Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Действия с рациональными числами"

Разделы: Математика


Цели урока.

1. Обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по теме; применение знаний в новых условиях; проверка уровня усвоения материала.

2. Воспитание самостоятельности, коммуникативных навыков; формирование целостной картины мира.

3. Развитие внимания, памяти, логического мышления, умения искать и находить информацию, классифицировать и систематизировать знания; знакомство с основными навыками исследования.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер для проверки теста, рабочие листы для каждого ученика и таблицы квадратов.

Ход урока

1.Оргмомент.

Класс делится на две группы, выбирает капитанов. Учитель сообщает тему урока, вместе с ребятами формулирует цели урока для них:

1) повторить: какие числа относятся к рациональным, какие действия мы умеем производить с рациональными числами;

2) узнать: о рациональных способах вычисления, о существовании не известных нам чисел;

3) проверить свои знания по этой теме.

2. Актуализация знаний.

Группы учащихся задают вопросы друг другу и отвечают на них, восстанавливая опорный конспект по теме ( см. презентацию урока).

3. Практическое применение знаний.

Выступления двух учащихся с индивидуальным заданием: они должны были найти значения данных числовых выражений наиболее рациональным способом.

№ 1.

=

( решение см. в презентации).

Выводы: про решении этого примера мы применили следующие рациональные способы вычислений: сокращение количества действий с помощью устных вычислений, вынесли за скобку общий множитель и сократили на него дробь, деление нескольких дробей выполнили одним действием.

Вместо 13 действий мы записали только 5.

№2

= 0,54.

Выводы: при решении данного примера мы сначала делители числителя перенесли в знаменатель дроби, а делители знаменателя- в числитель, затем применили основное свойство дроби, умножив числитель и знаменатель дроби на 100 000, чтобы превратить десятичные дроби в натуральные числа, а потом их сократить.

№3 ( решается с комментированием по действиям см. презентацию).

4. Практическая работа.

Мы и сейчас уже достаточно много знаем о числах, но все-таки зададим себе вопрос: все ли виды чисел мы изучили? Для того, чтобы на этот вопрос ответить, проведем небольшое исследование. Но любое исследование проводится по особым правилам. Сейчас мы с этими правилами познакомимся. Итак, любое исследование начинается с постановки проблемы, затем выдвигается гипотеза, изучаются факты и делаются выводы, т.е. гипотеза либо принимается, либо отвергается.

Далее ребята выполняют по группам практическую работу, пользуясь таблицей квадратов.

Практическая работа. Вариант 1.

Найдите сторону квадрата, площадь которого равна 2 см.

  1. Между какими натуральными числами находится искомое число?
  2. Подберите соответствующую дробь с точностью до десятых, сотых.
  3. Подберите соответствующую периодическую дробь.
  4. Ответьте на вопрос: существует ли рациональное число, квадрат которого равен 2?
  5. Практическая работа. Вариант 2

    Найдите число, квадрат которого равен 3.

  6. Между какими натуральными числами находится искомое число?
  7. Подберите соответствующую дробь с точностью до десятых, сотых.
  8. Подберите соответствующую периодическую дробь.
  9. Ответьте на вопрос: существует ли рациональное число, квадрат которого равен 3?

Итак, мы не смогли подобрать рациональные числа, квадраты которых равнялись бы 2 или 3. Значит, существуют еще какие-то числа, кроме рациональных? ( следует сообщение о возникновении иррациональных чисел).

5.Тестирование.

Тест решается у компьютера с последующей проверкой и выставлением оценки( текст см. приложение или презентацию).

6. Домашнее задание.

Домашнее задание предусматривает решение примера, аналогичного решенным в классе, самостоятельное составление подобного примера и подбор иррационального числа( см. приложение).

7. Подведение итогов урока.

Контроль выполнения целей, поставленных перед учащимися в начале урока.