвали недавно опубликованные результаты исследований шведских ученых, обнаруживших запредельные концентрации данного соединения в особо популярных продуктах питания. Так в чипсах содержание акриламида достигает 614 мкг/кг. Мы вновь можем убедиться, что чипсы занимают здесь лидирующую позицию. Вспомните этот факт, когда решите купить чипсы!
(К сожалению презентации к выступлениям учеников приложить не можем из-за превышения требуемого объёма предоставленной работы).
Учитель английского языка: Speaking, answering the questions.
Many scientists believe our health is in trouble, because we have been polluting the earth’s land, air and water for too long.
The connection between our health and environment has been widely recognized.
Look at the picture and say what we must eat and drink to be healthy.
Questions (работа в парах, в малых группах):
- What should you eat every day?
- What minerals should you eat every day?
- You should drink lots of water, shouldn’t you?
- Protein is good for you, isn’t it?
- What is necessary for you every day?
В заключение первой части семинара все группы выполняют тест (приложение 1. Презентация Microsoft Power Point, слайд 7; проверка – слайд 8)
Во время перерыва участники семинара знакомятся с экспозицией, обмениваются информацией.
III этап. Работа в творческих группах.
Учащиеся знакомятся с выданной информацией, обсуждают и готовят небольшое резюме по заданной теме.
Раздаются тексты с заданиями.
I группа учащихся (химики-эксперты) получают “Витаминную азбуку” (приложение 2)
II группа учащихся (химики-эксперты) получают выписку из статьи профессора зав. кафедрой биохимии Томского медуниверситета Г.А. Сухановой:
Проблема здоровья детей в наши дни
актуальна как никогда: за последние 15 лет
ведущими учеными страны экологическая
обстановка, состояние питания и здоровья детей
оцениваются, как факторы, представляющие
реальную угрозу национальной безопасности
России. Сегодня в 1 классе 10% детей уже имеют заболевания, по окончании 11 класса 94% хронически больны. Авитаминоз в России носит круглогодичный характер: по витамину С - у 97% населения дефицит, по витамину В - у 80%, по бета-каратину - у 60%, 50% детей имеют вялотекущие воспаления - гастрит, дуоденит, пилонефрит и т.д. У 40% ослаблена бронхо-легочная система, 80% имеют плохой состав крови: снижен гемоглобин. У 60% школьников лямблии в печени, у 90% детей недостаток йода ведет к серьезным проблемам и последствиям: вялость сердечной мышцы, вегето-сосудистая дистания, плохое кровоснабжение всех органов, особенно мозга и глаз, за счет чего у ребенка снижены способности к учебе, плохая память, концентрация внимания, дети быстро утомляются. Строго говоря, у 90% таких детей в таких условиях мозг не может воспринимать и удерживать учебную информацию |
III группа учащихся (учащиеся-языковеды) получают “What vitamins can you find in these vegetables and fruit?”
Vitamin A is necessary (необходим) to strengthen (усиливать) your eyes, and help you grow. It is also good for the skin and hair. You can find it in red and yellow vegetables. B vitamins help to keep nerves healthy. You can find them in grains (зерно). Vitamin C is for healthy bones (костей) and teeth. It helps the body to fight infection. You can find it in green vegetables and citrus fruits. |
IV группа учащихся-языковедов выполняют задание
CAFFEINE AND YOUR HEALTH How much is too much?People get caffeine mostly from coffee, tea, and chocolate. Caffeine makes people jumpy and nervous. Adults can have 400 mg of caffeine a day. 300 mg caffeine can make a child anxious and restless. Caffeine is not recommended for people with heart problems. |
Группы учащихся обмениваются информацией, задают вопросы, обсуждают.
IV Обратная связь.
Учащимся для заполнения выдаются таблицы. (таблица дублируется на экране). (Приложение 1. Презентация Microsoft Power Point, слайд 11)
Fruit/Vegetable | Vitamin | What for |
cabbage | C |
for healthy bones and teeth |
pumpkin | ||
tomatoes
|
||
lemons | ||
beans |
Затем они выполняют небольшой тест (см приложение 1. Презентация Microsoft Power Point, слайды № 12, 13).
A |
B |
C |
D |
E |
|
№1 |
3 |
1 |
4 |
5 |
2 |
№2 |
1 |
№1. Установите соответствие, вписав соответствующую цифру.В человеческом организме:
№2 Which girl is eating a better lunch?
Проверка. (см приложение 1. Презентация Microsoft Power Point, слайд № 14)
V. Заключительный этап. Let’s meet.
Учащиеся выбирают карточки, на которых написаны пословицы и поговорки о здоровой пище на русском и английском языках. Ребята должны за ограниченное время (пока звучит музыка) найти соответствующую пословицу и выстроится парами.
Good health is above wealth.
Wealth is nothing without health.
Gluttony kills more men than the sword.
An apple a day keeps the doctor away.
Bread is the staff of life.Здоровье лучше, чем богатство.
Богатство ничто без здоровья.
Ешь поменьше, проживёшь подольше.
Обжорство убивает больше людей, чем меч.
По яблоку в день – и обойдёшься без доктора.
Хлеб – это опора жизни.
VI. Домашнее задание
№ 6 стр. 194 (Химия 9. О.С. Габриелян)
Проанализировать этикетки различных товаров на содержание пищевых добавок.
Упр. VII.1.1. cтр. 196
Be ready for you project “ A Man is what he eats”
Подготовить для классных часов обобщённый материал по данной теме.
Key
Fruit/Vegetable |
Vitamin | What for |
cabbage | C |
for healthy bones and teeth, helps to fight infection |
pumpkin | А |
strengthens your eves, helps you grow, good for skin and hair |
tomatoes | А |
strengthens your eyes, helps you grow, good for skin and hair |
lemons | C |
for healthy bones and teeth, helps to fight infection |
beans | B |
keeps nerves healthy |
A |
B |
C |
D |
E |
|
№1 |
3 |
1 |
4 |
5 |
2 |
№2 |
1 |