Цели:
- Повысить у обучающихся мотивацию занятий математикой.
- Ввести и отработать понятие физический смысл производной, развивать умение применять знания в нестандартной ситуации.
- Расширить кругозор, развивать умения: отбирать и структурировать материал по заданной теме, выступать перед аудиторией, пользоваться Интернет.
Цели (формулируемые на уроке):
- Ввести и отработать понятие физический смысл производной;
- Применять знания в нестандартной ситуации;
- расширить кругозор.
Прогнозируемый результат:
- обучающиеся отработают понятие физический смысл производной;
- узнают имена ученых, которые открыли производную миру;
- повысится мотивация хорошего усвоения данной темы и изучения математики;
- изменится мировоззрение обучающихся .
Ход урока:
1. Организационный момент: Сегодня мы будем работать в опорных конспектах, которые у вас находятся на рабочих столах. Помощником при подготовке урока и сегодня при его проведении у нас выступает Интернет.
2. Сформулируем гипотезу: Тема урока сегодня звучит так: «Почему мы изучаем «Производную» в школе?»
Как вы думаете ответить на вопрос темы урока?
Выберем ответы из левого столбца:
|
3. Любое открытие в математике люди делали благодаря своей практической деятельности, производная не стала исключением. Очень кратко и благодаря Интернету ярко об истории появления производной расскажет Николаев Виталий.
4. Решение задач по теме геометрический и физический смысл производной.
А) Обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем: «Он очень мало знает, но у него положительная производная». Все поняли, что хотел сказать учитель: скорость приращения знаний у ученика положительна, а это есть залог того, что его знания возрастут. Подумайте, как вы могли бы охарактеризовать три кривые роста знаний.
Ответ:I -ого знания не растут т.к. производная в каждой точке прямой равна нулю, знания II-го растут быстрее, чем III-го т.к. угол наклона касательных будет больше, а следовательно и больше производная, потому что тангенс функция возрастающая.
Б) (ЕГЭ, 2006г., А10) Тело движется прямолинейно в вертикальном направлении по закону h(t)=2+9t-5t2 (t-время движения, h – расстояние от поверхности земли до тела). Определить начальную скорость движения.
Ответ:v(t)=h’(t)=910t.Vнач.=v(0)=9 В).
В) (ЕГЭ, 2006 г., В5)
5. Давайте теперь постараемся понять нужны ли знания о производной в профессии? Выслушаем Любчич Алису.
6. Вопрос: Может быть производная имеет еще и экономический смысл. На этот вопрос мы попросим ответить нашего помощника Интернет. Женя у нас сегодня навигатор в сети.
Женя, как бы ты сформулировал запрос? (Экономический смысл производной)
Сегодня мы не будем с вами формулировать экономический смысл производной, кого заинтересует ответ сам может отправиться в плавание, но ребята, готовясь к уроку, в своих сообщениях сохранили ссылки на все интересные материалы, вы можете, просматривая электронный вариант урока, познакомиться с материалами более подробно.
Экономическая задача.
Предприятие производит Х единиц некоторой однородной продукции в месяц. Установлено, что зависимость финансовых накоплений предприятия от объема выпуска выражается формулой f(x)=-0,02x3+600x -1000. Исследовать потенциал предприятия.
Решение: Функция исследуется с помощью производной на наибольшее значение.
Вывод: финансовые накопления предприятия растут с увеличением объема производства до 100 единиц, при х =100 они достигают максимума и объем накопления равен f(100)= -20000+60000-1000=39000 денежных единиц. Дальнейший рост производства приводит к сокращению финансовых накоплений.
7. Оказывается производную можно применять в самых неожиданных ситуациях. Слово Игнатюку Артуру
Проверить тождество:
Доказательство: Рассмотрим функцию
Вычислим ее производную (по х):
Поэтому (замечание) . Следовательно, что равносильно тождеству.
8. Решить задачу: (см. видеоролик)
Снаряд массой m выпущен вертикально вверх с подводной лодки с начальной скоростью v0. Найти кинетическую энергию снаряда в момент времени t0.
Решение:
9. Вывод: Вернемся к началу урока, верно ли мы сформулировали гипотезу?
Единственное на уроке не прозвучало доказательство изучения производной в ВУЗе, давайте снова обратимся к Интернету.
Евгений, как сформулируем запрос? (высшая математика производная)
Сколько ссылок нашлось по нашему запросу? Как они звучат?
Какой вывод следует сделать?
10. Д/з. 767(в), 727(а), 893(а). Творческое задание: Что вы должны знать о производной, чтобы в жизни у вас все сложилось?
11. Самостоятельная работа.
Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции y= в точке с абсциссой x=0. | |
Точка движется по закону Какова её скорость в момент времени t=1,25? | |